Ссылки для упрощенного доступа

«Бюджетных» выпускников хотят «закрепостить» на госпредприятиях


Сергей Иванов мечтает о молодых специалистах на заводах ВПК
Сергей Иванов мечтает о молодых специалистах на заводах ВПК

Вице-премьер, министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов на расширенном заседании Военно-промышленной комиссии заявил, что выпускники бюджетных специальностей должны после окончания вуза отрабатывать несколько лет на государственных предприятиях.


Форма крепостного права


Распределение специалистов после окончания вуза - основная практика трудоустройства в Советском Союзе. Заведующий кафедры психологии личности МГУ Александр Асмолов считает ее формой крепостного права: «Не раз звучит мнение о том, что необходимо приступить к реставрации советской системы, в которой, как мы хорошо помним, после вуза выпускники направлялись на четкие, фиксированные места с отработкой трех лет после завершения высшего образовательного учреждения. Вместе с тем, эта система у самих выпускников и работодателей вызывала серьезные вопросы, она, так или иначе, ассоциировалась со своеобразным введением крепостного права для выпускников высшей школы. И в этом смысле любые инициативы в этом плане вызывают огромное количество вопросов. Идет ли Россия по пути возвращения к тоталитарному государству или же она идет по пути гражданского общества?»


«Это плохие предприятия»


Научный руководитель Федерального Института развития образования Евгений Сабуров считает, что предложение Сергея Иванова говорят об экономической несостоятельности предприятий, которые лоббируют распределение студентов после окончания вуза: «Что это за предприятия такие, которые не могут нормальных работников нанять на рынке труда. Это предприятия, которые явно собираются им недоплачивать или создавать какие-то невыносимые условия жизни. Следовательно, это плохие предприятия, это предприятия, которые не справляются со своей работой. На мой взгляд, если директор какого-то предприятия говорит, чтобы ему прислали халявных «крепостных» рабочих, то надо его снимать немедленно с должности и разбираться, что такое происходит у него на предприятии, что он не может людей обеспечить нормальной зарплатой. Если же речь идет о том, что у нас где-то есть недостаток людей, например – учителей на селе, то надо, действительно, думать о том, что делать с жильем, что делать с надбавками, которые нужны действительно там учителям. А они заставляют людей за две копейки, так сказать, горбатиться».


Как это было


Идея Сергея Иванова не нова. Практика отработки после ВУЗа введена сегодня в ведомственных учебных заведениях министерства обороны и государственных гражданских вузах, выпускники которых, получив военную специальность, обязаны отслужить три года. Во вторых - такое было раньше. В советские времена, студенты, поступая в институт, заранее знали, что их ждет распределение по специальности, правда время отработки - так раньше называли обязательное трудоустройство - было три года. Если выпускникам технических вузов чаще предлагали работу на городских предприятиях, то гуманитариям везло меньше: молодежь отправляли трудиться в российскую глубинку. Так случилось и со Светланой Евстафьевой, выпускницей факультета иностранных языков Мордовского госуниверситета. Ее вместе в мужем, закончившим тот же факультет, вызвали и деканат и предложили поработать в деревне Мордовская Козловка. В случае отказа руководство вуза могло не выдать диплом, вспоминает Светлана Евстафьева: «Когда муж поехал и посмотрел условия, во-первых, там какая-то съемная комната в хибаре в какой-то, добраться можно было только на тракторе или на телеге в осенне-зимний и весенний период. Естественно, нас двоих, молодых, это бы не испугало, но у нас был маленький ребенок, и он очень часто болел. Врачей не было квалифицированных, и, случись что, мы просто его не довезем до райцентра, чтобы показать опытным врачам. Это один из нюансов был. А второй – это то, что не давали по специальности работу, то есть непосредственно с языком у мужа были часы, а у меня нет. И это тоже склоняло в сторону того, чтобы мы отказались».


«По специальности не брали»


Семье Евстафьевых повезло, диплом не отняли, правда, с трудоустройством возникли проблемы: тех, кто не отработал, на другие предприятия по специальности не брали. Пришлось утраиваться на работу совершенно в другой сфере. По словам Светланы, было еще несколько способов избежать обязательной отработки. Девушки выходили замуж и уходили в декрет. Можно было найти работу еще во время учебы, и по справке с предприятия избежать обязательного распределения. Нередко выручали выпускников деньги и блат. Но, были и такие студенты, кого работа по распределению вполне устраивала, говорит Светлана: «Есть приятели, замечательные люди, они оба филологи, закончили вместе тоже филологический. И они отработали. Они работали в неплохой школе в райцентре, и им даже там понравилось. Правда, они все равно вернулись в город, потому что не было там своего угла, приходилось снимать. А вообще впечатления остались у них неплохие».


«Отправят в деревню работать»


Сегодня сторонники инициативы по реформе образования поддерживают ее, рассчитывая, что деньги, вложенные государством в подготовку специалистов, будут отработаны. А вот ее противники предполагают, что, скорее всего, на многих специальностях попросту не окажется бюджетных мест.


В Томске шесть университетов, два из которых входят в десятку лучших вузов страны. Каждый шестой житель города – студент. Предложение вице-премьера Сергея Иванова – поучился за счет государства, теперь компенсируй затраты – в Томском госуниверситете обсуждают и профессора, и студенты. Нынешние преподаватели говорят: советскую систему распределения помнят хорошо, сами через нее прошли.


Леонид Мухин – директор Центра содействия трудоустройству выпускников Томского госуниверситета: «Спросите у выпускников 70-80-х годов, как они относились к распределению. Я могу сказать, относились со страхом, потому что отправят в дальнюю деревню и заставят три года работать».


«Бывало и хорошее»


Проректор Томского госуниверситета Александр Ревушкин пережитком систему распределения не считает. Говорит, есть у нее и положительные стороны, например – гарантированное трудоустройство. Сельские школы таким образом получат специалистов с высшим образованием, а не со средним или техническим: «Были, конечно, случаи, когда выпускник не хотел ехать туда, куда его направляли, и это отслеживалось, в том числе и прокуратура присылала письма, и так далее, и тому подобное. Но, с другой стороны, было и очень много таких случаев, когда выпускник приезжал, находил там свою судьбу, устраивался, работал, и вся жизнь проходила в этом учреждении, в этой местности, и он был доволен этим».


Право выбора должно оставаться


В советские времена молодые специалисты должны были отработать на распределении три года. Вице-премьер Иванов предлагает сделать отработку пятилетней. Нынешние студенты Томского госуниверситета систему распределения обязательной для всех бюджетников не представляют. Во-первых, потому что в государственных учреждениях платят копейки, а во-вторых, право выбора все же должно оставаться.


«Мне кажется, что стоит сделать распределение необязательным. То есть если ты хочешь – ты уезжаешь, а если не хочешь – ищешь работу сам», «Если хорошая работа, почему не поработать?», «Что касается технических специальностей, это хорошо, потому что устроиться на хорошее место достаточно сложно. Что касается гуманитарных, я думаю, это большой минус, потому что из гуманитарных профессий люди могут идти, допустим, филологи, не только в учебу, но и переводчиками, в турфирмы, еще куда-то», - говорят томские студенты. Нынешняя система их вполне устраивает. Сегодня они ищут работу сами, но сами же могут ее при желании сменить. А что касается денег, которые государство платит за образование, так ведь они получены от налогоплательщиков, значит, ни о каких обязательствах речи не идет. К разговорам о возврате системы распределения всерьез в томских вузах пока мало кто относится.



XS
SM
MD
LG