Ирина Лагунина: 3 мая в здании британского парламента с докладом, озаглавленным «Путин и коррупция в России», выступил бывший российский бизнесмен Сергей Колесников. На основе собранных им фактов и документов он проанализировал масштаб и причины государственной коррупции в путинской России. Доклад привлек внимание британских политиков, журналистов, общественных деятелей и бизнесменов. Особую актуальность докладу придает то, что он приурочен к инаугурации Владимира Путина 7 мая. Сергей Колесников неоднократно выступал на РС с разоблачениями коррумпированности российских властей. Рассказывает Наталья Голицына.
Наталья Голицына: Выступление Сергея Колесникова в британском парламенте было организовано базирующимся в Лондоне «Обществом Генри Джексона» - неправительственной организацией, известной поддержкой демократических движений в мире и носящей имя покойного американского сенатора Генри Джексона. Сергей Колесников получил широкую известность после того, как в 2010 году обвинил российские власти в разбазаривании государственных средств при строительстве так называемого «дворца Путина» под Геленджиком. Эмигрировав на Запад, Колесников неоднократно публично выступал с разоблачениями процветающей на государственном уровне коррупции в России. Он собрал обширный архив документов, обличающих в коррупции людей из ближайшего окружения Владимира Путина, с которым Колесников сотрудничал в 90-е годы в Петербурге. Сергей Колесников - ученый-биофизик, в начале 90-х он занялся бизнесом, став крупным предпринимателем. Его приглашение выступить в британском парламенте в качестве эксперта по коррупции в России было неслучайным. Зал был полон. По окончании его выступления британские политики, журналисты, общественные деятели, бизнесмены засыпали Колесникова вопросами о политической и социальной подоплёке российской «коррупционной болезни», проявив особый интерес к причастности Владимира Путина и его окружения к фактам коррупции. Отвечая на вопрос, не опасается ли он, что российский власти могут с ним «разобраться» и что в Лондоне с недавних пор стало небезопасно жить критикам Путина, Сергей Колесников ответил, что не исключает, что после инаугурации Владимира Путина он может разделить судьбу некоторых его критиков. Накануне выступления в британском парламенте Сергей Колесников рассказал РС о содержании своего доклада «Путин и коррупция в России».
Сергей Колесников: Я бы в своем докладе хотел остановиться на следующих вопросах: прежде всего высказать свое мнение о состоянии коррупции в России, затем по политической ситуации, конкретно – это результаты выборов, по той причине, что на сегодняшний день в России складывается уникальная ситуация. Мы знаем, что в декабре выборы в Государственную думу прошли со значительными нарушениями и на сегодняшний день очень многие не признают легитимность избранной Государственной думы в России. Так же выборы президента в марте прошли с большими нарушениями. И на сегодняшний день результаты этих выборов не все считают достоверными. Поэтому впервые в России может сложиться такая ситуация, что практически вся высшая власть не будет легитимной. Это мой второй тезис. И я бы хотел проиллюстрировать это все на более детальном и конкретном рассказе о конкретных фактах коррупции, связанных со строительством дворца под Геленджиком. приобретением акций "Банка Россия", страховой группы. Я считаю, что очень важно, чтобы те иностранные политические деятели реально себе представляли сегодняшнюю ситуацию в России, реально себе представляли российских руководителей.
Наталья Голицына: Вы полагаете, что Владимир Путин лично или через друзей замешан в коррупционных делах?
Сергей Колесников: Я в этом уверен. Что такое личное или через кого-то – я не совсем понимаю. Если счет оформлен на Николая Шамалова, но деньгами с этого счета распоряжается Владимир Путин, хотя не он записан как владелец счета, то по всем международным признакам, конечно, реальным владельцем или, как говорится, конечным бенефициаром данного счета является Владимир Путин.
Наталья Голицына: Насколько близко вы знакомы с Путиным?
Сергей Колесников: Я познакомился с Путиным в конце 91 года, когда Владимир Путин возглавлял комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 92-95 году мы встречались достаточно часто, иногда несколько раз в месяц на совещаниях. В дальнейшем крайне редко. Когда он был президентом – это уже единичные разы.
Наталья Голицына: Но поначалу вы его поддерживали.
Сергей Колесников: Да, совершенно точно, я его поддерживал, я был его сторонником и был очень рад избранию Владимира Путина в 2000 году. Потому что я считал, что пришел молодой деятельный президент, который хочет что-то сделать хорошее, и первые его шаги я поддерживал и полностью одобрял. Начиная с 2004 года, начались постепенные изменения и в конечном итоге, я считаю, что на сегодняшний день эти изменения полностью перечеркнули все то хорошее, которое было связано с началом его президентства.
Наталья Голицына: Вам известно, что Путин неоднократно заявлял о том, что его приоритетной задачей является борьба с коррупцией. Судя по тезисам вашего доклада, вы считаете его чуть ли не главным пособником коррупции в России. Скажите, насколько искренни эти его заявления, на ваш взгляд?
Сергей Колесников: Я считаю, что они совершенно не искренни. Вся моя последняя деятельность направлена на то, чтобы добиться начала расследования тех фактов, которые я сегодня излагаю. Я привожу конкретные примеры, документы, выписки со счетов, переводы денег конкретные фотографии и тому подобное того же дворца, который строится сегодня под Геленджиком, тех невероятных расходов государственного бюджета, которые были затрачены на строительство дороги к этому дворцу. Высоковольтная линия электропередач, газопровод среднего давления, специальные правительственные линии спецсвязи - на все на это затрачены государственные деньги, либо деньги компании находящейся под полным государственным контролем. Сколько ни говоришь, реакция нулевая, везде все время отписки, никаких следственных действий не проводится. И вот это самое страшное. Это, к сожалению, система, которая сегодня сложилась у нас в стране. Ведь обратите внимание, это не единственные факты коррупции, которые я привожу, приводят и другие факты. Ничто не подвергается никакому анализу, расследованию, ничего, просто забудут, не узнают и так далее. Это первое. Второе: в конечном итоге вы прекрасно знаете, что все эти факты на сегодняшний день существуют в интернете и в незначительном количестве свободных средств массовой информации. Ни центральное телевидение, ни федеральные каналы, ни крупные средства массовой информации совершенно не уделяют этому внимания. Ни один канал телевидения ни разу не заинтересовался проблемой дворца или расследованием по фактам "Банка Россия".
Наталья Голицына: Скажите, а как бы вы определили уровень коррумпированности в России?
Сергей Колесников: Это, честно говоря, не моя функция – это функция соответствующих международных организаций, которые определяют уровень коррупции в России, как чрезвычайно высокий. Ведь Россия занимает по уровню коррупции одно из самых последних мест в списке, уже в конце второй сотни. Этот уровень чрезвычайно высок, к сожалению, он не снижается и никаких реальных действий по снижению коррупции в стране не осуществляется. Почему я и считаю, что та экономическая модель, которая сегодня создана, коррупционной вертикали, она нежизнеспособна.
Наталья Голицына: Нет ли у вас рецептов или каких-то конструктивных предложений искоренения коррупции в России?
Сергей Колесников: Никаких новых методов придумать невозможно, нужно использовать те методы, которые себя зарекомендовали во всем мире. Прежде всего это открытое гражданское общество, это правда на всех уровнях, это главный принцип власти - не врать и не воровать. Не может на сегодняшний день в России вестись реальной борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией может начинаться только сверху. Борьба за права будет всегда осуществляться снизу, но борьба с коррупцией должна осуществляться сверху. Народ не может бороться с коррупцией - это все какие-то выдумки, красивые слова. Нигде никогда этого не произошло. Народ может выбрать только честных людей, а эти честные люди должны начать бороться с коррупционерами, потому что у них в руках есть все механизмы. И до тех пор, пока к власти в России не придут честные люди, для которых принцип не врать и не воровать стает основой их политической деятельности, только тогда можно сказать, что в России начнется борьба с коррупцией, и я убежден, что она будет побеждена.
Наталья Голицына: Выступление Сергея Колесникова в британском парламенте было организовано базирующимся в Лондоне «Обществом Генри Джексона» - неправительственной организацией, известной поддержкой демократических движений в мире и носящей имя покойного американского сенатора Генри Джексона. Сергей Колесников получил широкую известность после того, как в 2010 году обвинил российские власти в разбазаривании государственных средств при строительстве так называемого «дворца Путина» под Геленджиком. Эмигрировав на Запад, Колесников неоднократно публично выступал с разоблачениями процветающей на государственном уровне коррупции в России. Он собрал обширный архив документов, обличающих в коррупции людей из ближайшего окружения Владимира Путина, с которым Колесников сотрудничал в 90-е годы в Петербурге. Сергей Колесников - ученый-биофизик, в начале 90-х он занялся бизнесом, став крупным предпринимателем. Его приглашение выступить в британском парламенте в качестве эксперта по коррупции в России было неслучайным. Зал был полон. По окончании его выступления британские политики, журналисты, общественные деятели, бизнесмены засыпали Колесникова вопросами о политической и социальной подоплёке российской «коррупционной болезни», проявив особый интерес к причастности Владимира Путина и его окружения к фактам коррупции. Отвечая на вопрос, не опасается ли он, что российский власти могут с ним «разобраться» и что в Лондоне с недавних пор стало небезопасно жить критикам Путина, Сергей Колесников ответил, что не исключает, что после инаугурации Владимира Путина он может разделить судьбу некоторых его критиков. Накануне выступления в британском парламенте Сергей Колесников рассказал РС о содержании своего доклада «Путин и коррупция в России».
Сергей Колесников: Я бы в своем докладе хотел остановиться на следующих вопросах: прежде всего высказать свое мнение о состоянии коррупции в России, затем по политической ситуации, конкретно – это результаты выборов, по той причине, что на сегодняшний день в России складывается уникальная ситуация. Мы знаем, что в декабре выборы в Государственную думу прошли со значительными нарушениями и на сегодняшний день очень многие не признают легитимность избранной Государственной думы в России. Так же выборы президента в марте прошли с большими нарушениями. И на сегодняшний день результаты этих выборов не все считают достоверными. Поэтому впервые в России может сложиться такая ситуация, что практически вся высшая власть не будет легитимной. Это мой второй тезис. И я бы хотел проиллюстрировать это все на более детальном и конкретном рассказе о конкретных фактах коррупции, связанных со строительством дворца под Геленджиком. приобретением акций "Банка Россия", страховой группы. Я считаю, что очень важно, чтобы те иностранные политические деятели реально себе представляли сегодняшнюю ситуацию в России, реально себе представляли российских руководителей.
Наталья Голицына: Вы полагаете, что Владимир Путин лично или через друзей замешан в коррупционных делах?
Сергей Колесников: Я в этом уверен. Что такое личное или через кого-то – я не совсем понимаю. Если счет оформлен на Николая Шамалова, но деньгами с этого счета распоряжается Владимир Путин, хотя не он записан как владелец счета, то по всем международным признакам, конечно, реальным владельцем или, как говорится, конечным бенефициаром данного счета является Владимир Путин.
Наталья Голицына: Насколько близко вы знакомы с Путиным?
Сергей Колесников: Я познакомился с Путиным в конце 91 года, когда Владимир Путин возглавлял комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 92-95 году мы встречались достаточно часто, иногда несколько раз в месяц на совещаниях. В дальнейшем крайне редко. Когда он был президентом – это уже единичные разы.
Наталья Голицына: Но поначалу вы его поддерживали.
Сергей Колесников: Да, совершенно точно, я его поддерживал, я был его сторонником и был очень рад избранию Владимира Путина в 2000 году. Потому что я считал, что пришел молодой деятельный президент, который хочет что-то сделать хорошее, и первые его шаги я поддерживал и полностью одобрял. Начиная с 2004 года, начались постепенные изменения и в конечном итоге, я считаю, что на сегодняшний день эти изменения полностью перечеркнули все то хорошее, которое было связано с началом его президентства.
Наталья Голицына: Вам известно, что Путин неоднократно заявлял о том, что его приоритетной задачей является борьба с коррупцией. Судя по тезисам вашего доклада, вы считаете его чуть ли не главным пособником коррупции в России. Скажите, насколько искренни эти его заявления, на ваш взгляд?
Сергей Колесников: Я считаю, что они совершенно не искренни. Вся моя последняя деятельность направлена на то, чтобы добиться начала расследования тех фактов, которые я сегодня излагаю. Я привожу конкретные примеры, документы, выписки со счетов, переводы денег конкретные фотографии и тому подобное того же дворца, который строится сегодня под Геленджиком, тех невероятных расходов государственного бюджета, которые были затрачены на строительство дороги к этому дворцу. Высоковольтная линия электропередач, газопровод среднего давления, специальные правительственные линии спецсвязи - на все на это затрачены государственные деньги, либо деньги компании находящейся под полным государственным контролем. Сколько ни говоришь, реакция нулевая, везде все время отписки, никаких следственных действий не проводится. И вот это самое страшное. Это, к сожалению, система, которая сегодня сложилась у нас в стране. Ведь обратите внимание, это не единственные факты коррупции, которые я привожу, приводят и другие факты. Ничто не подвергается никакому анализу, расследованию, ничего, просто забудут, не узнают и так далее. Это первое. Второе: в конечном итоге вы прекрасно знаете, что все эти факты на сегодняшний день существуют в интернете и в незначительном количестве свободных средств массовой информации. Ни центральное телевидение, ни федеральные каналы, ни крупные средства массовой информации совершенно не уделяют этому внимания. Ни один канал телевидения ни разу не заинтересовался проблемой дворца или расследованием по фактам "Банка Россия".
Наталья Голицына: Скажите, а как бы вы определили уровень коррумпированности в России?
Сергей Колесников: Это, честно говоря, не моя функция – это функция соответствующих международных организаций, которые определяют уровень коррупции в России, как чрезвычайно высокий. Ведь Россия занимает по уровню коррупции одно из самых последних мест в списке, уже в конце второй сотни. Этот уровень чрезвычайно высок, к сожалению, он не снижается и никаких реальных действий по снижению коррупции в стране не осуществляется. Почему я и считаю, что та экономическая модель, которая сегодня создана, коррупционной вертикали, она нежизнеспособна.
Наталья Голицына: Нет ли у вас рецептов или каких-то конструктивных предложений искоренения коррупции в России?
Сергей Колесников: Никаких новых методов придумать невозможно, нужно использовать те методы, которые себя зарекомендовали во всем мире. Прежде всего это открытое гражданское общество, это правда на всех уровнях, это главный принцип власти - не врать и не воровать. Не может на сегодняшний день в России вестись реальной борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией может начинаться только сверху. Борьба за права будет всегда осуществляться снизу, но борьба с коррупцией должна осуществляться сверху. Народ не может бороться с коррупцией - это все какие-то выдумки, красивые слова. Нигде никогда этого не произошло. Народ может выбрать только честных людей, а эти честные люди должны начать бороться с коррупционерами, потому что у них в руках есть все механизмы. И до тех пор, пока к власти в России не придут честные люди, для которых принцип не врать и не воровать стает основой их политической деятельности, только тогда можно сказать, что в России начнется борьба с коррупцией, и я убежден, что она будет побеждена.