Московский городской суд оставил без изменений приговор одному из фигурантов "Болотного дела" – 25-летнему инженеру из Москвы Ивану Непомнящих. В декабре прошлого года Замоскворецкий суд признал его виновным в участии в массовых беспорядках и применении насилия по отношению к сотрудникам полиции и приговорил к 2,5 годам колонии. Иван Непомнящих вину не признаёт.
В ходе апелляционного заседания защита Ивана Непомнящих просила оправдать его или хотя бы переквалифицировать его действия на менее тяжкие статьи. Адвокат Ольга Динзе в своем выступлении подчеркивала, что у Непомнящих не было умысла участвовать в массовых беспорядках. "Он не совершил ни одного нападения, пока на него не напали сами полицейские", – описывала действия Непомнящих адвокат. По ее словам, полицейские обратили внимание на Ивана Непомнящих, когда услышали, что он возмутился избиением другого участника акции – Дениса Луцкевича, который также стал впоследствии фигурантом "Болотного дела".
Адвокаты обращали внимание судей на противоречия в показаниях сотрудников полиции Евгения Гаврилова и Виктора Колмакова. Их признали потерпевшими от действий Ивана Непомнящих. В первоначальных рапортах, по словам защиты, они не указывали, что в их отношении применялось физическое насилие. Колмаков и Гаврилов вспомнили, что "пострадали" 6 мая, лишь спустя два года после событий на Болотной площади, когда посмотрели предложенное следователями видео.
Если вина за перерастание мирной демонстрации в столкновение возложена на власти, то ни о каком умысле речи быть не может
Еще один важный аргумент, о котором говорила защита Непомнящих, – решение Европейского суда по правам человека, принятое в январе 2016 года, непосредственно по существу "Болотного дела". Формально оно вынесено в отношении Евгения Фрумкина – демонстранта, который 6 мая 2012 года участвовал в акции на "Болотной площади" и по итогам мероприятия был арестован на 15 суток. ЕСПЧ признал его арест неправомерным, присудил компенсацию – 25 тысяч евро, и, что самое главное, как подчеркивали защитники Ивана Непомнящих, в решении по делу Фрумкина ЕСПЧ пришел к выводу, что полиция не соблюла права демонстрантов и не предприняла все от них зависящее, чтобы обеспечить мирное проведение акции:
– Это решение принципиально меняло ситуацию, – пояснял в интервью Радио Свобода защитник Ивана Непомнящих Сергей Шаров-Делоне. – Ранее основным доводом обвинения было то, что у моего подзащитного (равно как и у всех остальных фигурантов "Болотного дела") возник преступный умысел принять участие в массовых беспорядках. Между тем, если вина за перерастание мирной демонстрации в столкновение возложена на власти, то ни о каком умысле речи быть не может. Это могла быть самооборона, действия в непреодолимых обстоятельствах, которые исключают вину.
Представитель прокуратуры заявил, что документ ЕСПЧ к делу отношения не имеет. Он также возражал против изменения приговора Ивану Непомнящих – суд первой инстанции полностью опроверг доводы защитников, заявил прокурор.
Иван Непомнящих, который в апелляционном заседании принимал участие по видеосвязи из следственного изолятора "Бутырка", в разбирательстве практически не участвовал. Он заявил, что в деле много ошибок и фальсификаций, и отказался выступать в прениях и с последним словом.
Коллегия судей удалилась в совещательную комнату чуть больше чем на полчаса и пришла к выводу, что нет оснований изменять приговор Замоскворецкого суда – Иван Непомнящих приговорен к 2,5 годам колонии общего режима.
Адвокат Ольга Динзе заявила, что защита будет обжаловать это решение в вышестоящих российских судах, обратится в Конституционный суд в связи с решением ЕСПЧ по делу Евгения Фрумкина, а также подаст свою жалобу в Европейский суд. Кроме того, Ольга Динзе добавила, что уже через месяц ее подзащитный сможет обратиться за УДО.
Поддержать Ивана Непомнящих в Мосгорсуд пришли около 50 человек, среди них были его родственники, бывшие фигуранты "Болотного дела" Илья Гущин, Денис Луцкевич, Николай Кавказский и другие активисты. В целом решение апелляционной инстанции сюрпризом ни для кого не стало – еще ни разу по "Болотному делу" вышестоящий суд не выносил решения в пользу подсудимых (если не считать Сергея Кривова и Ярослава Белоусова, которым срок наказания был снижен на три месяца). Отец Ивана Непомнящих Андрей в интервью Радио Свобода признавался, что не ожидал от апелляции каких-то изменений, и он сам, и Иван настраивались на то, что предстоит отбыть полный срок наказания – до августа 2017 года:
"А вы, Варлам Тихонович, умеете в тюрьме сидеть". Вот эту фразу можно отнести к Ваньке. Он спокоен, но в то же время и собран
– Апелляция для нашей семьи – это такой этап, когда он просто из бутырской камеры уедет в новое место, надеемся, что все-таки не очень далеко. С Иваном виделся я последний раз недели три назад. Чувствовал он себя нормально. Обычно мы с ним за полтора часа свидания практически не замолкаем, говорим, о чем только можно, даже иногда посмеиваемся. Чувствует он себя нормально. Я читал в "Колымских рассказах" Варлама Шаламова, что он очень гордился тем, что однажды ему старый политкаторжанин (они сидели в 67-й камере Бутырской тюрьмы, а Ваня сидит в 105-й), как-то сказал: "А вы, Варлам Тихонович, умеете в тюрьме сидеть". Вот эту фразу можно отнести к Ваньке. Он спокоен, но в то же время и собран. Какие-то фразы все время всплывают, может, они немного высокопарные, но они, опыт других политзэков, поддерживают. Из того же Варлама Шаламова: "Тот русский интеллигент не вполне русский интеллигент, который не сидел в тюрьме". И разумеется, помогает ему, конечно, то, что его не покидают и все время ходят к нему, многие люди пишут ему письма и здорово помогают материально.
После суда Андрей Непомнящих сказал, что заседание шло примерно так, как он и предполагал:
Дело против Ивана Непомнящих было возбуждено в феврале 2015 года. С тех пор он находился под домашним арестом. В декабре, когда суд вынес приговор, Ивана Непомнящих отправили в следственный изолятор. Замоскворецкий суд признал Ивана Непомнящих виновным в участии в беспорядках и в том, что он нанес полицейским "не менее четырех ударов рукой и зонтом".
"Болотное дело" было возбуждено в 2012 году после того, как согласованная с мэрией оппозиционная акция "Марш миллионов" завершилась, по мнению властей, массовыми беспорядками. Сейчас в деле 35 фигурантов. Последним – в начале апреля – был арестован астраханский активист Максим Панфилов, его дело на прошлой неделе было объединено в одно производство с делом Дмитрия Бученкова, арестованного в декабре 2015 года. Сегодня стало известно, что на имущество Бученкова – квартиру в городе Апрелевка и автомобиль – наложен обеспечительный арест. Он необходим на случай гражданских исков о возмещении ущерба. Из почти трех десятков подсудимых по этому делу никто оправдан не был.