Ссылки для упрощенного доступа

Рубль после Brexit


На итогах рефередума в Великобритании рубль упал к доллару ровно так же, как и цена нефти
На итогах рефередума в Великобритании рубль упал к доллару ровно так же, как и цена нефти

“Это по-прежнему больно…”

Итоги референдума в Великобритании явно стали неожиданностью для мировых финансовых рынков. Отсюда и первая их реакция – уже изрядно подзабытый дружный резкий спад. Впрочем, к полудню в пятницу они отыграли часть потерь, после чего фактически “зависли” - на неизвестности дальнейших событий. Точно так же повел себя и российский рубль, связанный с мировыми финансовыми рынками в основном через цены на нефть.

Первая реакция рынков – шок и стремительное падение. Британский фунт рухнул к доллару на 11%, достигнув минимального уровня за последние 30 лет!.. К евро фунт подешевел на 5%. Британский фондовый рынок упал на 8%, японский – на 9%, а нефть всего за пару часов подешевела сразу на 6%. Короче, ну, полный обвал…

Однако уже к середине дня картина изменилась. Рынки отыграли от трети до половины утренних потерь, после чего фактически зависли, но при этом медленно дрейфуя вниз. Ровно так же повел себя и российский рубль, связанный с мировыми финансовыми рынками в основном через цены на нефть, главный товар российского экспорта. Поэтому взоры экспертов и аналитиков были обращены именно к нефтяному рынку.

На сам баланс спроса и предложения на нем итоги британского референдума никак не влияют. Получается, резкое падение цен было вызвано в основном тем, что инвесторы, дождавшись итогов референдума, стали выводить свои капиталы из любых рисковых активов, включая нефть? Или – чем-то другим?

Михаил Крутихин
Михаил Крутихин

Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy:

- Единовременное падение цен на нефть с некоторым их последующим ростом можно объяснить чересчур нервной реакцией участников рынка. Но есть и вполне объективная причина - резко подорожавший доллар. Это, на мой взгляд, и есть главный фактор, повлиявший на нефтяные цены.

Буквально в канун британского референдума новый министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил в интервью, что избыток нефти на мировом рынке, то есть главная причина падения цен на нее, якобы, сошел на нет. И что теперь ключевой вопрос для балансировки рынка – когда сократятся и накопленные странами рекордные запасы нефти?..

- Такие заявления все же несколько противоречат объективным данным, которые, например, публикуются такими профильными аналитичекими агентствами как Platts. Так что, во-первых, “навес” предложения над спросом существует и до сих пор. Во-вторых, мы видим, что по-прежнему в мире продолжается накопление запасов нефти. Объемы здесь колоссальные, и их также следует относить к растущему предложению.

Однако через какое-то время запасы эти неминуемо сократятся до более или менее средних многолетних уровней. Правда, никому не дано знать, когда именно это случится… Но какие два-три главных фактора станут тогда определять баланс на рынке, по вашим представлениям? Ведь от этого, по сути, напрямую зависит и будущий курс российского рубля…

- С точки зрения предложения, - это США, где разработчики сланцевой нефти достигли огромных технологических успехов и потому могут теперь очень быстро как нарастить, так и сократить добычу. Так что этот поставщик играет ключевую роль на рынке нефти. А с точки зрения спроса – прежде всего, Китай. То есть, что будет с его экономикой и, соответственно, ее спросом на нефть? Другие факторы я бы сейчас во внимание не принимал, хотя, разумеется, на этом рынке всегда могут возникнуть и геополитические какие-то “сюрпризы”, и финансовые – как тот же Brexit…

Последствия Brexit могут стоить российской экономике дополнительного спада на 1%, предположил в одном из интервью на недавнем Петербургском экономическом форуме руководитель российского “Сбербанка” Герман Греф, в прошлом – министр экономического развития России. В какой мере такие оценки совпадают с вашими?

Игорь Николаев
Игорь Николаев

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа российской аудиторско-консалтинговой компании “ФБК”:

- Я поддержал бы их в принципе, в смысле негативного влияния… Но эти минус 1% - уже в 2016 году или и дальше? Влияние Brexit и на российскую, и на европейскую, и на мировую экономики, по моему глубокому убеждению, будет разным именно в зависимости от того, о какой перспективе мы говорим. В части российской экономики, возможное влияние уже на первом этапе я бы оценил, правда, не в один полный процент, а, скорее, в десятые его доли.

Отток капитала из России, как и с других развивающихся рынков, может вновь ускориться – как следствие Brexit. А значит рубль будет слабеть. Другое дело, что основные капиталы, как можно предположить, и без того уже покинули страну за последние два года…

- Отток капитала из России действительно сократился в разы. В этом году, по оценкам, он может составить 25-30, ну, максимум 40 млрд долларов. Это, конечно, уже не 100 с лишним миллиардов долларов, которые уходили еще недавно. Но тогда и сила экономики была иной… И самих капиталов, которые могли “утечь”, было значительно больше. Теперь же реальная цена для экономики вот этих, номинально меньших объемов оттока, только возрастает. Так как сама экономика “оскудела”. Кроме того, все еще есть, чему утекать, и отток исчисляется десятками миллиардов долларов в год. Это по-прежнему – неприятно и больно.

Если предположить новое ослабление рубля – по совокупности причин, порожденных именно последствиями Brexit, какое влияние оно может оказать на рост внутренних цен в России на этот раз?

- Ослабление рубля, безусловно, возможно… Собственно, его реакция на Brexit и доказывает, что рубль был и остается потенциально “слабой” валютой. Хотя, казалось бы, причем он тут? Однако такой же реакции цен, как было в конце 2014-го - начале 2015 года, не будет. Ведь тогда и цены на нефть упали очень сильно, и Банк России перешел к свободному курсообразованию рубля… А это все гораздо более значимые для него факторы, чем тот же Brexit. Поэтому, да, рубль может ослабеть, и в инфляцию менее 6%, о которой сейчас мечтают власти, мы, конечно, не уложимся… Но и прошлогодний ее взлет уже вряд ли повторится.​

XS
SM
MD
LG