Продолжение серии, начало читайте здесь.
В номере советского журнала "Радиофронт" от февраля 1936 года был опубликован рисунок, изображающий радиолюбителя и шкалу настройки радиоприемника с указанием иностранного вещателя и длины волны, на которой следует слушать его передачи. Среди прочих европейских городов на рисунке указан и немецкий Цеезен в земле Бранденбург.
Именно оттуда немецкое радио (оно тогда было только государственным) 26 августа 1926 года начало передавать программы специально для зарубежной аудитории. В этот день в эфир впервые вышло Weltrundfunksender – "Всемирное радиовещание". Но в 1936-м это радио было уже, конечно, нацистским.
А в 1937 году "Радиофронт" опубликовал таблицу, в которой тоже значился Цеезен и начальная фраза его международных радиопрограмм, напечатанная кириллицей: "Хир ист де дейтше курцвеллензендунг" – "Говорит немецкий коротковолновый передатчик". Именно так – Deutsche Kurzwellensender – назывались программы нацистского иновещания.
Популярности немецкого международного радио способствовали проходившие в Германии зимние и летние Олимпийские Игры 1936 года. Именно благодаря его передачам весь мир узнал позывные Берлинской Олимпиады, написанные Паулем Винтером.
Не раз в те дни звучал на волнах Deutsche Kurzwellensender и Олимпийский гимн, автором которого был Рихард Штраус.
Но в этой главе цикла речь пойдет не о спорте, а о нацистской пропаганде на Ближнем Востоке. Мы уже касались этой темы в главе "Империя идет на войну". Тема эта заслуживает особого внимания, в том числе и потому, что в популярной публицистике она зачастую излагается слишком прямолинейно, а следовательно, искажается.
Собеседник Радио Свобода – старший преподаватель кафедры востоковедения Алтайского государственного университета Сергей Шерстюков.
– Какое место занимал Ближний Восток в общей военной и политической стратегии нацистской Германии?
– Позиция нацистского руководства и, в частности, Гитлера в отношении стратегических и политических целей Германии на Ближнем Востоке эволюционировала. Конечно, прежде всего в качестве главного приоритета Гитлер рассматривал Европу и ставил целью создание германского рейха в рамках всей Европы. Второй шаг – это уже переход к другим регионам, в том числе к Ближнему Востоку. В этом состояло определенное отличие от стратегии Германской империи, которая при Вильгельме II пыталась одновременно и усиливаться в Европе, и постепенно превращаться в мировую империю, приобретать колонии, в том числе на Ближнем Востоке, в Африке. Гитлер не сразу пришел к осознанию необходимости борьбы за Ближний Восток. Он очень долго считал, что можно будет договориться с Великобританией о разделе сфер влияния. Даже после начала мировой войны он, по всей видимости, от этой идеи полностью не отказался. Гитлер полагал, что британцы могут пойти на такую сделку: Британия гарантирует Германии определенные привилегии в Европе, а Германия, в свою очередь, отказывается от претензий на Британскую империю, в том числе на ее ближневосточную часть.
– А ведь был момент, когда Гитлер и Риббентроп старательно подталкивали Сталина в направлении Ближнего Востока и Индийского океана – помните, в ноябре 1940 года, во время визита Молотова в Берлин?
Из беседы наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова с министром иностранных дел Германии Иоахимом Риббентропом (12 ноября 1940 года):
Мы думаем, говорит Риббентроп, что теперь, после войны, произойдут большие перемены в мире. Сталин сказал, что Англия не имеет больше права господствовать над миром. И если она тем не менее затеяла эту войну, то она за нее заплатит. Мы, говорит дальше Риббентроп, думаем, что во владениях Англии произойдут большие перемены... Он полагает, что СССР может извлечь выгоды при перераспределении территорий Британской империи путем экспансии в направлении Персидского залива и Аравийского моря.
– Да, это очень интересный сюжет, который не получил развития. В литературе на этот счет существуют разные точки зрения. Одни исследователи считают, что Гитлер действительно хотел на какое-то время направить в ту сторону военную мощь Советского Союза, договориться о разделе сфер влияния. Но большинство считает, что это был, скорее всего, блеф и что Молотов и Сталин понимали, что это просто такой ход в игре, которая тогда велась Гитлером.
Если говорить о развитии ближневосточной стратегии рейха, то понятно, что в ней учитывался фактор арабского национального движения. Немецкие дипломаты изучали ситуацию еще до начала мировой войны. В частности, их интересовало арабское восстание в Палестине 1936–1939 годов. В речах Гитлера 1935–1936 годов есть обращения к этой теме. Так что нацистское руководство держало этот фактор в уме. В целом их отношение к арабскому движению можно охарактеризовать как инструменталистское – оно рассматривалось как инструмент, который можно будет в нужный момент использовать против Британии. Причем было представление, что это движение можно регулировать, то есть когда надо провоцировать восстания, когда не надо – просто поддерживать напряженность в регионе. Дело еще и в том, что в силу своих расовых представлений и европоцентристского подхода Гитлер не верил в способность азиатских народов и, в частности, арабов нанести поражение европейской империи. И эти его взгляды сказывались в политике Германии на Ближнем Востоке.
– Какое ведомство рейха конкретно занималось этим регионом?
– Несколько ведомств. Прежде всего, Министерство иностранных дел. Была структура в партии, иностранный отдел НСДАП, ну и военное ведомство, абвер. Они параллельно вели деятельность на Ближнем Востоке, причем конкурировали между собой, и это тоже накладывало определенный отпечаток на восточную политику Германии. Существовали также структуры, которые занимались пропагандой в арабском мире и на Ближнем Востоке. Первоначально за внешнюю пропаганду рейха отвечало министерство просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом. Однако затем завязался спор между Геббельсом и Риббентропом, борьба за первенство в осуществлении заграничной пропаганды. В итоге Гитлер в октябре 1941 года решил этот спор в пользу Риббентропа. В структуре германского МИДа существовал так называемый Восточный реферат. Сотрудники этого отдела занимались выработкой политической стратегии, в том числе и стратегией пропаганды в регионе. Впоследствии появились и другие структуры – в частности, в конце 1941 года в рамках МИДа был создан специальный отдел, так называемый штаб Гроббы. Сотрудники этого отдела курировали как раз арабские страны. Усилиями этого штаба был создан Арабский комитет также во главе с Гроббой, который отвечал за пропаганду в арабских странах.
Фриц Конрад Фердинанд Гробба – немецкий дипломат, специалист по арабскому Востоку. Работал в Ближневосточном департаменте МИДа Веймарской республики, занимал дипломатические посты в Афганистане, Иране, Индии. Принял ислам. В момент прихода к власти нацистов был послом в Багдаде. В 1938–1939 – посол Третьего рейха в Саудовской Аравии. Во время мятежа Рашида аль-Гайлани в Ираке в мае 1941 года (см. ниже) находился в Багдаде, разрабатывал план всеобщего арабского восстания и настаивал на оказании мятежникам масштабной военной помощи. Именно там и тогда директивой верховного командования вермахта от 23 мая 1941 года был создан Особый штаб "Ф" (Sonderstab F) во главе с генералом люфтваффе Гельмутом Фельми. Фриц Гробба был назначен особым уполномоченным штаба "Ф" по арабским странам. После поражения мятежа генерал Фельми получил другое назначение, а Фриц Гробба стал полномочным представителем рейха в арабских странах. В конце войны Гробба попал в советский плен, дал подробные показания о своей деятельности. Репатриирован на родину в 1956 году.
– Вы сказали, что имела место межведомственная конкуренция. Это была чисто бюрократическая борьба или между ведомствами существовали разногласия в подходах?
– Там были и принципиальные разногласия, и бюрократические моменты. Дело в том, что далеко не все сотрудники МИДа были ярыми сторонниками идеологии национал-социализма. Это были профессиональные дипломаты, знатоки региона, и потому их подходы отличались от подходов и руководителей Третьего рейха, и представителей партийной элиты. На этой почве появлялись определенные разногласия. И вообще это была борьба за раздел сфер деятельности. В частности, Риббентроп дал указание создать специальный отдел, который занимался бы разведкой и не подчинялся бы абверу. До 1941 года абвер был ограничен в своей деятельности на Ближнем Востоке, и Канарис писал специальную записку Риббентропу с просьбой разрешить активизировать деятельность его службы на ближневосточном направлении. Эти ограничения были связаны еще и с тем, что существовала договоренность между Германией и Италией о разделе сфер влияния, и согласно этой договоренности арабский мир входил в сферу влияния Италии. В какой-то мере это была личная договоренность между Муссолини и Гитлером. Муссолини мечтал о воссоздании Римской империи, о господстве в Средиземноморье и арабском мире.
– Поговорим о немецком вещании на арабском языке. Как оно было организовано, каково было содержание программ?
– Радиовещание на Ближний Восток началось сравнительно поздно. В апреле 1939 года в небольшом городе Цеезен, расположенном к югу от Берлина, была установлена самая мощная в мире коротковолновая радиостанция, которая начала вещание на страны Ближнего и Среднего Востока и Индию. Вскоре в Германию прибыли видные арабские лидеры. Конечно, самая влиятельная среди них фигура – это великий муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни. В их числе были также бывший премьер-министр Ирака Рашид аль-Гайлани и сирийский националист, военачальник Фаузи аль-Кавукджи. Они сотрудничали с нацистскими властями, в том числе выступали с пропагандистскими речами по радио на арабском языке.
Из записи беседы:
Муфтий заявил следующее:
Арабы благодарят фюрера за неоднократные напоминания в своих речах об участии Германии в судьбе арабских стран. Он благодарит фюрера лично за доставку Рашид Али эль-Гайлани в Германию. Арабы смотрят с полным доверием на фюрера, который стоит во главе борьбы против тех же противников, которые являются врагами арабского населения, а именно: против англичан, евреев и большевиков...
Фюрер заявил следующее:
Принципы его тяжелой борьбы достаточно ясны. Он ведет борьбу против евреев, не вступая ни в какой компромисс. Необходимо воевать с еврейским очагом в Палестине, которая является государственным центром их подрывной деятельности в других странах...
Фюрер продолжал: в виде резюме он заявляет следующее: когда мы будем на Кавказе, тогда придет также час освобождения арабов.
Что касается содержания этих радиопрограмм, то оно представляло собой смесь самых разных идей. С одной стороны, идеи антиколониальные, обвинение Великобритании, Франции в том, что они предали арабов: обещали после Первой мировой войны создать независимое арабское государство, но не создали, более того, в Палестине в соответствии с декларацией Бальфура появился так называемый еврейский национальный очаг. Тема предательства арабов великими державами-победительницами стала одной из ключевых. Еще одна ключевая тема – антисемитизм, разжигание ненависти к евреям. Хотя было ясно, что само понятие "антисемитизм" нуждалось в корректировке. И нацисты пытались внести в него определенные изменения, чтобы арабы, даже прогермански настроенные, в меньшей степени опасались их идеологических концепций. В частности, было выработано понятие "нееврейские семиты", которое должно было обозначать в первую очередь арабов.
Естественно, нацисты пытались приспособить ислам в своей пропаганде, хотя здесь тоже были определенные нюансы. Они, к примеру, не использовали в своей пропаганде призывы к священной войне. Это объясняется тем, что в годы Первой мировой войны попытка Германской империи революционизировать мусульман не увенчалась успехом. Немецкий дипломат-ориенталист Макс фон Оппенгейм предложил план революционизации мусульманского мира. Это план одобрил кайзер Вильгельм II. Но план этот, по сути, провалился, тогда как британцы поддержали шейха Хусейна, возглавившего в 1916 году великое восстание арабов против турецкого владычества. Нацисты этот опыт учитывали. 7 марта 1941 года была принята записка по арабскому вопросу руководителя политического отдела немецкого МИДа Эрнста Воэрманна, в которой отмечалось: "Исламская мысль (Cвященная Война) при современном соотношении сил неприменима. Арабизм и ислам не совпадают. Приобщаемые к нашей игре арабы борются не за религиозные, а за политические цели. Однако вопросы, связанные с исламом, требуют тактичного обращения". Таким образом, нацистское руководство считало предпочтительным для активизации арабского освободительного движения обращаться к идее национализма, а не священной войны.
Но и использование национализма тоже было в определенной степени ограничено. Германия в своей ближневосточной политике стремилась учитывать интересы не только Италии, но и других государств, в частности, Испании, Франции (имеется в виду режим Виши, который продолжал контролировать французские колонии, в том числе в Северной Африке. – В. А.), в известной мере Турции. Нацистская Германия не желала из-за арабского вопроса обострять отношения со своими европейскими партнерами, с которыми она надеялась сохранить или выстроить союзнические отношения. Ну и, в частности, упомянутый уже Воэрманн в другой своей записке пояснял, что Германия в своей арабской политике делает различие между арабами Ближнего Востока и Северной Африки. "Наша арабская политика, – отмечал он, – не относится к областям к западу от Египта. Мы с учетом нашей итальянской, испанской и французской политики не заинтересованы в настоящее время в том, чтобы взращивать арабский национализм в Северной Африке".
Вообще в арабском мире нацистская Германия и Гитлер были довольно популярны. Это объяснялось тем, что многим арабским националистам Германия виделась впечатляющим примером страны, которая сбросила цепи Версаля и успешно проводит модернизацию, противостоит великим державам. Особенно, конечно, большое впечатление на арабов произвел разгром Франции в 1940 году. Нацистская пропаганда тоже пыталась использовать образ Гитлера в своих целях. Есть определенные основания считать, что в арабском мире происходила, скажем так, исламизация образа Гитлера, хотя этот сюжет требует дальнейшего изучения.
Так что основное содержание нацистской пропаганды сводилось к идеям антисемитизма, антиколониализма и антикоммунизма, конечно. Антикоммунизм тоже занимал важное место. Советский Союз обвинялся в преследовании мусульман, их уничтожении. Нацисты говорили, что Советский Союз уже подчинил своему влиянию Великобританию и что он придет на Ближний Восток. К тому же в это время советские войска были введены в Иран.
– Но ведь была же великая битва в Северной Африке, и обе стороны понимали, что от ее исхода зависит очень многое.
– Были среди руководителей рейха, особенно среди военных, сторонники реализации ближневосточной стратегии. Они считали, что Ближний Восток представляет собой наиболее удобное место для нанесения смертельного удара по Британской империи. Но Гитлер всякий раз этот план откладывал. Он считал, что эту стратегию трудно реализовать, что для нее должно прийти время, что Германия пока не готова к захвату Ближнего Востока. Да, была битва, но в целом у Германии не было ресурсов, чтобы одновременно успешно воевать в Северной Африке и против Советского Союза. Объективно Германия втянулась в войну в Северной Африке, помогая Италии. Понятно, что у Гитлера были определенные надежды, связанные с выходом к Суэцкому каналу, и Роммель до сражения под Эль-Аламейном достаточно успешно действовал против британских сил, но в целом стратегия не реализовалась.
Был еще один эпизод, менее известный, так называемая британо-иракская война, которая произошла в мае 1941 года, то есть непосредственно перед нападением Германии на Советский Союз. Премьер-министр Ирака Рашид аль-Гайлани бросил вызов Британии, вступил в открытое вооруженное столкновение с ней. И в тот момент Германия оказалась в сложном положении. С одной стороны, она не могла существенно помочь, с другой – отказ от помощи Ираку серьезно осложнил бы дальнейшие действия Германии на Ближнем Востоке. И поэтому помощь была направлена, но незначительная, она не могла изменить ситуацию. Ирак был оккупирован британцами, войну Гайлани проиграл, бежал в Германию, более того, в июне 1941 года Британия заняла Сирию и Ливан. Соответственно, позиции Германии на Ближнем Востоке после этих событий ухудшились.
– В статье о пропаганде в арабском мире вы пишете, что нацистские пропагандисты испытывали определенные трудности с интерпретацией расовой теории для арабской аудитории...
Из статьи Сергея Шерстюкова "Пропаганда нацистской Германии в арабском мире накануне и в годы Второй мировой войны":
В расовой пирамиде нацистов арабам отводилось место у самого ее основания. Нюрнбергские расовые законы 1935 г., рассматриваемые арабами как направленные на дискриминацию "неарийцев", вызвали испуг в Египте. Египетские представители угрожали бойкотом берлинской Олимпиады 1936 г. Нацистские официальные лица прилагали большие усилия, чтобы убедить арабскую аудиторию в том, что их расовая теория и ее практическое воплощение не были основаны на "биологическом расизме", обращенном против "неарийцев" или "семитов" вообще, но распространялись исключительно на евреев.
– Здесь тоже предпринимались определенные усилия, направленные на то, чтобы убедить арабов, что расовая теория, идея о превосходстве арийской расы никоим образом не затрагивает арабов, что немцы уважают ислам, признают величие арабской цивилизации. В частности, во время войны был эпизод, когда Арабский комитет при германском МИДе решил передать по радио точку зрения по расовому вопросу начальника Расово-политического управления НСДАП профессора Вальтера Гросса. И вот к Гроссу по поручению комитета обращается Гайлани, между ними происходит переписка. Содержание этой переписки с разрешения Риббентропа передается по радио в специальной передаче, обращенной к арабской аудитории.
Из письма Вальтера Гросса Рашиду аль-Гайлани (сентябрь 1942 года):
Смыслом и целью национал-социалистической расовой политики является защита немецкого народа от влияния иудейства, которое, благодаря особому отбору, выродилось в негармоническую расовую смесь и которое в расово-биологическом отношении представляет собой совершенно особое явление, и раса эта строго отличается от народов и рас Передней Азии и Востока... Ни один серьезно мыслящий человек в Германии никогда не говорил о том, что арабская раса является низшей расой… Национал-социалистическое расовое учение считает арабов представителями совершенно высоко оцененной расы, которая имеет свое славное и героическое прошлое.
Более того, в ходе пропаганды в арабском мире нацисты предпринимали усилия по внедрению расового компонента в исламскую антиеврейскую традицию. Не знаю, насколько успешны они были в этом, но попытки предпринимались, попытки показать, что противоборство евреев и арабов связано не только с религиозными различиями, но проходит и по линии расовой. Нацисты говорили, что арабы – это нация благородная, мужественная, воинственная, свободолюбивая, ну а евреи – нация трусливая, хитрая, она обманывает арабов, и потому борьба между ними носит экзистенциальный характер, и в ней не может быть никаких компромиссов, борьба будет вестись до конца. Нацисты всячески уверяли арабскую аудиторию в том, что целью великих держав – США, Великобритании – является установление еврейского господства в регионе, что будет создана еврейская империя, что арабы будут изгнаны со своей земли. И поэтому они должны поддерживать Германию и бороться против евреев.
Из передачи немецкого радио на арабском языке 29 января 1944 года:
В то время как арабы храбры и воинственны, евреи трусливы и боязливы. Различие между двумя расами было причиной устойчивой вражды, которая всегда существовала между ними. Мы поэтому полагаем, что эта вражда и борьба между арабами и евреями будет всегда поддерживаться, пока одна из двух рас не будет уничтожена. Эта борьба или война между арабами и евреями основана на верованиях, и такие конфликты не могут закончиться иначе, кроме как уничтожением одной из сторон.
Есть определенные основания полагать, что у Германии были планы по расширению программы геноцида европейских евреев, Окончательного решения, планы переноса этой программы на Ближний Восток. Более того, в 1942 году была создана айнзатц-команда в составе Африканского корпуса Роммеля, целью которой была как раз подготовка уничтожения евреев в странах Ближнего Востока.
– Об этой айнзатц-команде я в свое время рассказывал. Айнзатц-команда "Египет" под командованием оберштурмбаннфюрера СС Вальтера Рауффа была сформирована летом 1942 года, и когда Роммель начал наступление при Эль-Аламейне, отправилась на соединение с ним. Прорвать британскую оборону Роммелю не удалось, но команда Рауффа успела поработать в Тунисе – отправить в концлагеря тунисских евреев. Из них две с половиной тысячи человек погибли, их имущество было конфисковано.
В конце войны Вальтер Рауфф сдался в плен американцам в Италии, бежал из лагеря, в 1949 году служил военным советником президента Сирии Хосни аз-Займа. Когда аз-Займ был свергнут и расстрелян, бежал в Эквадор, оттуда в Чили. В 1962 году Верховный суд Чили отказал Германии в экстрадиции Рауффа. Впоследствии отказом ответили как правительство Сальвадора Альенде, так и правительство Аугусто Пиночета. Рауфф работал менеджером консервного завода в Пунта-Аренас и умер от рака легких в мае 1984 года.
– Успела поработать, да. Более того, арабские политические лидеры, Гайлани и Хусейни, будучи в Германии, посетили лагеря смерти. По этому вопросу нацистскими ведомствами велась переписка. Первоначально было решено их туда не пускать, но по настоянию Гроббы они все-таки побывали в лагерях. Их впечатлила эта машина убийства, и они заявляли, что это весьма интересный опыт.
– Вы пишете, что при переводе "Майн кампф" на арабский язык возникли проблемы, и книгу так и не удалось перевести.
– Как я уже сказал, фигура Гитлера была довольно популярна в арабском мире. В 30-е годы различные арабские издания начали публиковать отрывки из "Майн кампф", и немецкие дипломаты сообщали об этом в Берлин. Но дело в том, что само содержание книги Гитлера и переводы отрывком из нее могли вызвать и вызывали неоднозначную реакцию арабских читателей. Поэтому было принято решение подготовить официальный перевод. Руководитель Восточного реферата германского МИДа Отто фон Хентиг писал в своей записке, что перевод должен соответствовать по стилю и структуре Корану, чтобы облегчить восприятие текста арабами. В ходе обсуждения идеи перевода Гитлер даже соглашался на замену слов "антисемитизм" и "антисемитский" на "антииудаизм" и "антиеврейский". Но по ряду причин этот перевод так и не был сделан. Определенные трудности возникли при попытках объяснять расовую составляющую идеологии национал-социализма, да и сами политические термины было довольно трудно перевести на арабский. И, в конце концов, от этой идеи отказались.
– Какова же была эффективность нацистской радиопропаганды на Ближнем Востоке? Почему-то сложно представить себе, как простые египтяне или сирийцы в 1941–1942 годах регулярно слушают немецкое радио. Сколько тогда радиоприемников было в этих странах?
– В идеале на вопрос о влиянии нацистской пропаганды на арабский мир должны ответить арабские исследователи на основе арабских источников. В последние годы такие исследования появляются, этой темой занимаются. Есть соблазн больших обобщений, соблазн объявить это влияние на арабское сознание очень сильным. Эта точка зрения присутствует не только в публицистике, но и в научной литературе. Но она сильно упрощает реальную картину.
Арабский мир нельзя рассматривать как что-то однородное, единообразное. Это сложное в этническом, культурном, религиозном отношениях пространство, причем пространство огромное, общество каждой из арабских стран глубоко сегментировано.
Если говорить о технической стороне вопроса, то, по оценке американских представителей на Ближнем Востоке, в августе 1941 года в регионе насчитывалось приблизительно 90 тысяч коротковолновых радиоприемников: примерно 55 тысяч в Египте, 4 тысячи в Ираке, 24 тысячи в Палестине, 6 тысяч в Сирии и 26 (не тысяч, а штук) в Саудовской Аравии. Есть указания на то, что радиопередачи из Германии были весьма популярны. Их слушали в кофейнях, на базарах, в других общественных местах. Понятно, что в условиях массовой неграмотности этот способ пропаганды был почти единственным. Но о влиянии этой пропаганды очень трудно судить. Здесь важен символический аспект. В определенный момент Гитлер и Третий рейх стали, по крайней мере, для части арабских интеллектуалов, символом успешной борьбы против ненавистных колониальных держав, Великобритании и Франции. Но активно работала и британская пропаганда. И после того, как Германия начала терпеть поражения, под Сталинградом и под Эль-Аламейном, отношение арабов – и образованных, и простых людей – к Германии менялось.
– Во всяком случае, BBC начала свои передачи на арабском языке в ответ на программы немецкого радио. Это косвенно подтверждает их эффективность.
– С этим я соглашусь, конечно. Не только немцы – Италия начала пропаганду в арабском мире еще раньше на волнах "Радио Бари". И итальянцы тоже, по всей видимости, определенных успехов, по крайней мере в деле организации этой пропаганды, достигли, хотя отношение к Италии отличалось от отношения к Германии в худшую сторону. Если Германия никогда не владела колониями на Ближнем Востоке, то Италия выступала в качестве колониальной державы, воевала в Ливии, информация о подавлении ливийского восстания доходила и до других арабских стран (на усмирение ливийского восстания Муссолини направил в 1931 году генерала Грациани, подавившего его с исключительной жестокостью. – В. А.), поэтому отношение к Италии в арабских странах было более негативным, чем к Германии.
Что касается конкуренции с ВВС, то здесь, конечно, было противоборство: британская пропаганда отвечала на нацистскую, нацистская вынуждена была отвечать на обвинения британской пропаганды, в частности, в том, что нацисты считают арабов расово неполноценными. Соответственно, организаторы нацистской пропаганды стремились направить восприятие арабских слушателей в определенное русло, подчеркивая одни стороны национал-социализма и по возможности ретушируя другие. В целом спектр идеологий, представленных в это время в арабском мире, был довольно широким. Это и националисты, и сторонники коммунизма, и либералы. Были и антифашистские движения в арабском мире. В частности, в Ливане существовала Лига борьбы с фашизмом и нацизмом. Поэтому здесь недопустимы упрощения, – рассказал в интервью Радио Свобода старший преподаватель кафедры востоковедения Алтайского государственного университета Сергей Шерстюков.