Ссылки для упрощенного доступа

Фил Вудс – наследник Птицы Паркера?


Фил Вудс
Фил Вудс

История, хоть и пунктирно, творчества Чарли Птицы Паркера и Фила Вудса

Контрабасист и писатель Билл Кроу из (он там родился) Отелло, штат Вашингтон, пишет:
«Однажды оркестр Джея МакШэнна, вереницей машин катил на концерт в университет Небраски. Машина, в которой дремал Чарли Паркер, подняв пыль, прокатила через какую-то деревушку, сбив курицу. Чарли, разлепив веки, сказал водителю: - Кореш, дай задний ход, ты сбил курицу! Достигнув места преступления, машина остановилась. Чарли ловко выпрыгнул на дорогу и подобрал курицу. Когда вся команда добралась до города Линкольн, где для них был забронирован ночлег в частном доме, Чарли Паркер попросил хозяйку зажарить птичку, yardbird, то есть дворовую птичку, на ужин. С тех пор одни звали его Yard, Двор…., другие – Птица, Bird».
В итоге курица победила, но отрастила крылья и стала одиноким орлом джаза.
Гораздо позже Чарли Паркер сбил немало цыплят, кур и настоящих птиц, пытавшихся летать – то есть играть на альт-саксофоне…
В Казани и Кемерово, в Кинешме и Калуге, Кронштадте и Каргополе, а так же на все остальные буквы, исключая Ы, вы слушает еженедельное и свингующее «Время Джаза» - на коротких «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Charlie Parker - Now's the Time – 3:16 (Charlie Parker - Now's the Time - Dreyfus Jazz)

«Now's the Time», «Настало время» - пьеса Чарли Птицы Паркера. Птица – альт-сакс и лидер; Майлз Дейвис (19 лет!) – труба; Диззи Гиллеспи (не совсем обычная роль!) – фортепьяно; Кёрли Рассел – контрабас и еще один отец-основатель би-бопа Макс Роуч – ударные. Город Нью-Йорк, 26 ноября 1945 года.
Чарли Птица Паркер сегодня теневой, почти закулисный герой «Времени Джаза». Главный герой, его ученик и скорее последователь, Фил Вудс:

Phil Woods - How Little We Know – 8:28 (Phil Woods Quintet - Ballads & Blues – Venus Rds)

«How Little We Know» - Хоаги Кармайкла. Квинтет Фила Вудса: Вудс – альт-саксофон; Браян Линч – труба; Билл Чарлап – рояль; Стив Гилмор – контрабас и Билл Гудвин – ударные. Студия звукозаписи «Аватар», Нью-Йорк, июнь 2008 года. Филу Вудсу было в том июне 75 лет.
Фил Вудс
Фил Вудс


Нынче ему исполнился 81 год и в этом ноябре он дает пять концертов в США. Так что сегодня мы отмечаем его день рождения и его траекторию полета. Чарли Птица Паркер его сбил, но не насмерть, ему не удалось отправить Фила в духовку. Впрочем…

Как и сам Чарли Паркер Фил Вудс любил играть стандарты, блюзы и баллады. Конечно же, он играл всё, что сочинил Птица. Но детали позже. Сейчас же напомню, что вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза», время истории американского джаза на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в утопшей в дождях Лютеции – ваш ДС.



Frank Sinatra - How Little We Know – 2:19 (Frank Sinatra - Sinatra's Sinatra – Reprise)

«How Little We Know», «Как мало мы знаем! Сколько же предстоит открыть: что за химическая реакция идёт между любимым и возлюбленной!» И здесь у Хоаги Кармайкла гениальная рифма:

How little we understand - what touches off that tingle
That sudden explosion - when two tingles intermingle –
Как плохо мы понимаем, откуда берется эта дрожь,
Этот неожиданный взрыв, порождающий трепет, заставляющий трепещущих сплестись вместе…

Tingle – intermingle – не все в «Алее Оловянных Кастрюль» были способны на такие рифмы…
Фрэнк Синатра и оркестр Нелсона Ридла,1963 год, Голливуд.

Но вернемся к нашим птичкам. Птица Паркер начал играть в пятнадцать лет буквально из-за нужды; нужно было как-то чем-то зарабатывать. И он получал за шесть-восемь часов работы в оркестре Джея МакШэнна доллар или доллар 25 центов. При этом никто не понимал, что он играет, потому что он отказывался играть «как надо». Однажды ударник Джо Джоунс запустил в него тяжелой тарелкой, перелетевшей всю сцену. Птица собрал шмотки и надолго удалился.
Он никогда не мог объяснить что он играет, как и почему. Он не мог и сказать, кто его любимый музыкант. Вернее он говорил такое, от чего народ зеленел. Первым у него шел Брамс, затем Шёнберг, третьим был Эллингтон, далее – Хиндемит и Стравинский. Любимым же человеком он называл… Омара Хаяма…

Charlie Parker – Ornithology – 4:23 (Charlie Parker - At Storyville - Blue Note)

«Ornithology», «Орнитология», то есть наука о птицах – конечная метаморфоза съеденной курицы. Одна из самых известных композиций Чарли. Паркер – альт-саксофон и лидер; Ред Гарлэнд – рояль; Билли Григгс – контрабас и Рой Хайнс – ударные. Клуб «Storyville», Бостон, 22 сентября 1953 года.
Фил Вудс появился на сцене юным последователем и учеником Чарли Паркера. Он учился у самого Ленни Тристано, затем в манхэттенской школе музыки и, наконец, в Juilliard School. Его друг Джо Лопез научил его играть на кларнете, но Фил, Филипп, перешел на альт-саксофон, и, после смерти Паркера его стали называть New Bird, хотя он и не копировал Паркера, а шел по его следам.

Phil Woods - Waltz For A Lovely Wife – 4:05 (Phil Woods - Warm Woods – EPIC)

«Waltz For A Lovely Wife», «Вальс для милейшей жёнушки» Фила Вудса. Вудс, лидер и альт-сакс; Боб Корвин – рояль; Сонни Даллас – контрабас и Ник Стэйбэлэс – ударные. 8 ноября 1957 года, Нью-Йорк-Сити.

Позиция боперов по поводу направления развития джаза была сформулирована в знаменитой фразе приписываемой Монку: «Мы хотели играть такую музыку, которую «они» не смогли бы сыграть».
"Они" — это белые джазмены, которые переняли манеру свинга у чернокожих и зарабатывали на этой музыке хорошие деньги». – пишет русская Вики. На самом деле идея висела в воздухе еще в Канзасе, а кто её сформулировал – никто не знает. Играть в два раза быстрее с переходами, «мостами», которые этим белым ребятам не под силу…. – всё это звучало от Канзаса, Чикаго и до «Minton’s House’a» в Нью-Йорке. Чарли Паркер и сам не понимал, что и как он играет, пока, цитирую Вики в данном случае выступающую вполне по делу:
«В одну из ночей 1939 года он (Паркер) играл «Cherokee» с гитаристом Уильямом «Бидди» Флитом. И внезапно Чарли Паркеру в голову пришла идея о том, как можно разнообразить свои соло. Впоследствии это открытие стало наиболее значимой инновацией в джазовой музыке. Чарли понял что, используя все двенадцать звуков хроматической гаммы можно направить мелодию в любую тональность, что нарушало некоторые принципы привычного построения джазовых соло. На раннем этапе становления бибопа этот стиль был раскритикован многими признанными джазменами эпохи свинга. Боперы в ответ называли подобных традиционалистов «moldy figs» — что означает «заплесневелый пустяк» или «заплесневелые формы». Однако, некоторые музыканты старой школы, такие как Коулмен Хокинс и Бенни Гудман были настроены более позитивно по отношению к новому стилю и даже участвовали в джемах и студийных записях вместе с молодыми представителями нового направления».
Вот историческая, но трудная для ушей, почти любительская, запись «Cherokee»:

Charlie Parker – Cherokee – 2:09 (Charlie Parker - Complete Savoy & Dial Sessions – Savoy)
Чарли Паркер, 1947
Чарли Паркер, 1947


«Cherokee» - по предположению Скота Яноу, это запись 1944 года с Бадом Пауэлом, Диззи Гиллеспи и Максом Роучем. Запись сделана, видимо, фирмой «Savoy», крайне не профессионально, длится две минуты и резко обрывается. Для нас, пост-пост-пост боперов в соло Птицы нет ничего особенного настолько мы привыкли к классическому бопу.

Чарли умер в марте 1955-го. Ему было 34 года. Врачи, после вскрытия, сказали, что он, смягчим формулировку, был изношен, как шестидесятилетний старец.
А теперь – к сбитым, но выжившим птичкам:

Phil Woods – Sсherzo – 11:27 (Phil Woods - The Rights of Swing – Black Lion)

«Sсherzo» Фила Вудса. Бенни Бейли – труба; Кёртис Фуллер – тромбон; Джулис Уоткинс – валторна; Фил Вудс – лидер и альт-саксофон; Сахиб Шихаб – бартон-сакс; Томми Флэнэгэн – рояль; Бадди Кэтлет – контрабас и Оузи Джоунсон – ударные. Нью-Йорк, 10 февраля 1961 года.
А теперь главное: после смерти Чарли Паркера молодой Фил Вудс женился на его вдове Чан Паркер. Мне довелось зреть Чан в кабинете моего издателя Ивана Набокова – она принесла рукопись книги «Моя жизнь в ми бемоль…». Чан и Фил поселись под Парижем в Буживале, колыбеле импрессионистов, в городке, где жила Полина Виардо и Иван Тургенев.
Чан Паркер прекрасно помнила, как таксисты в Нью-Йорке отказывались остановиться потому что она была с «цветным», афроамериканцем, как говорят нынче. У нее было двое детей от Паркера и Фил Вудс не хотел, чтобы они росли в атмосфере расизма. Отсюда и его решение перебраться в Европу, отсюда и Буживаль - любимое место пленэров импрессионистов.
Финишная прямая вашего «Времени Джаза». Вы можете слушать нас LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

The Dave Brubeck Quartet - Like Someone in Love – 7:11 (The Dave Brubeck Quartet - The Great Concerts – CBS)

«Like Someone in Love», «Как некто влюбленный» или проще – «Как влюбленный» - стандарт Джимми ван Хьюсена. Редкий, не задетый Чарли Паркером, альт-саксофонист Пол Дезмонд – альт-сакс; Дейв Брубек – лидер квартета, рояль; Джин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные. Карнеги Холл, 21 февраля 1963 года.
Фил Вудс действительно был влюблен в Чан. Может быть, в какой-то мере, подсознательно, потому что она была Паркер, хоть и не расписанной с Птицей. Их же брак был зарегистрирован на день позже запланированного – Фила остановила полиция и нашла в машине 30 граммов марихуаны, которую он купил дабы отпраздновать не первую брачную ночь, но как положено. Полиция не разрешила ему позвонить Чан, которая и без того с опаленными нервами, не знала, что и думать. Днем позже их расписал нотариус, который был хозяином кафе и парикмахером. Процедура заняла несколько минут между двумя стрижками.
Чан сохранила от Птицы старый зеленый «форд» и саксофон Паркера. Фил Вудс играл на саксофоне Птицы.

Phil Woods - Like Someone In Love – 6:12 (Phil Woods - Warm Woods – EPIC)

«Как кто-то влюбленный», второй вариант. На этот раз Фил Вудс, лидер и альт-сакс; Боб Корвин – рояль; Сонни Даллас – контрабас и Ник Стэйбэлэс – ударные. 8 ноября 1957 года, Нью-Йорк-Сити. Напомню, что Фил празднует свой день рождения, ему исполнился 81 год.
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Звукорежиссер «Времени Джаза», как и на прошлой неделе, Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, удачно и не скучной недели, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG