Юбилейные торжества по поводу двухсотлетия появления в Лондоне газовых фонарей начались на Пэлл-Мэлл – улице в центре британской столицы, на которой в 1807 году появились первые газовые фонари. В ХIХ веке в Лондоне было более шестидесяти тысяч газовых фонарей; в наше время подавляющее большинство из них переведено на электричество. Однако около тысячи шестисот газовых фонарей сохранились, причем в таких местах, как Букингемский дворец, Сент-Джеймский дворец, Вестминстерское аббатство и Пэлл-Мэлл.
Именно на Пэлл-Мэлл состоялась торжественная символическая процедура ручного зажигания газового фонаря в присутствии лорд-мэра Вестминстера, хотя более двадцати лет назад, зажигание было переведено на автоматический режим с помощью реле. Зажег газовый фонарь тем же способом, каким это делалось в начале ХIХ века, старейший сотрудник компании, ответственной за уличное освещение в Лондоне, 65-летний Мартин Колфилд.
Идея использовать газ для освещения улиц принадлежала будущему королю Георгу IV, а в то время еще принцу Уэльскому. Первый газовый фонарь был зажжен в его резиденции Карлтон-хауз. Спустя два года – в 1807 году – газовые фонари появились на Пэлл-Мэлл, которая стала первой в мире улицей с газовым освещением. В то время зажженный газ выходил из открытого конца газовой трубы. Вскоре, чтобы защитить горелку, был сооружен металлический абажур с несколькими отверстиями. К 1819 году в Лондоне было проложено 288 миль газовых труб, которые снабжали газом 51 тысячу фонарей. В течение десяти последующих лет большинство центральных улиц крупнейших английских городов уже освещались газом.
Лондон был также первой европейской столицей, использовавшей для освещения улиц электрическую дуговую лампу, изобретенную русским электротехником Павлом Яблочковым (так называемую «свечу Яблочкова»). К 1881 году в Лондоне было более четырех тысяч уличных фонарей с лампами российского изобретателя. Англичане внедрили его изобретение раньше, чем это было сделано в России.
В наше время уличные фонари в Лондоне, включая и немногие газовые, автоматически зажигаются через 20 минут после захода солнца и гаснут за 20 минут до его восхода.
Можно ли считать, что появление газовых фонарей на улицах Лондона 200 лет назад было важной частью промышленной революции? Этот вопрос я задала сотруднику Музея Лондона Филиппе Гленвилл:
– Несомненно. Это событие стало доказательством значительных национальных достижений Англии того времени. И хотя в то время мы воевали с Наполеоном, тем не менее мы прокладывали новые дороги и каналы. Тогда же начали интенсивно использовать энергию пара. Все это можно назвать парадоксом, потому что очень многие англичане – особенно в сельской местности – были очень бедны. Однако Лондон сиял и блистал, соревнуясь с Санкт-Петербургом и другими крупнейшими городами.
– Освещались ли улицы Лондона до появления газовых фонарей?
– Конечно. Еще в XVI веке, когда Лондон был намного меньше, да и дома были поменьше, когда не было никаких других источников освещения кроме свеч, лорд-мэр Сити требовал, чтобы жители в темные безлунные ночи выставляли у своих домов фонари со свечами, которые защищались заслонками. Так что и тогда улицы освещались, но это была обязанность домовладельцев.
– Зачем же и в наше время, в век электричества, в Лондоне сохранились газовые фонари, причем в самых престижных районах и на центральных улицах?
– Это часть британского исторического наследия. Дело в том, что в начале XIX века престижные аристократические клубы и дворцы, где были установлены первые газовые фонари, были символами власти, и в наше время их владельцы очень дорожат этой символикой и сохраняют ее. Так что и сейчас эти символы освещенности и связи времен продолжают оставаться важными для нас.