Леонардо Ди Каприо в который раз номинируется на "Оскар" как лучший актер года за роль в фильме "Выжившие". Повезет ли ему на этот раз? А также: был ли хоть один шанс у фильма Никиты Михалкова попасть в финал "Оскара"? Кинокритики Стас Тыркин (Комсомольская правда) и Екатерина Барабаш об интриге предстоящей церемонии. Ведущая Елена Рыковцева.
Елена Рыковцева: Сегодня мы развернуты нашими лицами к событию, которое случится вот-вот – это "оскаровская" церемония. Объявлены финалисты. Сегодня мы обсуждаем, кто, что, зачем и почему, какие шансы. С нами Екатерина Барабаш, кинокритик, Стас Тыркин, кинокритик газеты "Комсомольская правда". Я бы хотела начать со старой истории, которая состоит в том, что художественный фильм от России не поедет на "Оскар", он не вошел в число финалистов – это должен был быть фильм Никиты Михалкова. У него были объективно шансы попасть в число финалистов?
Екатерина Барабаш: Я все-таки человек субъективный, субъективно могу сказать, что нет. Потому что я не вижу каких-то предпосылок, я не вижу каких-то черт, из-за которых он мог попасть. Посмотрите на номинацию "Лучший фильм на иностранном языке". Я не вижу, чем бы он мог, не люблю это слово, зацепить, я не вижу, чем бы он мог заинтересовать академиков.
Стас Тыркин: У меня другое мнение по этому поводу.
Елена Рыковцева: Вы считаете, что теоретически мог бы? Говорят, есть гиблое дело посылать его на "Оскар", а есть не гиблое дело посылать на "Оскар".
Екатерина Барабаш: Конечно, это не гиблое. Никому не могло придти в голову, что "Москва слезам не верит" получит "Оскар".
Стас Тыркин: Говорить невозможно в таком ключе. Я не хочу никоим образом прозвучать политизировано, ангажировано, это не мой любимый фильм этого режиссера вообще. Допустим, когда мы смотрим фильм "Девушка из Дании", у которого четыре номинации, где в конце улетает шарфик, то ты понимаешь, что этот шарфик поближе где-то плавает. Если мы посмотрим на список номинантов за лучший зарубежный фильм, я только один не видел пока, "Войну", датский фильм, тоже из венецианской программы, допустим, все остальные я видел. Кинофильм "Гордость", арабских кинематографистов, который я смотрел, вообще не могу вспомнить, о чем он, ничем не лучше. Может быть, в каком-то политическом контексте арабы должны быть представлены.
Елена Рыковцева: Может быть у арабов это было лучшее, что они могли представить. А было ли что-то лучшее, с вашей точки зрения, в России, что могло бы иметь большие шансы?
Стас Тыркин: Вообще в этом году "Оскар" прогнозировать, мне кажется, очень легко будет. Что касается номинации, которая для нас главная, то с моей точки зрения, все абсолютно понятно: выиграет фильм "Сын Саула" венгерского режиссера Ласло Немеша. Фильм, посвященный Холокосту, фильм очень круто сделанный на приеме субъективной камеры – это такой репортаж из ада. Это предельно современное произведение на предельно актуальную тему.
Екатерина Барабаш: При этом ни крови, ни убийств там нет.
Стас Тыркин: Поэтому у меня нет ни доли сомнения, что выиграет этот фильм, а остальное все массовка.
Елена Рыковцева: Был ли российский фильм, у которого было чуть больше шансов с вашей точки зрения попасть в число финалистов?
Екатерина Барабаш: Мне кажется, что вообще этот год был не очень. Мне кажется, что могли бы послать Анну Меликян, "Звезду".
Стас Тыркин: При всей моей любви к этому режиссеру, у этого фильма, боюсь, никаких шансов нет, хотя бы судя по фестивальной судьбе этих картин.
Екатерина Барабаш: А какая фестивальная судьба у михалковских?
Стас Тыркин: Имя Михалкова, нравится это кому-то или нет, является торговой маркой, против этого не пойдешь. Много говорили, спекулировали на тему того, что если бы был послан фильм Юрия Быкова "Дурак", то он бы имел шансы, благодаря тому, что хорошая пресса у фильма в Америке, он вышел в прокат во Франции. Я тоже не особо в это верю, потому что если посмотреть на список конкурентов венгерской картины, совершенно другая тематика заботит академиков – это женская тема в плохом турецком фильме "Мустанг", арабская история в плохом фильме "Гордость", военная тема в датском фильме, который я еще не видел, тема индейцев в Латинской Америке. То, что мы снимаем, пока, к сожалению, не вписывается.
Елена Рыковцева: Если подводить черту под российской историей, то, судя по тому, что вы говорите, нечего было особенно представлять, во-первых. Во-вторых, не было особенно обиженных, как было в прошлом году, когда фильм "Горько" бесконечно был обижен, что могли бы его послать.
Стас Тыркин: "Левиафан" - это был лом, против которого не было приема. И опять же при всей моей любви к режиссеру Жоре Крыжовникову, я понимаю чувства режиссеров, они руководствуются совершенно другими соображениями, когда говорят такие вещи, они не могут со стороны увидеть спокойно кинопроцесс. Но в случае с "Левиафаном" просто подошли ближе, чем когда-либо за много лет, когда "Утомленные солнцем" выиграли, ближе мы не подходили. Если бы опять же не тема Холокоста в черно-белом фильме "Ида" представленная, то победил бы, безусловно, "Левиафан". Холокост, опять же, тот лом, против которого нет приема. Еврейское происхождение многих академиков, их пожилой возраст – это все описано многократно, проводились исследования.
Елена Рыковцева: Если так, то странно, что эту тему не эксплуатируют в бешеном конвейерном темпе. Все мечтают об "Оскаре". Если у тебя шансы с такой темой, почему же их нет, 50 фильмов, конкурирующих между собой, на тему Холокоста.
Стас Тыркин: Он не один, просто фильмы взлетают. Между прочим, "Сын Саула" - это дебют, это первый фильм режиссера. Мы все немножко кривили нос в Каннах по поводу этого фильма, что он монотонный, устаешь и так далее. Но если бы у нас кто-нибудь снял такой дебют, можно было бы вообще закрыть русский кинематограф.
Елена Рыковцева: Давайте начнем с фильма "Выживший", раз так много номинаций. Ожидали ли вы такого?
Екатерина Барабаш: Я не могу это объяснить логически, но у меня чувство вины перед Ди Каприо сильнейшее сформировалось.
Елена Рыковцева: Я очень хорошо понимаю Екатерину, потому что есть очередное ожидание. Смс от слушателя: "Смотрел фильм "Выживший". Ди Каприо там играет добротно, но чисто по сценарию там не такая уж психологическая роль, в чем Ди Каприо силен. На мой взгляд, предыдущие его роли были гораздо более достойны "Оскара", - так пишет Виктор. Я думаю, Виктор не возражает все равно, что по совокупности заслуг стоит, хотя фильм может быть не тот, за который следовало бы ему дать.
Стас Тыркин: Что значит недостаточно психологизма? Там весь фильм он один, почти без подпорок, без партнеров.
Екатерина Барабаш: Мне кажется, что это человеческий, но не актерский подвиг.
Елена Рыковцева: Он, наверное, имеет в виду сюжет. Вся идея фильма, что человек идет – это бесконечное преодоление. Там нет сюжета вообще, он отсутствует.
Стас Тыркин: В авторском кино небольшая новость отсутствие какого-то завлекательного сюжета. Это фильм про индейцев, приключенческий жанр, почти Фенимор Купер. Люди с него выходят, умные режиссеры, и вспоминают "Андрея Рублева", еще что-то. Я был на премьере, был свидетелем, как наши режиссеры из первого ряда из более молодого поколения, они были сильны потрясены, даже не очень понимали, что с этим делать.
Екатерина Барабаш: Я думаю, если Ди Каприо получит "Оскар" - это будет как за выслугу лет.
Стас Тыркин: Ди Каприо прекрасный артист, споров нет. Вспомните Скорсезе, который не получал 40 лет, и получил за абсолютно проходной фильм. Это не проходная роль абсолютно, как к ней ни относись.
Елена Рыковцева: Раз она не проходная, значит он опять не получит.
Стас Тыркин: Нет никакой системы в том, как они получают или не получают. На мой взгляд, среди этих пятерых может быть с ним может конкурировать Эдди Редмэйн, который в прошлом году получил за роль Стивена Хокинга.
Елена Рыковцева: Кто реальный конкурент Ди Каприо?
Стас Тыркин: На мой взгляд, только Эдди Редмэйн за роль в фильме "Девушка из Дании", где он тоже очень убедительно перевоплощается из мужчины в женщину в роли первого трансгендера. Была статья недавно, где подводили базу под то, что должен сделать актер, чтобы получить "Оскара" - это обязательно погасить в себе тщеславие и предстать очень некрасивым, больным, старым, некрасивым, хромым, с длинным носом и так далее. "Оскар" любит трансформации, любит, когда артисты трансформируются в худшую, причем, сторону. Ди Каприо тоже ужасен, грязен, исковеркан.
Екатерина Барабаш: Если говорить о других конкурентах, Майкл Фассбендер, к которому я очень нежно отношусь, при любом раскладе, я считаю, что он достоин, но, во-первых, я не поклонник этого фильма про Стива Джобса.
Стас Тыркин: Сухая телефонная книга, на мой взгляд, компьютерная инструкция по применению "Пентиумов". Хорошая роль, он не похож ни капли на Стива Джобса, но тем не менее, убедителен вполне. Он сделан не тупо, не так, как делается обычно с дня рождения до дня смерти, через всех женщин, мама, дочка, собака, все должно быть прослежено. Там взяты три каких-то узловых пункта. На экране это выглядит достаточно скучно.
Елена Рыковцева: Короче, просто успокоиться, что там нет конкурентов.
Стас Тыркин: Конкуренты есть, никто не знает.
Екатерина Барабаш: Может быть Мэтт Дэеймон понравится в фильме "Марсианин". Это тоже выживание, тоже преодоление, причем не на своей родной земле, а бог знает где.
Стас Тыркин: Я 80% за Лео.
Екатерина Барабаш: Я тоже.
Елена Рыковцева: Давайте послушаем, что говорят москвичи на улицах, беспокоит ли их судьба Ди Каприо, в очередной раз пытающегося получить "Оскара".
Елена Рыковцева: Смотрите, гораздо подробнее нам рассказали люди на улицах, чем вы, почему Ли Каприо не дают "Оскара". Сколько версий, сколько вариантов. И русская кровь здесь взыграла.
Стас Тыркин: Самые фантастические версии.
Елена Рыковцева: Заговор академиков. Почему я еще в полном восторге от этого – людям совершенно не все равно.
Стас Тыркин: Мне кажется, мы больше переживаем, чем сам Лео. Если вы видели титры фильма "Выживший", где минут 10 идут все его помощники, тренеры, шеф-повара, парикмахеры, личные ассистенты, все у человека прекрасно. Бывают люди, которые получают "Оскара", а о них никто не помнит.
Екатерина Барабаш: Кто это Ди Каприо объяснит?
Стас Тыркин: Это все игрушка. Главное для артиста, чтобы приглашали снимать прекрасные режиссеры.
Елена Рыковцева: 80% наши гости дают тому, что он справится с этой задачей вырвать "Оскар" у академии однажды. Я не знаю, почему Стас так к этом равнодушен.
Стас Тыркин: Я сказал, что 80%.
Елена Рыковцева: Вы же не сказали, что лично этого хотите.
Стас Тыркин: У Хичкока нет "Оскара", у Кубрика, у Чаплина.
Елена Рыковцева: Вы высказываете отношение за него, а за себя нет, упираетесь.
Стас Тыркин: Я за то, чтобы получил Лео Ди Каприо "Оскара".
Полную версию программы слушайте в звуке и смотрите на видео