Ссылки для упрощенного доступа

''Опасный сосед'' Василия Пушкина



Марина Тимашева: Вышло в свет некогда знаменитое произведение Василия Львовича Пушкина ''Опасный сосед''. Книга издана Всероссийским музеем А.С.Пушкина, Государственным музеем А.С.Пушкина и издательством ''Вита-Нова''. Рассказывает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Поэме ''Опасный сосед'', которую современники называли маленьким шедевром, в этом году исполнилось 200 лет, а ее создателю Василию Львовичу Пушкину, дяде поэта Александра Пушкина и его первому литературному наставнику – 245. В начале XIX века он был известным и весьма любимым публикой стихотворцем, тем не менее, поэма, вышедшая в 1811 году, стала литературной сенсацией. Фривольное повествование о поездке с соседом Буяновым в «веселый дом» к блудницам, перемежаемое остроумными выпадами против литературных врагов Карамзина и милой сердцу автора поэмы карамзинской школы, понравилось всем.

Мы, сгорбившись, вошли в какую-то каморку,
И что ж? С купцом играл дьячок приходский в горку;
Пунш, пиво и табак стояли на столе.
С широкой задницей, с угрями на челе,
Вся провонявшая и чесноком и водкой,
Сидела сводня тут с известною красоткой;
Султан Селим, Вольтер и Фредерик Второй
Смиренно в рамочках висели над софой;
Две гостьи дюжие смеялись, рассуждали
И Стерна Нового как диво величали.
Прямой талант везде защитников найдет!
Но вот кривой лакей им кофе подает;
Безносая стоит кухарка в душегрейке;
Урыльник, самовар и чашки на скамейке.
"Я здесь", - провозгласил Буянов-молодец.
Все вздрогнули - дьячок, и сводня, и купец;
Но все, привстав, поклон нам отдали учтивый.
"Ни с места, - продолжал сосед велеречивый, -
Панкратьевна, садись; целуй меня, Варюшка;
Дай пуншу; пей, дьячок". И началась пирушка!


Возможно, судьба не совсем справедливо обошлась с Василием Львовичем, заслонив его достижения успехами его гениального племянника, - так или иначе, но издательство ''Вита Нова'' и Музей Пушкина решили эту несправедливость исправить. Издание получилось роскошное, проиллюстрировали его знаменитые художники, братья Александр и Валерий Трауготы. Говорит главный редактор издательства Вита Нова Алексей Дмитренко.

Алексей Дмитренко: Это выдающееся произведение, недооцененное - это лучшее произведение этого поэта, который проявил себя больше как жизнетворец. О нем и современники говорили, что его стихи менее интересы, чем его жизнь, чем он сам, чем его личность. Но в ''Опасном соседе'', в этой сатире, он, видимо, превзошел самого себя, потому что это произведение не печаталось, вернее, печаталось нелегально при его жизни.

Татьяна Вольтская: В списках ходило.

Алексей Дмитренко: Да, и устно разошлось - оно было все растащено на цитаты, это было событием. Батюшков, например, восхищался целомудренностью строки - ''свет в черепке погас и близок был сундук'' - когда главный герой хочет уединиться с дамой, на пике, на накале чувств заканчивается действо и начинается драка.

Татьяна Вольтская: Я вижу, целая выставка предшествует презентации. Это выставка иллюстраций, наверное?

Алексей Дмитренко: Это иллюстрации художников Трауготов - Александра Георгиевича и Валерия Георгиевича покойного. Работа началась при жизни Валерия Георгиевича, который умер в 2009 году. Надо сказать, что в книжке на 300 с лишним страниц 420 иллюстраций. Во-первых, проиллюстрирована каждая строчка самой поэмы, кроме того, в книге помещено исследование об истории создания ''Опасного соседа'' и об его авторе, которое также проиллюстрировано - по несколько иллюстраций на каждой странице. Вы найдете там и портрет Наполеона, и самого Василия Львовича, и его знаменитого племянника, и всех его современников.

Татьяна Вольтская: Автор этой книги в книге – академик Российской Академии образования, доктор филологических наук Наталия Ивановна Михайлова. По ее мнению, издание совершенно уникально.

Наталия Михайлова: Выдающиеся художники нашего времени создали целую сюиту иллюстраций к этому ''маленькому шедевру'', как называли поэму Василия Львовича современники. В это издание были включены еще: факсимильное воспроизведение первого прижизненного издания, сохранившегося в единственном экземпляре в рукописном отеле Пушкинского Дома 1811 года, литографированное издание ''Опасного соседа'', которое появилось в свое время в Мюнхене в 1815 и году, и, наконец, издание 1855 года, осуществленное Сергеем Дмитриевичем Полторацким в Лейпциге по просьбе Василия Львовича, который незадолго до смерти, в 1830 году, просил об этом своего приятеля. Писатель и поэт живет, пока его читают. Все читали роман ''Евгений Онегин'' - ''мой брат двоюродный Буянов'' появляется на балу у Ларина. Почему двоюродный брат? Потому что ''отцом'' Буянова был его дядя родной - Василий Львович Пушкин. Так вот, теперь можно будет еще и прочесть про приключения двоюродного брата автора ''Евгения Онегина'', создания Василия Львовича Пушкина, Буянова.

Татьяна Вольтская: Ему вообще не повезло, он в тени своего племянника.

Наталия Михайлова: А в начале века говорили сначала о дяде, а потом о племяннике. Современники ценили его за безупречный вкус и чистоту слога, кроме того, ''Опасный сосед'' это остроумнейшее произведение с блестяще развитым сюжетом, с колоритными типажами. Это великолепно.

Татьяна Вольтская: Иллюстрации – что о них сказать? На мой взгляд, они блистательнее и значительнее иллюстрируемого предмета. Мастерство братьев Трауготов виртуозно, проникновение в эпоху удивительно, чувство легкости и радости редкостно для века унылого постмодернизма. А поэма, сколь она ни хороша, но в ней чувствуется только обещание той феерической языковой свободы и изящества, которую вот-вот подхватит их рук Василия Львовича Пушкина его подрастающий племянник. Недаром отец позволял ему с малых лет сидеть в гостиной, когда приходил дядя. И все же и легкость, и остроумие, и сам принцип, позволяющий впустить в стихи разговорную речь, кажется, уже есть в ''Опасном соседе'', который заканчивается так.

В светлице позабыл часы и кошелек;
Чрез бревна, кирпичи, чрез полный смрада ток
Перескочив, бежал, и сам куда не зная.
Косматых церберов ужаснейшая стая,
Исчадье адово, вдруг встала предо мной,
И всюду раздался псов алчных лай и вой.
Что делать! Я шинель им отдал на съеденье.
Снег мокрый, сильный ветр. О! Страшное мученье!
В тоске, в отчаянье, промокший до костей,
Я в полночь наконец до хижины моей,
О милые друзья, калекой дотащился.
Нет! Полно! Я навек с Буяновым простился.
Блажен, стократ блажен, кто в тишине живет
И в сонмище людей неистовых нейдет;
Кто, веселясь подчас с подругой молодою,
За нежный поцелуй не награжден бедою;
С кем не встречается опасный мой Сосед;
Кто любит и шутить, но только не во вред;
Кто иногда стихи от скуки сочиняет
И над рецензией славянской засыпает.
XS
SM
MD
LG