Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов.
Дмитрий Волчек: Большой интерес в России вызвала опубликованная в газете «Уолл-стрит Джорнэл» статья о деле бывшего конгрессмена Курта Уэлдона и его помощника, которых подозревают в получении денег от компаний, лоббирующих российские интересны. Я попросил нашего вашингтонского корреспондента Владимира Абаринова рассказать об этой истории.
Владимир Абаринов: Курт Уэлдон – фигура в Вашингтоне заметная. В течение 20 лет он избирался в Палату представителей от Республиканской партии и представлял там штат Пенсильвания. Он не был заднескамеечником, – наоборот, держался на виду, постоянно выступал с инициативами и разоблачениями по самым разным поводам. В качестве заместителя председателя Комитетов нижней палаты по делам вооруженных сил и внутренней безопасности много занимался вопросами обороны и борьбы с терроризмом. В 1996 году он организовал и возглавил с американской стороны рабочую группу «Конгресс – Дума», заседания которой проходили поочередно в Москве и Вашингтоне. В 1999 году Уэлдон стал одним из самых резких критиков политики администрации Билла Клинтона в отношении России и вошел в число авторов доклада «Путь России к коррупции», подготовленного фракцией республиканцев в Конгрессе. В докладе говорилось, что отвечавшие за российское направление внешней политики США первый заместитель госсекретаря Строб Тэлботт и вице-президент Эл Гор закрывали глаза на грабительскую приватизацию и рост коррупции в России. При новой, республиканской администрации Уэлдон сменил гнев на милость и составил записку с предложениями по укреплению американо-российских отношений под заголовком «Новые времена, новое начало».
Сведения о том, что энтузиазм Уэлдона в отношении России небескорыстен, появлялись в печати, начиная с 2004 года. В 2006-м Курту Уэлдону подошел срок переизбираться. На самом финише кампании вдруг грянул гром среди ясного неба: агенты ФБР в один и тот же день провели обыски в шести служебных и частных помещениях Уэлдона в Пенсильвании и Флориде, включая дом его дочери Карен. Ссылаясь на анонимные источники в федеральных правоохранительных органах, пресса сообщила, что Министерство юстиции уже несколько месяцев как расследует обвинения в коррупции и уже располагает доказательствами.
Курт Уэлдон был вне себя от гнева. Он обвинил во всем своего конкурента-демократа.
Курт Уэлдон: Это возмутительно! Американская демократия должна работать не так. Американские устои – это право каждого избирать, а не подрывать репутацию соперника через анонимные источники.
Владимир Абаринов: Орудием своих врагов он обвинил Мелони Слоан, исполнительного директора неправительственной организации «Граждане за ответственность и соблюдение этики» (сокращенно по-английски – CREW), которая потребовала от министра юстиции открыть уголовное дело против Уэлдона.
Курт Уэлдон: Эта женщина руководит организацией под названием CREW. Она работает на демократа Джона Коньерса, который стремится стать председателем жридического комитета Палаты представителей. Поэтому ее цель заключается в том, чтобы поставить меня в неудобное положение, нанести мне ущерб и, таким образом, помочь демократам получить контроль над палатой.
Владимир Абаринов: В чем же обвиняет Курта Уэлдона Мелони Слоан? Об этом говорит она сама.
Мелони Слоан: В апреле 2004 года CREW направила в министерство юстиции заявление, в которой говорилось о том, что Курт Уэлдон использует свой пост в Конгрессе для обогащения своей дочери Карен. Карен, которой в то время было 29 лет, заключила контракт на 240 тысяч долларов в год с двумя сербскими братьями-бизнесменами. Эти братья были связаны со Слободаном Милошевичем, и им был закрыт въезд в США, но Курт Уэлдон добился для них виз, после чего и был подписан контракт с лоббистской фирмой, которую зарегистрировала Карен Уэлдон. Затем она подписала другой контракт, на 20 тысяч в месяц, с российским авиационным заводом. Курт Уэлдон убеждал командование Военно-морских сил США купить беспилотный самолет производства именно этого завода. И наконец, сразу же после того, как Курт Уэлдон организовал обед для 30 членов Конгресса, на котором присутствовал также глава российской газовой компании «Итера», компания Карен Уэлдон получила от «Итеры» контракт на полмиллиона долларов в год.
Мы собрали все эти факты и обратились к министерству юстиции с предложением расследовать их. По сути дела, эти компании платили дочери господина Уэлдона с тем, чтобы заручиться его поддержкой и получить желаемые выгоды от Конгресса.
Владимир Абаринов: Югославские бизнесмены, о которых идет речь, – это братья Боголюб и Драгомир Каричи, которых называют самыми успешными предпринимателями Восточной Европы. Предприятие по производству авиационной техники – Саратовский авиазавод.
Курт Уэлдон продолжал обвинять в тайны интригах своих политических оппонентов, но на обвинения в свой адрес не отвечал.
Курт Уэлдон: К сожалению, эта кампания, пожалуй, самая беспардонная за все 30 лет моей работы на выборных постах. Комитет демократов по выборам объединил усилия со своим агентом Мелони Слоан и выступает с анонимными клеветническими нападками на членов Конгресса за три недели до выборов. Это вопиющее злоупотребление американскими демократическими процедурами и избирательной системой.
Владимир Абаринов: Выборы в Конгресс Уэлдон все же проиграл. По последним сведениям, следствие по его делу продолжается. Деньги, оставшиеся от избирательной кампании, Уэлдон употребил на адвокатов. Как сообщает «Уолл-стрит Джорнэл», бывший руководитель аппарата конгрессмена Уэлдона Рассел Кейсо признал себя виновным и в настоящее время сотрудничает со следствием ради облегчения своей участи. Жена Кейсо получила гонорар за работу, которую она никогда не делала, от компании, тесно связанной с высокопоставленными должностными лицами России. «Уолл-стрит Джорнэл» пишет также, что Курт Уэлдон соблазнял членством в совете директоров «Итеры» Джеймса Вулси, бывшего директора ЦРУ, который остается весьма известным и влиятельным человеком в Вашингтоне. Но Вулси проявил осторожность и предложение отклонил.