Ссылки для упрощенного доступа

Хоккейное разочарование Сочи


В Сочи - хоккей, а в Киеве - Майдан.
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:55:02 0:00
Скачать медиафайл

В Сочи - хоккей, а в Киеве - Майдан.

Владимир Кара-Мурза: Сегодняшние события на Украине опровергли ту расхожую истину, что "пока идут Олимпиады, пушки должны молчать", – как, впрочем, и еще одну нехитрую мораль "спорт находится вне политики". И то, и другое опровергнуто самым жестоким образом – на улицах Киева пролилась кровь, из столицы Украины на Кипр перенесен футбольный матч "Валенсия" – "Динамо" (Киев). Украинская сборная на Олимпиаде в Сочи выходит на соревнования с траурными повязками.

Сегодня мы подтверждаем грустную истину: спорт не может быть вне политики. Наши разочарования в хоккее сочинской Олимпиады, конечно, ничто по сравнению с трагедией на Украине. Тем не менее, эту парадоксальную связь – зависимость политики, Олимпиады и спорта – мы обсудим с нашими коллегами, спортивными журналистами Олегом Винокуровым, Алексеем Кузнецовым и политиком Иваном Стариковым.

Совершенно очевидно всем журналистам, что ситуация пошла не по тому сценарию, на который рассчитывали в Кремле. Приходится президенту Путину отвлекаться на события на Майдане. Ясно, что разочарование его постигло и в самом Сочи. Главное разочарование, конечно, – хоккейное. Сейчас стоит вопрос – менять тренера или менять всю систему?

Олег, как вы считаете, в чем причина неудачи нашей сборной?

Олег Винокуров: Причин, на самом деле, очень много. О них можно говорить не один час, потому что есть какие-то системные причины и есть конкретные ошибки в конкретном матче. Есть ошибки в области тактики, комплектования состава или вообще, в целом, в пути развития хоккея в стране. Но если попытаться одной фразой объяснить все это, то, в принципе, никакой неожиданности-то не произошло. Потому что мы должны признать, что нынче уровень развития российского хоккея таков, что нет никаких оснований рассчитывать на победы, как было когда-то в советское время, когда только первое место существовало для сборной СССР. Сейчас не так, бороться можно, надеяться на что-то можно, но ожидать или прогнозировать медали, а тем более золотые, нельзя. Не таков сейчас уровень российского хоккея.

Владимир Кара-Мурза: А уровень финской сборной – неужели он выше российского в 3 раза?

Олег Винокуров: Вы делите голы – забитые на пропущенные? Нет, просто Финляндия – одна из тех команд, которые ничуть не уступают российской сборной. Могла та выиграть, могла эта выиграть. Если мы будем разбирать конкретно игру российской команды против финской, – да, можно упрекать тренера Зинэтулу Билялетдинова за неправильно выбранный план на игру, за слишком оборонительную тактику, за пассивный стиль ведения игры, несмотря на наличие очень ярких нападающих. Это конкретно в этом матче сказалось. Но, в принципе, при немножко другом раскладе Россия могли и обыграть Финляндию, и тоже это не стало бы сенсацией, это было бы нормально. В общем, есть группа команд, среди которых кто-то получше, кто-то похуже. Россия сейчас – не более чем средняя хоккейная держава. Вот и все.

Владимир Кара-Мурза: Алексей, как по-вашему, рассчитывал ли президент Путин на триумф?

Алексей Кузнецов: Конечно, было заметно, что Путин очень рассчитывал на победу в хоккейном турнире. Было видно его страшное огорчение. Но предугадывать победы, а тем более в олимпийском турнире, – это, по меньшей мере, смешно. В мире есть несколько команд примерно одного класса, и сборная России – далеко не самая сильная из них. История олимпийской сборной России только лишь подтверждает это. Я напомню, что команда России никогда не была олимпийским чемпионом. Последний раз сборная страны выиграла Олимпиаду в 1992 году, но тогда это была не сборная России, тогда это была переходная, так называемая, "Объединенная команда" без флага и гимна, – как сказал наш коллега Владимир Абаринов, "без скреп".

В Ванкувере случился ужасный провал. Российская сборная с треском проиграла канадцам в четвертьфинале 3:7. Но сейчас та трагедия повторилась в виде фарса, поскольку проиграли не канадцам, хозяевам турнира, а финнам, – не самой сильной сборной, хотя очень мастеровитой, грамотной и прекрасно организованной. На фоне той сумасшедшей пиар-кампании, на фоне довольно примитивной киноагитки, раздутого до небес пропагандой фильма "Легенда № 17", где очень много переврано и искажено фактов, на фоне всего этого сумасшедшего настроя, который внушали российским болельщикам, такое поражение от финнов, – прямо скажем, безвольное и не очень объяснимое, – это страшнейший удар.

А что касается причин... Я услышал замечательную версию. Пять причин поражения сборной России – вратарь, защита, оборона, тренер, Федерация хоккея России. Есть ли шестая? Давайте подумаем.

Олег Винокуров: Континентальная хоккейная лига. Не далее как позавчера, после того как сборная России в 1/8 финала выиграла у команды Норвегии, президент Владимир Путин заявил (и это цитировали информационные агентства), что сборная Россия – лучшая команда на этом турнире, на его взгляд. Видимо, он действительно верил в успех.

Владимир Кара-Мурза: Иван Валентинович, вы, по-моему, предсказывали какие-то проблемы с формированием хоккейной сборной на Олимпиаду.

Иван Стариков: Я начну с того, что было названо пять причин. Я назову шестую. Может быть, она является первой. Замена Билялетдинова нам не поможет – нам нужно менять страну. С моей точки зрения, безусловно, была проблема с формированием нашей сборной, хотя, положа руку на сердце, мы с вами прекрасно знаем, что в составе нашей сборной были такие звезды мирового хоккея, которые играют в Национальной хоккейной лиге, например, Евгений Малкин и Александр Овечкин. В этой части, мне кажется, по количеству звезд сборная России не уступала другим командам.

С моей точки зрения, были допущены две ошибки. Первая ошибка. Все-таки не были сбалансированы пятерки. Это приводило к тому, что у нас первое звено в значительной степени считалось "забойным", а остальные выпускались на лед исключительно для того, чтобы дать отдохнуть первому звену. Конечно, так долго продолжаться не могло. Тем более, нам выпал стыковой матч с Норвегией, который хоть и окончился со счетом 4:0, отобрал у игроков много сил.

Но главная причина поражения, с моей точки зрения, состоит в том, что у финнов был настоящий, истинно идущий из глубин сердца патриотизм. У нашей сборной этого не было по одной простой причине. Когда, допустим, Илья Ковальчук прилетает в "Шереметьево" и едет в свою родную Тверь, или мой земляк-новосибирец Володя Тарасенко едет в родной Новосибирск, они видят ужасающие контрасты, сопоставляя увиденное с официозом, пропагандистским лицемерием и враньем. Самое главное, они понимают, что чувства человеческого достоинства именно по отношению к людям со стороны власти здесь нет. И это растворяют ту самую волю к победе. Возникает разрыв между той страной, которая была, и которой пока нет. На этом разрыве мы проигрываем.

Владимир Кара-Мурза: Помимо чисто политических причин, может быть, что-то все-таки профессиональное у нас надломилось?

Олег Винокуров: Да. Я думаю, бессмысленно обсуждать уровень или степень патриотизма, мы не в силах его изменить и никогда не поймем. Проблема налицо. Проблема с восприятием в целом. Ну нет сейчас такой системы, которая была при Советском Союзе! Все изменилось. Соотношение сил изменилось. Очень хорошо, что сборная СССР 8 раз выигрывала Олимпийские игры, с этим никто не спорит. Не будем отнимать это выдающееся достижение. Но все понимают, что тогда был другой расклад сил. Тогда на Олимпиадах играли другие соперники. Уровень соперничества был принципиально иным. Канаду и США представляли студенческие команды. И то даже не всегда у них удавалось выигрывать. Были и поражения. И все тогда было иное.

Сейчас говорить об этой эпохе как говорит президент Федерации Владислав Третьяк... Ну, что от того, что он на каждом шагу говорит – вот, мы были великие, мы всех обыгрывали. К чему приведет тебя это? Ни к чему. Да, было. Но надо об этом забыть и идти вперед, идти дальше.

Сейчас, в принципе, хоккейная команда – это большой коллектив. Тренер должен быть педагогом. Есть очень богатые игроки, есть менее богатые, есть очень гордые собой, есть менее гордые собой. Все претендуют на то, чтобы играть в первом звене, а оно, как известно, не резиновое. У нас сделали боевое звено. Малкин во втором звене. Это, вообще, порядок или нет?! Я думаю, что Малкин себя чувствовал очень плохо, находясь во втором звене. А почему, собственно, не в первом? Это же Малкин! Ну, вот тут надо что-то с ними делать. Тренерская работа – это не только тактическая мысль, это еще и педагогический какой-то талант.

Задач очень много. Проблем с нашей общественностью тоже очень много. У нас все разбираются в хоккее. Раз в четыре года начинают разбираться все. С этим очень трудно что-либо поделать.

Потом надо понимать, что команда в любом виде спорта – это не набор лучших игроков по рейтингу. Это коллектив, в котором люди должны взаимодействовать друг с другом. Ради этого иногда можно каких-то звезд оставить в стороне ради того, чтобы найти хорошее сочетание. Кто сейчас это поймет? На домашнюю Олимпиаду, например, не возьмешь Овечкина. Тебя же заклюют! А теперь будем клевать Овечкина, потому что он по всеобщему убеждению, играл плохо. Оно, может быть, и правильно. А может быть, его там не должно быть в этой сборной. Может быть, он туда просто не вписывался. И он не виноват. Его надо было не брать. Но как ты это сделаешь?

Мы начали с того, что спорт – это политика, особенно домашняя Олимпиада. Естественно, и процесс подготовки сборной не был чисто спортивным, чисто хоккейным. Он был политическим. Это тоже повлияло, естественно, негативно. Политика не может повлиять на спорт позитивно.

Владимир Кара-Мурза: Алексей, вы согласны с тем, что лучше было взять в сборную каких-то молодых и амбициозных игроков, чем устраивать конкуренцию звезд?

Алексей Кузнецов: Это очень сложный вопрос. Безусловно, он лежит, в первую очередь, в компетенции тренера.

Но хочу напомнить несколько вещей, лежащих на поверхности, хотя не все их называли. Говорили, что сборная плохо атакует. Но, мне кажется, что это вопрос тренерский. Если у тебя есть в составе три мощнейших игрока из НХЛ (либо с опытом игры в НХЛ), – Радулов, Ковальчук, Овечкин, Малкин, Семин и Дацюк, – мне кажется, как их ни ставь, если ты решил взять их в сборную, из них можно сформировать три суперударных звена, а потом добавить к ним две "сдерживающих" тройки. Это было теоретически возможно, если не заниматься какими-то околохоккейными вещами. Это первое.

Второе. Мне кажется, стоит вспомнить с какой радостью игроки сборной России забрасывали шайбы Словении и Норвегии. При всем моем уважении к этим странам, это не серьезные хоккейные сборные. Я думаю, что в былые времена игроки класса Михайлова, Харламова, Мальцева или Якушева, забросив шайбу этим командам, просто похлопали бы друг друга по плечу и поехали на скамеечку отдыхать. Они понимали, что масштаб команд несопоставим. В этом случае кричать "Ура, Россия!", брызгая слюной, – просто смешно. Но игроки подделись этой истерии. Я думаю, что тем самым они обесценили свое очень высокое мастерство. Это очень важная вещь, это вопрос спортивного достоинства.

Третье, что меня очень резануло, – это классический поиск антироссийского заговора. Когда в ворота сборной США в групповом турнире россияне забросили шайбу, но за счет сдвинутых ворот ее не засчитали, – что началось в российской официальной прессе! Всё! Страна обиделась, нас засудили, спасите, помогите! И хотя все было сделано строго по правилам, хотя это признали и Третьяк, и Билялетдинов, все равно истерия разгорелась! Заговор, американцы виноваты, судья на просмотре был канадец, они идут против нас и т. д. А профессионализма, чтобы остаться в стороне от этого, российским игрокам не хватило. Вероятно, это идет от более высоких хоккейных инстанций.

Владимир Кара-Мурза: Такая истерия мешает восприятию спорта?

Иван Стариков: Великое ощущение единства своей собственной судьбы и судьбы своей страны – это то, чего нет. А уже талант тренера, возможность его сбалансировать пятерки – это важно, но это вторичное. Потому что нет неуловимой субстанции – воли к победе, которая в решающие моменты является той небольшой каплей, которая склоняет чашу победы.

Владимир Кара-Мурза: Алексей, вы сказали, что полились немалые потоки хулы и критики. Наверное, немалое место занимает то, что хоккеисты материально независимы, они лишены стимулов, которые другим спортсменам помогают выигрывать.

Алексей Кузнецов: Безусловно, сейчас хоккейная ситуация очень изменилась. Игроки, которые постоянно находятся в НХЛ, живут абсолютно в другом мире. Этот мир очень не похож на российский хоккейный мир, – и эти игроки не могут существовать в системе, по которой формировалась раньше сборная СССР с ее длинными сборами, с ее политическими накачками. Сегодня важнее всего профессионализм. Игроки из НХЛ сейчас доминируют на олимпийском турнире. Кто в полуфиналах? Швеция – Финляндия и Канада – США. Подавляющее большинство игроков – из НХЛ. А игроки НХЛ не тратят время ни на долгосрочные сборы, ни на всю длинную подготовку, которая была в советское время. Работать с ними по советским лекалам тренеры не могут. Эти игроки попадают в условия, когда игровые сочетания постоянно меняются, когда во главу угла в НХЛовских командах ставится не заранее отработанная сыгранность, как это было в СССР, а постоянная готовность примениться к внезапно меняющейся ситуации. Это вообще особенность жизни в современном мире. Резко меняется мир, и нужно мгновенно к нему приспособиться, примениться, изменить себя, психологию, отношение к делу, отношение к миру.

Российские звезды в НХЛ такой готовности не проявляют уже второй цикл подряд. Потому ли, что все они ученики советской хоккейной системы, хотя многие от нее буквально сбежали, как Федоров и Малкин? Нет. Система была прекрасной. Просто мир сейчас переменился. И когда игроки попадают в команду Билялетдинова, который является выходцем из той советской системы, – я думаю, он сам не очень понимает, что взять из той системы, что перенести сюда, что взять из системы НХЛ. По игре команды было видно, что она уходила в оборону еще и потому, что тренер не очень понимал, как работать с такими игроками. А среди них не нашлось такого Федорова, который бы взял игру на себя. Овечкин забросил шайбу на первых секундах матча со Словенией – и все. Самый результативный – Радулов, игрок КХЛ, 3 шайбы. Конечно, для игроков с такими именами это ничтожная результативность на олимпийском турнире, а тем более – на домашнем.

Владимир Кара-Мурза: Алексей, на каких принципах искать пути исправления тех недостатков, которые сейчас проявились?

Алексей Кузнецов: Это сложнейший, самый судьбоносный вопрос. Вопрос из серии – что делать и кто виноват? Я думаю, что все-таки во главу угла должен быть поставлен профессионализм, а вовсе не патриотизм, не истерические крики "Наши!" и все прочее.

НХЛ существует уже множество лет. В НХЛ ситуация предельно простая. Если ты играешь хорошо, то ты можешь быть и очень богатым человеком, и очень патриотичным. Это вопрос принципиальный – ты играешь за свою страну. Это очевидная вещь, когда человек за хорошую работу получает деньги. Чем больше он работает, тем больше он получает денег. И чем больше игроков будут не отвлекаться на какие-то псевдопатриотические изыски, чем больше игроки будут думать о том, как они делают свое дело, я думаю, тем больше будет пользы и для истинного патриотизма, а не для того псевдопатриотизма, которым окутан, к сожалению, российский спорт.

Сейчас все кричат: "Ура! Даешь, Россия!" от двух золотых медалей, которые прибавили в копилку сборной России недавний американец Вик Уайлд, который выиграл в сноуборде золотую медаль, и бывший кореец Виктор Ан, чемпион в шорт-треке. Американцы совершенно не ругают Уайлда, не считают его лжепатриотом. Они вполне с уважением к нему относятся, помогали ему перейти в сборную России. Он женился на российской сноубордистке. Никаких проблем не было. Никто его не обвинил в том, что он плохой американец. Точно так же, когда выиграла золотую медаль Анастасия Кузьмина, выступающая за Словению, как Юрий Подкладчиков, который выступает за Швейцарию. Они в свое время пытались попасть в сборную России, теперь они выигрывают золотые медали для других стран. В спорте это очень естественный процесс. И приплетать сюда лишний патриотизм...

Я думаю прав Юрий Подкладчиков. Давая интервью одному советскому СМИ, он сказал, что, когда чиновники стали его уговаривать выступить за Россию, он сказал – хорошо, я прыгаю на своем сноуборде, а мы все делаете так, как надо. А они стали требовать от него того самого псевдопатриотизма, выступлений в каких-то программах, каких-то отвлекающих факторов. Он сказал – нет, я этим заниматься не буду, извините, я другой человек. И теперь золотую медаль он выиграл для сборной Швейцарии. Мне кажется, это правильный профессиональный подход.

Олег Винокуров: Спорт и политика идут рука об руку. Что нужно сделать? Главное, чтобы очистить спорт от ненужной политики. Перестать считать каждый чемпионат мира каким-то нацпроектом. Есть просто спортивное состязание. Вышли. Вот мы – вот они. Кто из нас лучше? Поборолись. Победил сильнейший. Молодцы. Пошли дальше. И все! Не надо этих нацпроектов. Тогда будет проще всем – и спортсменам, и тренерам. И давить на них так не будут. И болельщикам будет проще. Чем эта Олимпиада с этим хоккеем отличается от чемпионата Европы по футболу 2012 года, когда какой-то депутат предъявлял Аршавину претензии. Мы от вас ждали, а вы!.. Ну, это ваши проблемы, что вы от нас ожидали, – ответил Аршавин. Любой человек может ожидать чего угодно. И дальше что? Это проблема нашего общества, что мы ждем, считаем, что они обязаны, потому что это домашняя Олимпиада, потому что они патриоты, потому что русские не сдаются. Дальше можно громоздить и громоздить все, что угодно. Если от этого каким-то образом избавиться, предоставить спорту быть спортом, тогда будет гораздо больше шансов на успех.

Владимир Кара-Мурза: Сейчас, по-моему, решили вернуться к тем тренерам, которых с позором выгнали после чемпионата мира?

Олег Винокуров: Это так сейчас говорится. Действительно, всплывают фамилии Быкова и Захаркина. Я не думаю, что это всерьез. Это сейчас естественный вопрос – а для чего мы тогда их выгнали? Хотя сейчас прогресс. На прошлой Олимпиаде Россия была 6-й, а сейчас стала 5-й в общей классификации. Можно расценивать ее выступление как прогресс. Но, на самом деле, понятно, что результат тот же самый. Проиграли в четвертьфинале, остались вне борьбы за медали. Это естественно, что вспоминают. Но мне кажется, шаг назад – это не то, что нужно сейчас. Нужен все-таки шаг вперед, какие-но новые идеи надо искать.

Владимир Кара-Мурза: Алексей, тренера надо менять?

Алексей Кузнецов: Конечно, эта команда не показала того, что она должна была показать. Но вопрос – на кого менять? – это очень большой вопрос. Сегодня еще называли фамилию Олега Знарока, главного тренера московского "Динамо". Возможно, он что-то может, он уже много работал со сборной Латвии в свое время. Трудно найти однозначного специалиста, про которого все бы сказали – да, это оно! Это как в анекдоте про сантехника – "тут не кран текеть, тут вся система прогнила". Это серьезный вопрос. Надо обсудить и подумать, что делать с системой. Насколько она подходит к развитию современного хоккея – и не тратиться на политику.
XS
SM
MD
LG