Государственная дума России 22 апреля избрала на должность уполномоченного по правам человека члена фракции "Справедливая Россия", юриста, генерал-майора МВД Татьяну Москалькову. За нее проголосовало большинство депутатов. Выступая перед коллегами по Думе, Москалькова заявила, что престиж российского уполномоченного необходимо поднимать на мировой уровень и что сегодня правозащитная тематика "активно используется" Западом для спекуляций и шантажа. Москалькова пообещала депутатам, что им "никогда не будет за нее стыдно". Российское правозащитное сообщество скептически воспринимает назначение Татьяны Москальковой на должность уполномоченного по правам человека. По их мнению, человек с опытом работы в правоохранительных органах не справится с ролью проводника между властью и правозащитными организациями.
За кандидатуру Татьяны Москальковой проголосовали 323 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов. 11 человек выступили против. По словам Москальковой, на новой должности она намерена заняться вопросами, связанными с нарушениями прав в медицинской и образовательной сферах, в сфере трудовых отношений, уголовно-исполнительной системе. Кроме того, Москалькова считает новым для себя направлением защиту прав россиян, проживающих за рубежом, в частности, в странах Балтии, на Украине и в Приднестровье.
По словам Татьяны Москальковой, сейчас права человека "стали активно использоваться западными и американскими структурами в качестве орудия шантажа, спекуляций, угроз, попыток дестабилизировать и оказать давление на Россию". Москалькова заявляет, что готова противостоять этим попыткам. Также, по мнению Москальковой, необходимо поднимать на мировой уровень престиж российского уполномоченного по правам человека.
Кроме того, Татьяна Москалькова намерена лично встретиться с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, чтобы понять, как в республике соблюдаются права человека. Она также пообещала "взять под личный контроль" расследование нападения на журналистов и правозащитников, которое произошло вечером 9 марта в Ингушетии.
Весь опыт работы ее в Госдуме показывает, что она не просто представитель силовиков, но она консервативный представитель силовиков
Татьяна Москалькова заявила, что приостановит членство в партии "Справедливая Россия", как того требует закон, но продолжит сотрудничать с коллегами-депутатами. В Госдуму Москалькова была избрана в 2007 году от партии "Справедливая Россия", была заместителем председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Москалькова – генерал-майор МВД, работала заместителем начальника Главного управления правовой работы и внешних связей МВД, затем – первым замначальника правового департамента МВД. В 1999 году баллотировалась в Думу от партии "Яблоко".
Чего ждать от Татьяны Москальковой как от нового уполномоченного по правам человека? Рассуждает лидер движения "За права человека" Лев Пономарев:
– У нее бэкграунд, конечно, не человека, который должен заниматься правами человека. У нее нет опыта, и ее желание стать уполномоченным выглядит крайне странно. Я один раз с ней встречался. Вполне симпатичная молодая женщина. Я с ней по-человечески с удовольствием бы общался. Но весь опыт работы ее в Госдуме показывает, что она не просто представитель силовиков, но она консервативный представитель силовиков. Одно ее предложение переименовать МВД в ВЧК – это, конечно, для правозащитников настораживающее высказывание. Она не подходит по своему бэкграунду для должности уполномоченного по правам человека. Во время своего сегодняшнего выступления она сказала, что США, Запад спекулируют на теме прав человека. Мы должны этому противостоять. Что она имеет в виду? Если она имеет в виду соревноваться с США в защите прав человека, имеет в виду международные параметры прав человека, которые заложены в Конституцию РФ, в международные договоры, которые мы подписывали, то, пожалуйста. Мы ей будем помогать. Она будет с нами сотрудничать. Или она имеет в виду что-то другое? Например, в советское время СССР тоже соревновался в области прав человека, говорили, что у нас человек труда защищен, а вот на Западе – нет, потому что там есть безработица и прочая лабуда. Если так она хочет защищать права человека, то тогда очевидно, что общего языка с нами она не найдет.
Она не будет посредником между правозащитными организациями и госорганами, как Лукин, как Элла Памфилова. Может быть, ей нужно время
Скорее всего, она будет делать зачистку в области правозащитников, ситуация будет меняться в сторону возвращения в СССР. А в советское время были общественные организации. Например, были профсоюзы. Они действительно делали что-то полезное, раздавали путевки, например. Но они ни в коем случае не защищали права трудящихся от эксплуатации, не готовили и не проводили забастовки и т. д. Если в этом плане Москалькова представляет соревнование с США, то, конечно, уполномоченный по правам человека – это будет очередной государственный орган. А здесь я могу сказать, да, мы будем сотрудничать с Москальковой, но как с государственным органом, как с прокуратурой мы общаемся, с МВД. Но она не будет посредником между правозащитными организациями и госорганами. Таким проводником был Лукин, таким проводником была Элла Памфилова и даже Олег Миронов. Может быть, ей нужно время, человек может меняться.
– Вы думаете, что все-таки есть шансы, что ее риторика изменится?
– Мы ничего не знаем. При голосовании они говорила некие вещи, немножко странноватые. Посмотрим, что она завтра скажет. Каждый человек имеет право на изменения. Мы должны это поощрять. Я буду поощрять Татьяну Москалькову и ее движение в сторону прав человека, в защиту прав человека, – говорит Лев Пономарев.
Член президентского Совета по правам человека и развитию гражданского общества, глава "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин признается, что не так оптимистичен. У него и не было предубеждений против Москальковой из-за ее "бэкграунда" в МВД, однако ее выступление в Госдуме, по мнению Каляпина, свидетельствует о том, что правозащитная деятельность для Москальковой будет не на первом месте.
– Назначение, а скорее, выдвижение ее кандидатуры было для меня неожиданным, – признается Игорь Каляпин. – Мне все-таки казалось, что наши депутаты имеют более адекватное представление о том, что такое уполномоченный и каковы его функции. Я совершенно не сомневаюсь в компетентности Москальковой как сотрудника МВД, она грамотный, вменяемый, хороший, дееспособный специалист, но это все очень хорошо работало в правовом управлении МВД. Для омбудсмена нужны немножко другие качества и немножко другой бэкграунд. Омбудсмен – это человек, который занимается модерацией между правозащитным сообществом и властью. Нужно, чтобы уполномоченный обращал внимание и парламента, и президента на какие-то острые проблемы, которые возникают в том или ином секторе. Ее заявление о том, что она считает очень важным поднять престиж российского омбудсмена на должный международный уровень, меня повергло в шок. Потому что, по-видимому, госпожа Москалькова не понимает, что она не в МВД находится. Это у нас у МВД престиж нужно куда-то там поднимать, потому что его вообще нет. А вот с престижем омбудсмена у нас как раз все в порядке. У нас всех ее предшественников во всем мире очень уважали и относились к их работе всегда с пониманием, уважением и сочувствием. Сочувствием, потому что, к сожалению, власть очень часто к нашим омбудсменам не то что не прислушивалась, она их не слышала. И Элла Александровна Памфилова, и Лукин, и их предшественники зарекомендовали себя на этом посту очень и очень хорошо.
Ее заявление о том, что она считает очень важным поднять престиж российского омбудсмена на должный международный уровень, меня повергло в шок
А то, что она успела наговорить сегодня, меня повергло в глубокое уныние. Я не отрицаю, что права человека, вообще, как любые права время от времени становятся предметом спекуляций. Такое бывает. Есть проблемы с нарушением прав человека в отношении русскоязычных за рубежом. Это тоже правда. Но это совершенно не сопоставимо ни по остроте, ни по масштабам с теми нарушениями, с которыми сталкиваются наши, российские, граждане со стороны наших, российских, органов власти и должностных лиц. И то, что она начинает свою деятельность с таких заявлений, что мы будем искать соринку в глазах соседа, а бревно из собственного глаза мы доставать не собираемся, это говорит о том, зачем ее туда избрали. Главное, что удалось Лукину и Памфиловой, несмотря на то что они очень разные люди, тем не менее и одному, и второй удалось эту конституционную должность уполномоченного по правам человека РФ превратить в работающий институт. Я очень сомневаюсь, что сейчас это сохранится, потому что звучат такие декларации. У меня не было особых предубеждений к Москальковой из-за того, что она генерал МВД. Это с точки зрения правозащитного имиджа как-то не очень, но, с другой стороны, у меня очень многие коллеги – бывшие сотрудники полиции. Но вот ее эти первые заявления и декларации, к сожалению, все мои прекрасные надежды разрушили просто на корню.
– Как вы думаете, это было намеренное решение Госдумы и власти в целом – поставить на должность уполномоченного человека, который обозначит такое направление своей деятельности? Зачем это было сделано?
– Конечно, депутаты знали, кого они назначают. С другой стороны, сама Москалькова понимает, каков тренд. Судя по тому, что она ляпнула о необходимости поднимать престиж омбудсмена, она вообще не очень в теме. Она не очень понимает, куда она пришла. Она не очень понимает историю этого института, задачи этого института. Но вот тренд политический она, безусловно, чувствует, она понимает, что надо говорить и делать, чтобы понравиться тем, от кого зависит дальнейшее продвижение по лесенке. Тут никакого заговора, конечно, нет. Просто есть сообщество людей карьерных, которые хотят карабкаться выше. Очевидно, что Москалькова из этого сообщества.
– А права человека, получается, уйдут уже на второй план?
То, что она начинает свою деятельность с заявлений, что мы будем искать соринку в глазах соседа, а бревно из собственного глаза мы доставать не собираемся, говорит о том, зачем ее туда избрали
– У нас для любого чиновника из этого карьерного сообщества, куда бы он ни был назначен, его работа – в лучшем случае на втором месте. А на первом –соответствие тренду, когда нужно говорить и делать то, что соответствует некоему политическому формату, чтобы, не дай бог, не показаться ненадежным человеком, не выглядеть как какой-то вольнодумец, диссидент и т. д. А уж как это соотносится с теми задачами, которые нужно решать, – это дело десятое. И это все понимают. Ничего хорошего, к сожалению, в связи с этим, наверное, ждать не приходится, – заключает Игорь Каляпин.
Глава СПЧ Михаил Федотов поздравил Татьяну Москалькову с новой должностью. Соответствующая телеграмма опубликована на сайте СПЧ. В ней также говорится, что решение Госдумы – "признание высокого профессионализма", "богатого опыта и знаний" Москальковой в сфере права. Федотов пообещал, что в лице СПЧ Москалькова найдет "надежного партнера в деле защиты прав и свобод человека и гражданина".
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин приветствует назначение нового уполномоченного и рассчитывает на то, что "все имеющиеся наработки будут продолжены".
Помимо Татьяны Москальковой на должность уполномоченного по правам человека претендовали еще пять человек: члены ЛДПР Иван Сухарев, Антон Морозов и Сергей Калашников, Олег Смолин от КПРФ и член ЛДПР Маргарита Свергунова в качестве самовыдвиженца. Позднее Сухарев и Морозов свои кандидатуры сняли. Должность омбудсмена была учреждена в России Конституцией 1993 года.