Ссылки для упрощенного доступа

В Чечне завершается процесс по делу украинцев Карпюка и Клыха


На слушаниях по делу Карпюка и Клыха
На слушаниях по делу Карпюка и Клыха

Выступая с последним словом, Николай Карпюк заявил, что его "судят за то, что он украинец"

Верховный суд Чечни перешел к финальной части процесса по делу украинцев Николая Карпюка и Станислава Клыха. Во вторник в Грозном прошли прения сторон, а подсудимые выступили с последним словом, передает корреспондент Радио Свобода.

Украинцев обвиняют в участии в боевых действиях против федеральных войск зимой 1994-1995 годов. По версии обвинения, Карпюк и Клых действовали в составе группы "Викинг", состоящей из членов запрещенной в России националистической организации УНА-УНСО, и их участие в боевых столкновениях во время штурма Грозного 31 декабря привело к гибели 30 и ранению 15 российских военнослужащих. Прения сторон неоднократно откладывались, сначала из-за того, что судья пытался ввести в дело адвокатов по назначению, от чего подсудимые отказались, а после – из-за отсутствия одного из прокуроров.

Предваряя заседание во вторник, адвокат Карпюка Докка Ицлаев ходатайствовал об отводе одного из присяжных, которая, по словам адвоката, уговаривала коллег "не идти против властей и не оправдывать украинцев". Женщина заявила, что такого не было, судья ходатайство отклонил и объявил о начале прений.

Прокурор Саламбек Юнусов практически не стал выступать. Он заявил, что считает вину подсудимых доказанной, и попросил коллегию присяжных "принять правильное решение". Его коллега Сергей Блинников зачитал признательные показания Карпюка и Клыха, которые они давали во время следствия. Впоследствии оба подсудимых отказались от своих слов, заявив, что были вынуждены оговорить себя под пытками электричеством. В доказательство Станислав Клых демонстрировал следы ожогов на ногах.

Обвинение продолжает настаивать на том, что украинцы принимали участие в боях на площади Минутка в Грозном в новогоднюю ночь 1995 года. "Около 15 членов УНА-УНСО заняли позицию на площади Минутка. И за несколько минут уничтожили около 30 российских военнослужащих", – заявил прокурор. Ранее свидетели защиты, в том числе журналисты, присутствовавшие в то время в Грозном, рассказывали, что боевые действия на площади Минутка начались лишь во второй половине января.

По словам Блинникова, Клых вступил в УНА-УНСО по просьбе сотрудника СБУ, чтобы получить работу. "Я так понимаю, что УНА-УНСО – это большая организация, стала тогда представлять опасность для СБУ", – предположил прокурор.

Сомнения адвокатов в показаниях основного свидетеля обвинения Александра Малофеева прокурор попытался объяснить конспирологической версией. По запросу Грозненского суда из Керчи прислали уголовное дело Малофеева, согласно которому в 2000 году он был осужден в Крыму за грабеж и отбывал наказание. Однако, согласно версии обвинения процесса Карпюка – Клыха, в это же время он участвовал в боевых действиях в Чечне в составе формирования Салмана Радуева. "Он не отбывал наказание, это легенда, которая была придумана заранее СБУ. Так делают все спецслужбы в мире", – заявил Блинников. Оба прокурора попросили присяжных принять обвинительное решение.

Адвокаты в прениях сосредоточились на выяснении обстоятельств гибели российских военных в Грозном 31 декабря 1994 года. По словам защитников, ни один из них не погиб в районе площади Минутка, кроме того, практически все имеют не пулевые ранения, а документальных доказательств гибели десяти из них прокуроры вовсе не предоставили.

"Мой подзащитный вообще никогда не был в Чечне. Единственное доказательство, которое представляет обвинение, – это показания Малофеева, человека, с, мягко говоря, сомнительной репутацией. В новогоднюю ночь 1995 года он находился дома, с семьей. А до этого сдавал сессию в университете", – отметила адвокат Клыха Марина Дубровина.

Адвокат Илья Новиков, также принявший участие в прениях, обратился к коллегии присяжных: "Защита в этом деле не испытывала ни малейшего давления со стороны руководства республики, на нас не давили. Идея обвинить Карпюка и Клыха в гибели российских военных появилась не здесь, не в Чечне. Это придумали посторонние люди, которые в 2014 году посчитали необходимым, опираясь только на показания Малофеева, осудить украинцев за то, чего они не совершали. Вашими руками эти люди хотят довести это до конца. Я прошу признать Карпюка и Клыха невиновными". "Прокуроры не видели, что тогда происходило, а мы с вами видели. Как можно утверждать, что Карпюк и Клых под бомбами и минами перебегали по городу? Такое ощущение, из слов прокуроров, что двух украинцев хватило, чтобы разгромить всю российскую армию", – поддержал коллегу Докка Ицлаев.

После прений Карпюк и Клых выступили с последним словом. Клых заявил, что до этого процесса он в Чечне никогда не был. То же самое заявил Карпюк, подробно пояснив, как подвергался пыткам и был вынужден подписать "признательные" показания. "Меня судят не за события 20-летней давности, а за то, что я украинец, из-за того, что происходит сейчас между Россией и Украиной", – заявил Карпюк.

Судебное заседание продолжится в среду. Будут составлены вопросы для коллегии присяжных, которые должны будут решить, виновны украинцы в инкриминируемых им преступлениях или нет.

XS
SM
MD
LG