Жан Кокто сказал про него – это какой-то новый Шопен. Дэйв Брубек определил его инАче: появление еще одного подобного пианиста так же маловероятно, как рождение нового Моцарта..
У микрофона Дмитрий Савицкий и «Джаз на Свободе»…
Sweet Lorraine
ДС: - Sweet Lorraine, стандарт 1928 года Париша и Баруэлла. Герой нашей сегодняшней передачи, пианист Арт Тэйтум, появившийся на свет в октябре 1909 года и оставивший нас в ноябре 1956го..
Вот, что писал о Тэйтуме историк джаза Скот Яноу:
- Быстрота реакций и безграничное воображение наполняли его импровизации свежими и подчас футуристическими идеями, опережавшими эпоху и современников. Записи, которые нам оставил Арт Тэйтум до сих пор вызывают священный ужас даже у ведущих современных пианистов….
Арт Тэйтум родился в То’лидо, Охайо. В раннем детстве он практически потерял зрение. Лишь один глаз был мутным крошечным окном в мир.
Трехлетний вундеркинд выучился играть на слух, подбирая мелодии церковных гимнов, песни, услышанные по радио и стандарты домашнего механического пианино.
С младых ногтей он выработал невероятный быстрый стиль игры, сохраняя при этом исключительную точность. Все в том же дошкольном возрасте он был чрезвычайно чувствителен к звучанию самого инструмента и беспрестанного требовал подстроить пианино.
Учителями Арта Тэйтума были пианисты эпохи: Джеймс Пи Джонсон и Фэтс Уоллэр. Оба были мэтрами стиля «страйд».
Выступать профессионально Арт начал рано, как в Охайо, так и в Кливлэнде, пока не перебрался в Нью-Йорк в 1932 году.
Tea for Two
ДС: _ Tea for Two, «Чай для двоих», стандарт сЭзэра и Юмэнса. Арт Тэйтум с Ивэрэт Барксдэйлом – гитара и Слэмом Стьюартом – контрабас. 20 декабря 1952 года, Нью-Йорк Сити. Самый невероятный cutting contest , в данном случае пианистическое соревнование, имело место в 1933 году в Нью-Йорке, где друг друга старались переиграть учителя Арта – Фэтс Уоллэр, Джеймс Пи Джонсон и Уилли «Лайон» Смиth. Победителем вышел – сам двадцатичетырехлетний Арт Тэйтум с аранжировками Tea for Two и Tiger Rag …
Этот cutting contest считается вершиной, пиком стиля «страйд».
Хитрый Арт Тэйтум пропустил вперед всех мэтров страйда; внимательно всех выслушал и сам поднялся на сцену – последним.
Техническая виртуозность, неразлучимая с юмором, потрясала профессионалов. Многие, впервые услышав Тэйтума по радио, отказывались верить, что играет один единственный пианист. Другие приходили даже и не слушать, а смотреть, как играет Арт. Руки его летали над клавишами даже в самых трудных пассажах без каких либо заметных усилий. Часто казалось, что они просто висят в воздухе… Пианист Джимми Роулз писал, что, цитирую, «было чрезвычайно трудно понять, что именно он делает, настолько плавно и мягко двигались его пальцы. Часто казалось, что он маскирует свою настоящую технику игры…»
Love for Sale
ДС: - Love for Sale , «Любовь на продажу», Коула Портера. Один из «домашних» концертов Арта Тэйтума. В данном случае в апреле 50го года, на вилле Рэя Хэндорфа, Бэвэрли Хиллс, Лос-Анджелес.
Арт Тэйтум настолько опережал свое время, что в конце сороковых и в пятидесятых и Чарли Паркер и Бад Пауэлл – играли под его влиянием. Еще в большей степени: Тэллониус Монк, Оскар Питерсон, Билли Тэйлор, Билл Эванс и Чик Корэа…
Начав с основ стиля «страйд», достигнув на этом поприще абсолютного совершенства, Арт Тэйтум свершил бросок в будущее, раздвинув границы возможного для джазового фортепьяно – до предела. Многие пианисты пытались расшифровать или разгадать тайну таланта Тэйтума. Хэрби Хэнкок нашел, к примеру, в одном из стандартов, а Тэйтум играл практически только стандарты, 21-секундную цитату из Жюля Масснэ!
Но пора закругляться. Вот под занавес Тэйтум с Бэном Уэбстэром. Еще одна песня-стандарт Портэра: «Ночь и День»
Night & Day…
ДС - Night & Day… Бэн Уебстэр – тенор-сакс; Тэйтум – рояль; Рэй Кэллэндэ(р) – контрабас и Билл Дуглэсс – ударные… 11 сентября 1956 года, Эл-Эй. Продюсер Нормэн Грэнц..
Подкаст «Джаза на Свободе» ждет вас на сайте Svobodanews.ru. Всех благ и до следующей недели. Чао, бай-бай!