"У всех людей в своих местах чешется", - заявил в августе 2012 года популярный у определённого рода людей клирик А.Кураев, характеризуя священника Александра Меня. У отца Александра, по мнению Кураева, "чесалкой" был еврейский вопрос.
Метафора, употреблённая одним из штатных идеологов РПЦ МП, автором официального учебника по основам кремлёвского православия, - типична для антисемитизма XIX столетия. Тогда формировался язык современной медицины, этот язык широко влиял на язык политиков и журналистов. "Жид пархатый", "паршивый", "грязный", "вонючий", - именно в XIX веке эти образы вышли на первый план в антисемитском дискурсе. "Чесалка" - вариация именно на эту тему.
Парадокс в том, что идея нечистоты как проявления богоотступничества - идея не просто еврейская, а древнееврейская. Книга Второзакония обозначает термином "проказа" огромное множество дерматологических заболеваний, равно как и плесень на домах или еде, и рассматривает "проказу" как препятствие к общению с Богом. Страх нечистоты унаследовало и христианство, не сумев усвоить откровение Евангелия о том, что "для чистого всё чисто", "что Бог очистил, не почитай нечистым".
Качественно новое значение идея чистоты получила с кальвинизмом в XVI веке - чистота стала восприниматься как проявление избранности Богом. С открытием роли в XIX веке инфекции нечистота стала не только религиозно предосудительна, она стала восприниматься как угроза. Сегодня чесалка у Меня, завтра - у России. Меня надо "зачистить". И зачистили - 9 сентября 1990 года. Топором. Русский человек одним топором может и церковь срубить, и священника.
Врачи, открыв инфекцию, стали наводить элементарную чистоту в больницах и этим спасли миллионы жизней. Антисемитизм превратил это открытие в повод истребить миллионы евреев, чтобы "жидовская зараза" не погубила мир.
Выступление Кураева нельзя назвать экстравагантным - оно для него традиционно. Вот в 1990-м году, когда Кураев сочинял для патриарха Алексия Ридигера соболезнующее письмо вдове Меня, он свою ненависть выражал элегантно - мол, не все взгляды убитого одобрены Церковью. Потом уже Кураев отвязался и высказывался по полной антисемитской программе. Мень для него - "заблудившийся миссионер", а Гавриил Заблудовский, напротив, - святой. Почему русская интеллектуальная среда и сделала его своим любимчиком. Конечно, другие кремлёвские православные тоже не филосемиты, но то, что у них на уме, у этого - на языке.
Высказывание Кураева было сделано в связи с поклонением патр. Кирилла в Белостоке подлинным мощам фальшивого святого - якобы "убиенного от жидов младенца Гавриила". Антисемитский культ, антисемитское поклонение, антисемитский репортаж о поклонении на государственном телевидении. Репортаж повисел на сайте телепрограммы и был через несколько часов убран. Так что опять можно говорить, что в России нет антисемитизма. Репортажа ведь нет? Русские борются лишь с антисемизмом стрелочников - вот, подпаска Душенова посадили, архипастырей же, которых он популяризировал, не тронули.
Таков русский антисемитизм - в отличие от мифологического жида, он не воняет, не чешется, не ловится социологическими опросами. Конечно, любой человек, не на уровне опроса, а на уровне чаепития и водкопития знакомый с русским православным духовенством знает - антисемиты чистой воды, даже больше, чем польские патеры. Но снаружи всё почти чисто. На поверхности даже некоторая юдофилия Лидера Нации - он и ермолку одевает, и синагогу посещает, и у Стены Плача что-то приказывает Создателю. Правда, Лидер Нации за годы правления переодевался в сотни национальных нарядов и профессиональных костюмов. Всё-таки шпион, переодеванию учён. А если судить по делам - внешняя политика России как была антиизраильской, так и остаётся. Ермолку на голову, вооружения на несколько миллиардов - на зачистку Святой Земли от евреев. Израиль молчал, молчит и будет молчать - а что тут говорить? Тут бомбоубежища строить надо, и строят.
Отец Александр Мень призывал деканонизировать "младенца Гавриила", как деканонизировали католики - вычеркнули из святцев - своих аналогичных персонажей. Деканонизация, конечно, не устраняет антисемитизм (и в Австрии, и в Польше, где такие святые были популярны, антисемитизм не исчез вовсе), но всё же атмосфера чище. "Естественно, не будет никакой деканонизации. Не надо с этим носиться", - отрезал Кураев. Чисто путинская, шаманская манера: нахмурить брови, скривить губы, чтобы внушительнее звучало.
Возможно, деканонизации не будет. Тогда и православия не будет. Его и так уже почти нет. "Почти" - это в расчёте на то, что Дух Божий дышет, где хочет. Может подышать и там, где написали официальную бумагу в суд, чтобы трёх невинных женщин посадили якобы за нарушение правил поведения в храме. Один-единственный листочек. Маленькая бумажка для чиновника и огромный шаг в пропасть для многомиллионной Церкви. Потому что с тех пор, как по бумажке православного деятеля посадили этих женщин - качественно новая ситуация, и её уже не замазать призывами к помилованию, разговорами о том, что это, мол, верхи. Как получать через православного чиновника деньги на свою веру - так солидарны-коллективны-соборны, а как отвечать за тех, кого посадили по наводке чиновника - так ответственность сразу становится персональной?
Кураев и ему подобные составляют в России большинство - до 80%. Они правят, они охраняют, они нападают, они учат, они мучат. Оставшиеся 20% - обречены. "Естественно, не будет никакой демократизации", если перефразировать Кураева. "Не надо с этим носиться". И ведь верно! Носиться - не надо. Надо это носить. Возмущаться не надо, звать государство на помощь не надо - антисемитское государство так поможет в борьбе с антисемитизмом, что быть евреем станет стыдно. Надо быть евреем - что означает, напомню, чисто жить, чисто веровать, чисто мыслить, и только одной чистоты избегать - той "конкретной чистоты", которой чешется зачистить весь мир.
А те люди, которые говорят: "Ну да, Кураев антисемит, но скольких людей он привёл ко Христу!" - задумывались бы над простым вопросом: оправдывает ли Христос средства. И случайно ли все эти миллионы людей, приведённые Кураевым ко Христу, с таким наслаждением топчут окружающих, гадят на планету или, как минимум, служат злу - потому что "не мы такие, жизнь такая". Жизнь, может, и такая, а вот вечная жизнь в Царстве Христовом - иная.
А те люди, которые говорят: "Ну да, Кураев антисемит, но скольких людей он привёл ко Христу!" - задумывались бы над простым вопросом: оправдывает ли Христос средства. И случайно ли все эти миллионы людей, приведённые Кураевым ко Христу, с таким наслаждением топчут окружающих, гадят на планету или, как минимум, служат злу - потому что "не мы такие, жизнь такая". Жизнь, может, и такая, а вот вечная жизнь в Царстве Христовом - иная.