К вечеру как-то закруглились все темы недели. Вопрос с Олимпийским факелом закрыл диалог Линор Горалик с Усами Пескова:
Линор Горалик: Совершенно непонятно, почему Путин сам не летит с олимпийским факелом в космос. Поохотился бы там. А с другой стороны - трудно, наверное, перекрыть на сутки весь космос.
В детстве Владимир Владимирович мечтал стать космонавтом... но его поцеловал в пупок полковник КГБ.
— Усы Пескова (@Sandy_mustache) November 1, 2013
Итог гонений на Хеллоуин подвели на Слоне - редакция подобрала российским политикам и государственным деятелям соответствующие их сути костюмы и объяснила свой выбор. Николаю Левичеву достался костюм злодея из фильма «Техасская резня бензопилой»: Персонаж знаменитейшего фильма ужасов, размахивая бензопилой, охотится за молодыми людьми, случайно подвернувшимися под руку. Этот образ отлично подходит Николаю Левичеву: интеллигентный с виду, депутат-эсер может внезапно появиться на пороге вашего дома с пилой-болгаркой в руке. И ни полиция, ни даже железная дверь не спасут вас от его гнева, особенно если вы «братья Навального» и в вашей квартире находится нелегальный предвыборный штаб.
Елена Мизулина предпочла костюм Мадонны http://t.co/N8nlBoWPIx
— Slon.ru (@ru_slon) November 1, 2013
А Игорь Сечин придет на хеллоуин в костюме Игоря Сечина.
Екатерина Шульман: Как в моем любимом фильме сказано, I'm a homicidal maniac, they look just like everyone else (Я маньяк-убийца — они ничем не отличаются от обычных людей).
Сегодня окончательно завершилась история обсуждения диалогов Соломона Волкова с Евгением Евтушенко. Анна Наринская в «Коммерсанте» вынесла фильму такой вердикт: Иосиф Бродский и Евгений Евтушенко являют собой две существующие и осуществленные модели поведения человека. Декларативно не принимающий участия — и декларативно участие принимающий. Показательно себя отделяющий — и показательно себя вовлекающий. Принципиально частный — и принципиально общественный. Намеренно для немногих — и намеренно для всех. Один — это «нет», другой — это «да».
И даже не Нобелевская премия, а тот факт, что сегодняшние молодые люди, которые знают наизусть хоть какие-нибудь стихи, непременно знают стихи Бродского, казалось бы, означает, что тот, который «нет», оказался важнее, значительнее и даже актуальней.
Три эфира «Первого канала», случившиеся в то время, когда для живущих здесь людей выбор между «нет» и «да» снова оказывается на повестке дня, очень своевременно сводят разницу между этими моделями чуть ли не к нулю.
Евтушенко был откровенно советским человеком, восславлял, осуждал, принимал близко к сердцу, пользовался льготами, не считал для себя невозможным вести дружеские беседы с генералами КГБ, ездил за границу как лицо «хорошего Советского Союза» в шестидесятые-семидесятые. Но и Бродский, говорит в одной из ремарок Соломон Волков, на поверку (см. историю с письмом) оказался советским человеком. Так что какая, собственно, разница?
Будь я руководством «Первого канала», я бы тоже этот фильм показала.
Лев Лурье вынес вердикт автору фильма: Фильм не дает литературного и исторического контекста. Соломона Волкова больше интересует личная жизнь Евгения Александровича, численность его «донжуанского списка», причины разводов. А ведь как не относись к Евтушенко – поэту, он видел и знает множество секретов и подробностей – литературных, политических, исторических. Это, вероятно, последнее его большое телевизионное интервью. Но ведущий ведет себя с поэтом, как будто перед ним Николай Басков или Иосиф Кобзон.
Волкова в фильме как-то слишком много. Он бродит по мостам и полям, размышляет вслух, дирижирует оркестром, музицирует сам. В общем «А» и «Б» сидели на трубу. «А» упало, «Б» пропало: кто остался на трубе?» Ответ – Соломон Волков.
Вспоминается Довлатов: "Есть у нас такая новость - повредился в рассудке Соломон Волков. Вообще, Соломон и был человеком нездоровым. Года два назад он предлагал мне и Вайлю заняться коллективными половыми утехами, меняться женами и т.д."
И на будущее. Захватывающее обсуждение фильма, который еще не вышел на экраны, - «Распутина», можно найти в комментариях к этой записи.
Школьная история по-новому
Его концепция еще не опубликована, но ее уже активно обсуждают. Точно пока известно то, что Февральская и Октябрьская революция будут объединены и станут называться Великой российской революцией. Эта идея нашла поддержку, например, у Ильи Орлова: Хорошие люди иногда совершают плохие поступки, а плохие люди делают (по крайней мере) не плохие. Несколько неожиданно, но как мне кажется, совсем не плохо, что они вдруг подняли этот старый ревизионистский историографический тренд - рассматривать Февраль и Октябрь как единый процесс. Мне, скорее, нравится. На моей памяти впервые с советских времен рядом со словом "революция" оказывается эпитет "великая". Более того, госнаука, наконец, официально заявляет, что события 1917 годы были не какой-то там "смутой", аберрацией истории, а частью общеевропейской революционной традиции (упоминается Великая французская). Совершенно неожиданно слышать такое от государственной инстанции. Что у них там происходит?!
Олег Кашин тоже доволен объединением революций, но аргументация у него другая: по его мнению, начавшееся в 1917 (а, может быть, и в 1905) году еще не завершило себя. Словом, есть у революции начало – нет у революции конца: Революция — точка перехода. Была страна одна, стала другая, все просто. И, наверное, неполных ста лет, которые прошли после 1917 года, достаточно, чтобы признать, что никакого перехода у России не произошло. То есть он совершенно точно когда-то начался (царя даже убили, и если бы одного царя), но нет никаких доказательств тому, что он закончился. То есть вообще никаких.
В те времена, которые у нас принято называть советскими, это не так бросалось в глаза — менялись генсеки, устраивались демонстрации, и, наверное, у современников действительно было ощущение, что вот это и есть «после революции», это и есть «навсегда», хотя по-хорошему, даже здесь не обойтись без уточнений; так, полагаю, стоит иметь в виду, что «советские времена» в нашей стране начались самое раннее в 1945 году, а то и после (в 1953-м?) — до тех пор, и война это очень ярко показала, едва ли все граждане СССР придерживались той точки зрения, что советская власть установилась навсегда — это придет именно после войны, никак не раньше.
Придет и, что не менее важно, уйдет. Будущее, о котором так или иначе думает каждый русский, не имеет ничего общего с той Российской Федерацией, которая существует теперь.
Кашин призывает прекратить мыслить короткими историческими циклами и задуматься о долгой перспективе, в связи с чем вспоминает байку, очень уместную в преддверии Дня народного единства: Выбрали дату — 4 ноября — и тут кто-то умный на кремлевском совещании сказал, что имейте в виду, старый стиль и новый стиль каждые сто лет разлетаются на сутки, то есть пройдет сто лет, и придется праздник переносить на пятое число. «Сто лет?» — переспросил чиновник, сидевший во главе стола, и после паузы истерически расхохотался.
В этом смысле есть надежда, что лошадям на репетициях осталось страдать недолго:
Лошади получили сильные травмы, устроив шоу прямо на Красной площади во время репетиции парада http://t.co/42UrNlWdzb pic.twitter.com/yAPvX6r4J3
— НТВ (@ntvru) November 1, 2013
Из общих соображений о том, как написать учебник истории. Дмитрий Ольшанский настаивает, что историческим субъектом должны стать «бесконечные страдания русского народа»: Если бы я был идеологом "единого учебника истории", то жанром этого учебника была бы people's history, а сквозной идеей - бесконечные страдания русского народа от всех без исключения властей и государств на данной территории. История народа, который всегда был "ресурсом", и никогда - управляющим субъектом "своей" земли и "своего" государства.
И каждая идеологическая и политическая "мулька" того или иного времени в таком учебнике должна иллюстрироваться тем, чего это все на самом деле стоило людям - советский период тут особенно показателен, и примеры все очевидны, но должны быть тут и пожизненные сроки в ямах и подвалах "православных" монастырских тюрем на цепи, и рекруты в армию на 25 лет, которых гнали умирать за австрийские или английские интересы за тысячи километров от дома, и непредставимая даже в образе нынешних гастарбайтеров крестьянская темнота и нищета в качестве иллюстрации к "благочестивой русской деревне, хранившей обычаи предков", и варварские сносы памятников в 18-м и 19-м веке - как пример "бережного отношения с культурным наследием", и "традиционные ценности" - девушки-самоубийцы, бесправные незаконнорожденные дети, мужья-садисты...
И, разумеется, "победа демократии" - бесконечные ряды могил 18-летних и 19-летних мальчиков с одной и той же датой смерти: 1994, 1995.
В общем, "история" - это когда человека ведут страдать, умирать, или просто много и почти бесплатно работать во имя чужого благополучия и чужого счастья. "Государство" - тот, кто ведет это делать, хотя и "инвестор" никогда не отказывается. А "идеология" - это то, какие слова человеку говорят при этом. Вот что должны будут понимать дети в школе, читая мой воображаемый учебник.
Комментарии к идее Ольшанского. Наталья Рожкова: Почитав такой учебник, всякий приходил бы к выводу, что русский народ безнадёжно туп - в стадии имбецильности - раз терпит всю эту хрень уже тыщу лет.
Дмитрий Малин: Учебник Ольшаского, переставляющий русский народ великомучеником, подойдёт для России потерявшей Кавказ и Татарстан, как и всё остальное. Русские не лучше и не хуже других и были и агрессорами когда была такая возможность. People's history a la Howard Zinn нельзя писать с позиций национализма и православия, это и рыбку съесть и на санках покататься.
По мнению Ивана Давыдова, лучше всех историко-государственную идеологию нынешней России удалось выразить депутату от ЛДПР Михаилу Дегтяреву – он предложил использовать паспорта граждан для укрепления патриотических чувств граждан и повышения престижа России среди работников служб паспортного контроля во всем мире. Для этого, по его мнению, нужно напечатать в паспорте текст гимна, поместить в него «стильные изображения разных городов страны» (в числе которых он называет почему-то Вильнюс) и карты Киевской Руси, империи Романовых, СССР и современной России.
Давыдов пишет: И хочется, конечно, отшутиться, многие уже отшутились – издать паспорт в трех томах. А лучше – в двенадцати. Включить в него «Войну и мир», «Слово о полку Игореве», а также модную некогда книгу «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». И Минеи Четьи. И партитуру оперы «Жизнь за царя». И альбом с изображениями народов империи в национальных костюмах. Письма Грозного к Курбскому и Суркова к Володину. И выдать каждому россиянину по тележке, чтобы всюду возил с собой паспорт. Чтобы всяк житель иного края смотрел бы на нас с завистью и сразу понимал: вот россиянин идет, а за ним два мигранта, по дешевке купленные, тележку с паспортом толкают.
Но есть что-то более важное в идее молодого депутата. Метафора, так бывает, часто оказывается точнее словарного определения. Вот и здесь: весь патриотический угар последних времен, все это желание в бесформенный ком слепить великую нашу культуру и страшную нашу историю, так, чтобы наружу торчала нагайка, а сверху золотился эполет. И все это – в паспорт, знаком безусловной принадлежности человека государству, вторичности человека и безраздельности государственного господства. И чем тяжелее получится обязательный документ – тем лучше. Русскому человеку должно быть тяжело. Если русскому человеку вдруг не тяжело, государство начинает испытывать беспокойство.
Возмущаться новой купюрой начал вчера Андрей Мальгин у себя в ЖЖ: В России выпущена 100-рублевая купюра, посвященная Олимпиаде. Тираж 20 миллионов. Газеты захлебываются от восторга: олимпийские монеты и раньше выпускались, а вот купюра - впервые; дизайн купюры был выбран по итогам жесточайшего конкурса, в котором победил студент Санкт-Петербургской Академии художеств им. Репина Павел Бушуев.
Молодец Павел Бушуев! Молодым, как говорится, везде у нас дорога.
Восторги продолжались меньше суток. Сегодня к концу дня выяснилось, что талантливый юноша взял изображение в бесплатном хранилище фото StockExchange, где фотография датирована 2005 годом. Какое разочарование.
Эпик фейл можно сравнить только с известным случаем, когда Юрий Грымов нарисовал для Большого театра роскошный высокобюджетный логотип, а потом люди нашли эту красоту в старом каталоге изображений Aridi, где он продавался всем желающим за 99 долларов.
Мальгин ссылается на публикацию в tjournal.ru, где вопрос исследовали чуть подробнее – в частности, указали, что эту фотографию уже использовали в рекламе смартфонов RugGear, предназначенных для использования во время активного отдыха, и на сайте горнолыжного курорта Nendaz.
Пост Мальгина очень не понравился всем, кто хотя бы отдаленно связан с дизайном. Дима Усевич: Талантливый юноша ничего не воровал. Он честно нарисовал концепцию купюры (тысячерублевой) и получил за это свои 30 тыс. рублей. А вот после этого за дело взялись профессиональные дизайнеры Гознака.
Tumyrrr: Использование стокового фото является воровством? Вот это новость! Надо срочно рассказать всем дизайнерам мира, а то мужики-то не в курсе. Индустрия под угрозой. Слава богу Дима всех спас, раскрыл угрозу, принял удар на себя, практически.
Николай Никифоров: Какая все-таки гнусность эти либеральные блогеры! Практически такая же, как блогеры антилиберальные. Вот Мальгин взял и оклеветал ни в чем не повинного студента. Студент нарисовал эскиз 100-рублевой купюры; купюра, сделанная с этого эскиза, имеет явное сходство с фотографией из интернетов. Один только нюанс: сам эскиз, который сделал студент, никакого сходства с фотографией не имеет. Чтобы понять, что эскиз и конечная напечатанная деньга имеют не больше общего, чем рисунок в раскадровке и кадр из снятого фильма, нужно либо полминуты подумать, либо минуты три потратить на изучение вопроса. Но это ведь, наверное, лишняя трата времени? Подумаешь, на всю страну оклеветал частного человека. На то они и частные люди, чтобы в них метать грязь, не глядя. Зато сэкономлены три минуты.
Репортаж с презентации купюры – в Российской газете.
Но претензии к купюре в любом случае есть. Дима Мишенин: Убожество сама идея выпуска никчемной и бессмысленной сторублевки. Это не коллекционный "юбилейный рубль" из металла, которые любили наши бабушки, и не выпущенный ограниченным тиражом памятный 10 000 рублевый билет. Это просто фейк по форме и содержанию, сродни по гнусности рекламе "олимпиада - наша ложенька-кормилица".
К монетам тоже, кстати, есть претензии: они, говорят, ржавеют. Чего золото 999 пробы делать, как учили нас в школе, не должно. И даже золото 583 пробы не делает – это знает любой обладатель обручального кольца.
Но вообще, не понятно, почему все так переживают. Хорошо хоть, что на логотипе ошибок нет:
Китай рад за Сочи :) pic.twitter.com/pE7MXMXsOo
— Ирина Филиппова (@fillipova_irina) November 1, 2013
В любом случае, большинство комментариев сводятся к утверждению, что за что бы ни бралось российское государство в его нынешнем состоянии, оборачивается фейком. Вот еще история на эту тему, про «Бориса Годунова» под фонограмму и правительственный айпэд без ретины. Василий Лебедев: Расскажу вам историю про правительственный айпад. Недавно решила наша страна устроить конкурс на лучший школьный спектакль. Волею судеб, моя мама (режиссер подобных школьных спектаклей) недавно поставила Бориса Годунова у моей сестры в школе. И вот, школьная администрация отправила ее спектакль на конкурс. А проходить конкурс должен был в Храме Христа Спасителя. Началось все с того, что играть заставили под фанеру. Детей отправили записывать фонограмму со своими театральными монологами (пусть с малых лет привыкают к российской сцене). Видимо решили, что моя сестра, Dusya “бунтарь” Lebedeva может перевоплотиться на сцене в последователей пусси райот. Тем не менее, выступление прошло успешно, и мама получила звание лучшего режиссера школьных спектаклей. Дальше церемония награждения, вручает приз Светлана Медведева, жена премьер-министра. Только проблема в том, что мама категорически не любит светские правительственные вечера. Поэтому отправила получать приз Дусю, а сама просто подождала окончания мероприятия на улице. Призом оказался айпад. Когда дети захотели сфотографироваться со Светланой Медведевой, то набежала толпа телохранителей и стала распихивать подростков-детей, словно боевиков-террористов. Ну так вот. Айпад. Айпад не последний. 2012 года выпуска. Без ретины.
И снова о мигрантах. Александр Архангельский в тексте на Colta.ru сравнил, что пишут о проблеме миграции в либеральной и державной прессе, и пришел к выводу, что риторика идентична: Мигрантский вопрос уравнял СМИ — либеральные и консервативные — в «машинности» и без-человечности подхода. В хорошей, плохой или «рациональной» статье, в любом случае мигранты — это «они»: те, чьей судьбой вправе мы распорядиться, как вещью. Хотим — переставим. Хотим — выставим. Или вернем обратно. Важно: решаем тут только «мы». «Их» голос не слышен, «они» теперь деперсонифицированы. В любом случае этот разговор происходит уже без «них».
С позиции человеколюбия. С позиции нашей общей истории. С позиции прав человека, с позиции гуманизма. Собственно, с человеческих позиций — сегодня в СМИ мигрантов не защищает вообще никто. С позиций интернационализма не решился выступить ни один более-менее публичный левый.
Мигрантский вопрос в СМИ — это на самом деле скрытый вопрос о либерализме и ценностях. Русский либерал (а кроме него, собственно, некому) достаточно созрел для того, чтобы защищать права меньшинств, даже если не разделяет их взглядов (ЛГБТ-сообщество, политзаключенные, «зеленые»), но не дозрел до защиты «чужих». Это высокая ступень свободы. И очень страшная. Но на нее необходимо взобраться. Нельзя быть либералом без других. Собственно, не бывает либерализма без Других.
Прекратить охоту на мигрантов призывает и Матвей Ганапольский: Я не слабонервная девица, я против потока неконтролируемой миграции, но я не понимаю, почему нужно всех брать в плен. Конечно, у нас есть великий опыт победы над фашистской Германией и умение сделать Парад Победы, но разве мы сейчас воюем? Такое ощущение, что да. И каждый день «сообщения информбюро»: «Сегодня в результате спецоперации на рынке «Садовод» задержано 1000 мигрантов. Спецоперации будут продолжены». Не хватает только голоса Левитана. Подобная «охота на мигранта» приводит общество к психозу.
Дальше он долго рассказывает о том, что «мигранты» в России совсем не известны, что они принадлежат к древним богатым культурах, о которых мы знаем недостаточно, вспоминает просветительский эффект недель культуры союзных республик, которые проводились в советское время и т.д. Ну и моральные претензии к своему народу тоже предъявляет: В нынешней проблеме с мигрантами их вина минимальна — они просто хотят как-то заработать денег. Но если их ловят и позорной шеренгой ведут по улице, то почему рядом нет второй шеренги? Почему нет шеренги, в которой шагают довольные бизнесмены, которые используют рабский мигрантский труд? Где в шеренге шаркающие тапками бабушки, сдающие комнату тридцати мигрантам сразу, как добавочку к своей пенсии? Почему в шеренге не чеканят шаг участковые, которые прекрасно знают, где и как живут мигранты, но молчат об этом за рубли? Я уверяю вас, что эта, вторая, шеренга была бы гораздо многочисленней. Но своих в плен не берут.
По поводу незаинтересованности россиян судьбами мигрантов высказался на днях Иван Давыдов – он анализирует типичные для сети про- и анти-мигрантски настроенные посты и показывает, что никакого отношения к мигрантам они не имеют. Все эти посты, от начала и до конца, о «нас с вами»: В лучшем случае авторы этих текстов продают себя. Я, герой русского сопротивления, противостою черной угрозе, думает толстый домашний мальчик, который в жизни боится даже мух. Не говоря о собаках. И колотит по клавишам, путая Георгия Победоносца с Николаем Угодником. Я — сострадательный всечеловек, думает унылый офисный работник, который в жизни словом не перекинулся с обширной шестидесятилетней дамой, убирающейся у него в конторе, и таджичкой ее называет только потому, что искренне полагает: все гастарбайтеры — таджики. А в маршрутке вообще никогда не был, предпочитая передвигаться по городу на купленном в кредит «Форде». В лучшем случае все эти мастера пера пытаются нам впарить себя, в худшем — тухлятину посерьезней. Поэтому постарайтесь не тиражировать тухлятину, - хотя бы из гигиенических соображений. Серьезные проблемы не решаются, и даже ясней не становятся от того, что мы подменяем поиск решения обсуждением скверных анекдотов.
(В издании, для которого этот текст предназначался, его признали экстремистским и поэтому он размещен только в фейсбуке).
Еще одну общую черту всех без исключения текстов о проблеме миграции еще, кажется, никто не отметил: они все – о нашем отношении к проблеме, о возможности взглянуть на нее иначе, но никогда не о самой проблеме.
Кажется, как раз в ответ Александру Архангельскому, заместитель председателя комитета ГД по энергетике Олег Михеев («Справедливая Россия») подготовил поправки в законодательство, приравнивающие оскорбление патриотических чувств к экстремистской деятельности с наказанием в пять лет тюрьмы. Лучший комментарий дал Владимир Бурматов: Законопроект поступит к нам в комитет, и мы его детально рассмотрим. Тут всё может зависеть от одной запятой.
Вчера депутат петербургского Законодательного собрания В. Милонов пришел в парк Интернационалистов. Парк Интернационалистов - это старинный купчинский пустырь, на котором несколько лет назад возвели миниатюрный православный храм, а рядом поставили памятник советским солдатам, погибшим в Афганистане. Там он увидел группу людей, празднующих хеллоуин.
В Куплено уроды сатанисты устроили шабаш у православного креста и монумента павшим воинам интернационалистам
— Виталий Милонов (@villemilonov) October 31, 2013
(под «Куплено» депутат имеет в виду «Купчино»)
Какая-то дрянь вызывает демонов на фоне креста
— Виталий Милонов (@villemilonov) October 31, 2013
Кем же надо быть, чтоб устраивать такое на месте монумента
— Виталий Милонов (@villemilonov) October 31, 2013
Нам удалось остановить шабаш. Силы не равны. Охраняем крест
— Виталий Милонов (@villemilonov) October 31, 2013
В твиттере возникла оживленная переписка, в которой Милонову указали, что люди просто веселились и пускали шары, а парк, который он называет «местом памяти и скорби», - единственное незастроенное жилыми домами пространство во всей округе. Но Милонов был непреклонен и употребил-таки заветное слово «деграданты»:
@studio_silver @KowalevDmitry это деграданты, они не понимают. Для них память о павших воинах - пустой звук
— Виталий Милонов (@villemilonov) October 31, 2013
Тарас Бурмистров: А-а!! Во всем мире пытаются своим нелепым маскарадом вызвать хоть что-нибудь ужасное и потустороннее. А оно вот где таится
О сути праздника пишет в фб Евгений Казачков: Я вот тоже раньше думал: ну, что за фигня этот Хэллоуин и День Святого Валентина! "Чего все так бросились отмечать! Вы же ничего не понимаете и не знаете сами, что празднуете! И не притворяйтесь! Это мода и навязанное!"
Но нельзя людей обмануть и навязать праздник. Суть все прекрасно понимают и празднуют не кельтские дела, не поминовение всех святых и не память св.Валентина. Просто раньше не было праздника про Страх и про Влюбленность - а теперь есть. Значит, была потребность у наших людей праздновать эти чувства, но не было повода и атрибутов. А теперь есть.
Так что они не навязаны, они "попали в точку": понятно, как с детства отмечать, как себя вести, что чувствовать, чему посвящено по сути. А "навязать" пытаются как раз "День любви, семьи и верности имени Петра и Февроньи" и День Народного Единства. Потому что неизвестно, как отмечать с детства, какие эмоции испытывать, что есть, что надевать, кого поздравлять, какое кино смотреть, какие вообще атрибуты и что они означают. Предлагается думать про историю и идеологию праздника. Но праздник не так работает.
В Хэллоуине и дн.св.Вал. история и идеология - дело второстепенное.
Неудивительно, что 4 ноября вдруг стало превращаться в день русских маршей. У людей, значит, была сильнее потребность не единство праздновать, а национальность. И им вполне ясно, какие там должны быть атрибуты (вплоть до свастики) и что надо чувствовать (вплоть до ненависти). Для них это органично. А трехчасовая лекция по истории про Семибоярщину и Пожарского по тв - неорганично. И если навязыватели хотят направить что-то в более созидательное русло, то надо работать с тем, что органично и связано с реальными чувствами, вытаскивать их наружу и как-то наряжать в костюмчик и пирожком угощать, а не бубнить сложносочиненные истории, пока на вытоптанной для праздника полянке растет и мутирует неконтролируемый сорняк.
Не удивлюсь, если таким же образом день семьи и верности Петра и Февроньи в итоге превратится в праздник Развода и Освобождения от брачных уз.
Еще из Петербурга: там теперь будут проводить два ежегодных крестных хода, один из них – по Невскому. Крестный ход, внимание, будет «светским» и «многоконфессиональным». Припаркованные по его маршруту машины эвакуируют в целях «безопасности людей», а фейс-контроля на входе не будет: «Участников не будут спрашивать, верующие они или нет. Если их убеждениям не противоречит пройти с крестами и хоругвями, приобщиться к православным символам, то препятствий мы чинить не будем», - сказала пресс-служба Александро-Невской лавры. А чтобы люди знали, что препятствий им чинить не будут, сзывать на крестный ход будут посредством аудиообъявлений в метро.
Московская прокуратура тоже не дремлет: Прокуратура г. Москвы приняла меры реагирования в связи с появившимися в средствах массовой информации заявлениями лидера музыкальной группы «Коррозия Металла» Сергея Троицкого, известного под творческим псевдонимом «Паук», о намерении, вопреки запрету суда, исполнять на концертах аудиокомпозицию «Бей чертей» из репертуара группы. Указанная песня решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 22 мая 2013 г. признана экстремистским материалом и внесена в Федеральный список экстремистских материалов, поскольку ее текст содержит призывы к совершению насильственных действий и признаки возбуждения розни (вражды, ненависти) в отношении группы лиц, выделяемых по этническому признаку.
Лидер "Коррозии" заявил, что его прадед-священник "в завещании просил, чтобы я сочинял песни, которые призывали бы бить чертей, темные силы"
— газета Завтра (@ZavtraRu) November 1, 2013
Под лозунгами борьбы с чертовщиной действует и депутат Госдумы Илья Пономарев – он подготовил законопроект, регулирующий оказание «оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения». Пункт второй гласит: «Право на предоставление оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения гражданам имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
Комментарий Яны Бражниковой: И. Пономарев хочет, что вместо лже-экстрасенсов нам помогали легальные маги. Главное, чтобы справки выдавали, я считаю. В бассейн, там, или диспансеризацию с печатью. Это сейчас в медицине самое важное.
Поскольку сегодня 31-е число, то
На Триумфальную по 31-м давно уже мало кто ходит, но ОМОНа традиционно много:
Акции проходят не только в Москве:
Утром Лимонов в Фейсбуке в характерной манере "разоблачал" Людмилу Алексееву:
Традиционно нас были три заявителя : Алексеева, покойный Косякин, и я. Алексеева подала в мэрию бумагу подписанную ею и С.А.Ковалевым, который заявителем не являлся и был в этой ситуации - не пришей кобыле хвост, что она согласна на митинг на Триумфальной с количеством менее 800 человек.
Количество разрешённых митингующих в этом случае было до одного места, там подменялись одни заявители другими. Такое политическо-полицейское мошенничество.
(Впоследствии этот трюк был буквально повторён перед 10 декабря 2011 года,когда подменив собой заявителей А. и С. Удальцовых, митинг увели на Болотную площадь с площади Революции Немцов,Рыжков, Пархоменко...)
В завершение дня - несколько текстов, каждый из которых по-своему посвящен осмыслению позднесоветского бытия:
Юрий Сапрыкин - об Алексее Рыбникове:
Вот наш герой — заметно посвежевший и не верящий собственному счастью — идет на премьеру оперы в Париже в компании Вознесенского, Марка Захарова и Пьера Кардена. Затемнение, титры, монтажная склейка — вот композитор, уже заметно поседевший, выходит на сцену Большого зала Консерватории, рядом с ним ни синтезаторов, ни зарубежных корреспондентов, один только бессменный Святослав Бэлза, из гостевых лож ему аплодируют председатель Мосгордумы Платонов и протоиерей Чаплин, выводы, дорогой зритель, можешь сделать сам.
<...>
Вот человек, который всю жизнь выстраивал свой особенный мир: будучи академическим композитором, учеником Хачатуряна, он сознательно ушел к новому звучанию, которое пряталось в тогдашних «низких жанрах»; сочинив несколько десятков абсолютных хитов, не написал ни одной песни для Пугачевой или Боярского, записывался со своими вокалистами — вроде Геннадия Трофимова или Жанны Рождественской; не участвовал, не привлекался, не состоял — и захватил своим особенным, хрупким и нежным, настроением целое поколение. И что теперь делать с этим странным причудливым миром — когда все декорации, в которых он создавался, разрушились так, что и обломков не осталось? <...> ужасно жаль, что этот звенящий ласковый мир — возможно, высшая точка советской поп-культуры — так и остался герметично упакованным в обстоятельства времени и места 70–80-х; про это не напишут книг, этого не покажут на экране, и это наследие почти невозможно уже пережить как сегодняшнее, живое, имеющее отношение к здесь и сейчас, заставляющее делать под его влиянием новую музыку — как делают ее сейчас, идя по следам Боуи, или Игги, или Моррисси. Можно разве что спеть романс из «Юноны и Авось» в караоке, но мы же понимаем, это слишком мелко.
Максим Трудолюбов - о главной социальной революции в СССР - массовом жилищном строительстве при Хрущеве:
Это была настоящая революция — техническая и социальная, — но революция противоречивая. Пятиэтажные хрущобы спасли страну от бездомности. Появление у миллионов людей собственного угла стало, по сути, частью хрущевской оттепели. Напомним, что ХХ съезд Коммунистической партии, развенчавший культ личности Сталина, прошел в 1956 году. Полновластия Хрущев во внутрикремлевской борьбе добился в 1957-м — и сразу же взялся за массовое строительство. Каждый новый счастливый обладатель отдельной квартиры получал и собственную кухню — неизбежно маленькую, но свою. <...>
Второй стороной строительной и социальной революции хрущевского времени было то простое обстоятельство, что именно тогда, в конце 1950-х годов, был выбран путь, по которому массовое строительство и расселение людей в российских городах идет до сих пор. Интерес Хрущева и его чиновников к индивидуальному жилью по британским, швейцарским и американским образцам не имел шансов воплотиться в программу массового индивидуального строительства. Ритуалы холодной войны требовали этот путь осудить. К ограничению индивидуального жилого строительства вела и нехватка ресурсов: даже размеры дома на одну семью были ограничены специальным постановлением. Так и появился на свет панельный городской пейзаж: все ресурсы были брошены на панельные дома, как при Сталине — на домны и электростанции.
и в ФБ Марии Руновой - мнения 18-летних студентов РГСУ (того самого, где правит бал "научная династия") о том, какова была жизнь в СССР:
После выхода в свет сериала «Восьмидесятые» около года назад, я со своими одноклассниками обсуждала эту премьеру. Нас впечатлила жизнь молодежи того времени… Выезды на картошку, песни под гитару у костра, квартирники, парады на праздники, искренние улыбки, настоящие чувства! Главным занятием для молодых людей, помимо того, чтобы либо пить портвейн в подъезде, либо хорошо учиться и вступать в комсомол, были танцы, и называли их дискотекой. Музыка на дискотеках была собрана из всего, что доходило до нас «оттуда» вперемешку с лучшим, что было у нас. Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими экстравагантными нарядами. На дискотеках звучали: «Форум», «Мираж», «КарМэн», «Ласковый Май», «На-На». Думаю, что это было настоящее веселье!
Хрущев ошибся, когда пообещал к 1980 году построить материально-техническую базу коммунизма. Не называл бы конкретных сроков - можно было бы строить коммунизм бесконечно, ссылаясь на внезапно возникшие трудности. Ошибку Хрущева, кажется, повторяет Борис Межуев, утверждая в "Известиях", что с признанием Путина самым влиятельным человеком мира по версии Forbes процесс "вставания России с колен" завершен. И все из-за дела Сноудена и политики Москвы по отношению к Сирии:
Если честно, то я не помню в истории России последних двух веков времени, когда бы нам так фантастически везло. И это само по себе немного жутковато — во всяком случае теперь к нам как к чемпионам нужно предъявлять совсем другие требования. Теперь нам уже просто не по чину проигрывать.
От новостей культуры и науки - к главному, духовности. В Храме Христа Спасителя под преседательством патриарха Кирилла заседает Всемирный русский народный собор - организация, которая сама себя титулует самым эффективным и самым значительным инструментом гражданского общества в России.
Это, в общем, невеселая история. Очевидно, что в любом обществе есть правоконсервативно настроенные интеллектуалы, которые создают свои организации, научные центры и т.д. В качестве такого центра ВРНС и работал все 90-е годы и добрую часть нулевых. Теперь интеллектуальная автономия от "генеральной линии" - в прошлом: к 20-летию организации непременно понадобилось учредить свою премию и присудить ее - сюрприза тут не будет - самому влиятельному человеку мира по версии Forbes.
"Бюро президиума Всемирного русского народного собора приняло решение об учреждении ежегодной соборной премии "За особые заслуги перед народом, обществом и государством". Бюро президиума Собора единогласно приняло решение о вручении первой премии собора президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину с формулировкой "за сохранение державной России", — сказал Ганичев.
От новостей культуры - к науке и образованию. Комментирует Алексей Навальный.
Во-первых, продолжение истории со "Сколково":
«Ведомости» нашли грантополучателей «Сколково», аффилированных с Вексельбергом. При этом руководство фонда утверждает, что все по закону.
По ссылке - колонка Леонида Бершидского о "Сколково":
Помните, с чего начиналось «Сколково»? С интервью Владислава Суркова «Ведомостям» в феврале 2010 года. С комсомольско-предпринимательским задором тогдашний первый замглавы администрации президента призывал читателей «придумать название и спроектировать нашу Кремниевую долину методом краудсорсинга (сrowdsourcing), или, как говорили раньше, “народной стройки”.
Помним-помним. Многие восторженные блогеры писали тогда о том, что власти обратились к идеалам романов Стругацких про мир полудня или насмотрелись фильма про "город Аэроград". Реальность жестче:
В эту риторику поверили тогда некоторые сугубо деловые люди. Например, мой знакомый Алексей Бельтюков. <...>
Теперь Бельтюков от должности отстранен. Он под следствием за то, что якобы сильно переплатил депутату Госдумы Илье Пономареву за работу по продвижению сколковского проекта. <...> Теперь «Сколково» проверила Генпрокуратура <...>Очень даже может быть, что все это мелочи, что на самом деле «Сколково» — полезная организация, из которой вырастет настоящая Кремниевая, а не Силиконовая, долина. <...>
В одном провал идеи очевиден и бесспорен: «реинтеграции бюрократии и бизнеса» не вышло. Вместо нее случилось обычное: хлынувшие в проект государственные деньги начали вытекать через щели, а вскоре поджидавшие снаружи силовики — ненавидящие бизнес, когда он чужой, — со смаком выломали сапогами дверь и принялись топтаться в помещении, уложив бизнес на пол. <...>
Сколковская ситуация — урок для тех из нас, кого пытается кооптировать государство. Играть по его правилам, постоянным в своей враждебности к любой инициативе, но все время меняющимся в мелочах, может только человек с талантом Суркова. Да и он, бывает, проигрывает. Нормальному человеку там делать нечего.
Во-вторых, структуры Аркадия Ротенберга приобретают издательство "Просвещение".
В-третьих, Путину завтра покажут новый единый учебник истории.
И, в-четвертых, Сергей Пархоменко и "Диссернет" сделали, кажется, главное разоблачение со времен Бурматова.
Пархоменко рассказывает историю 27-летней Галины Жуковой.
именно прекрасная Галина является у нас в России Президентом Ассоциации российских волонтерских центров. Так что если вдруг вам захочется решить какие-нибудь проблемы с фондом "Доноры детям", с поисковым центром "Лиза-Алерт" или с проектом "Нужна помощь", - это к ней: Катя Чистякова, Ира Воробьева, Митя Алешковский, - возьмите на заметку, в случае чего, смело обращайтесь...
Ну, и излишне даже добавлять, что Галя Жукова была в период избирательной кампании 2011-2012 года Доверенным лицом В.В. Путина, отвечая там за организацию работы с молодежью.
Но самое главное:
Галя Жукова - обладательница абсолютного всероссийского рекорда: ОНА САМЫЙ МОЛОДОЙ ДОКТОР НАУК НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
При этом, - утверждает Пархоменко, опираясь на данные Диссернета,
Милая крошка хладнокровно и мастеровито украла обе свои диссертации.
Просто взяла и свистнула - совсем как это делают большие дяди: огромными ломтями, внаглую, даже без маскировки.
Попутно выясняются подробности об этом самом Российском государственном социальном университете:
почетный ректор-основатель РГСУ - Василий Иванович Жуков,
проректор РГСУ - его жена Галина Савостьяновна Жукова,
действующий ректор РГСУ - их дочь Лидия Васильевна Жукова (Федякина),
проректор РГСУ - их зять, Виталий Сергеевич Федякин
бывший начальник Управления РГСУ, а ныне старший преподаватель РГСУ - младшая дочь ректора-основателя и одного проректора, свояченица другого проректора и сестра действующего ректора Галина Васильевна Жукова.
Вал посещений после вчерашней публикации о династии Жуковых обрушил сайт Диссернета. Пархоменко не удивлен:
Все-таки гламур непобедим. Как только среди персонажей твоих писаний появляется "девочка с персями", - приходит толпой Посетитель, и обрушивает все вокруг. И ничего с этим сделать невозможно. И никак с этими персями невозможно конкурировать.
Потому что перси эти все сметают на своем пути.
Даже когда речь идет о ворованных диссертациях, о семейственности в сфере образования, о коррупции, непотизме и прочей дремучей тоске. Никакой нет возможности сохранять хотя бы тут серьезность и сосредоточенность.
Но как относиться к этим разоблачениям? Что с ними делать, так сказать, практически? Да и - стоит вообще ими заниматься? Дмитрий Ольшанский, что называется, заостряет вопрос:
Девица у меня никакого сочувствия не вызывает. Равно как и ее державно-мафиозные родственники. Равно как и все прочие жертвы подобных разоблачений. Скорее всего, все они на самом деле воры и негодяи.
Но почему так неприятно все это видеть?
Почему кажется, что (Пархоменко, Мальгин, Навальный) и Ко занимаются каким-то совсем нехорошим делом - при том, что даже информация ими берется из открытых источников, а не из гэбистских сливов?
Думаю, что ответ на этот вопрос содержится в книге "Мастер и Маргарита".
Да, Никанор Иванович действительно прятал валюту в сортире, Степа Лиходеев пил и безобразничал, а господин, которого разоблачили в варьете, - имел любовницу, все это правда.
Но мир так устроен, что если вы берете на себя функцию разоблачителя всех этих чужих пороков, если вы беретесь ловить и публично позорить этих плохих, вне всякого сомнения, людей, то вы - Коровьев и Бегемот.
То есть, как сказал другой писатель, - ваш адрес не дом и не улица, ваш адрес - ад. Такой вот этический парадокс.
В комментариях резонное возражение:
Александр Шмелев Однако ведь в условиях сталинского СССР Коровьев, Бегемот и т.д. вызывают откровенную симпатию и сочувствие, чем пронизана вся "М и М"! (Собственно, и Мастер, и Маргарита, даже понимая, кто это такие, в итоге выбирают именно их общество, а не Никанора Ивановича и Ко). Вопрос, насколько это уже применимо к нашим реалиям, пока открыт, но тенденция, мне кажется, именно в эту сторону
"Кремль будет следить за ситуацией вокруг скандала с Лепсом в США". Это заголовок Lifenews, в правдивости которого сомневаться трудно - тем более, что издание приводит и слова самого Дмитрия Пескова:
- Безусловно, мы рассчитываем, что мы получим какую-то более подробную информацию о том, что могло быть причиной для подобного действия американских властей, - заявил корреспонденту Life News Дмитрий Песков. - В любом случае, он является гражданином России. Соответственно, защита его интересов очень важна, как и любого гражданина. Естественно, мы будем следить, как будет развиваться ситуация.
Лепса (вернее, Григория Лепсверидзе - есть, как водится, версия и о том, что это "полный тезка" певца) в США обвинили в соучастии в деятельности преступной группировки - и ввели против него финансовые санкции, а также закрыли въезд в страну.
Дмитрий Ольшанский лаконичен:
Америка уличила певца Лепса в том, что он входит в преступную группировку "Братский круг".
Преступная группировка "Братский круг".
Теперь мы знаем, как Российская Федерация называется на самом деле.
Холмогоров Егор Шекспир какой-то. The band of brothers.
Oleg Odintsovsky обратный перевод с русского "Братство кольца". Т.е. речь о Мордоре - типовом образе либерала для России. Так что Ольшанский прав
Иван Давыдов тоже видит в Лепсе "типичного представителя":
Заслуженный артист РФ, доверенное лицо президента РФ, курьер мафиозного синдиката "Братский круг". Все логично
Андрей Мальгин замечает:
Ну вот. А ведь планировалось его на церемонию открытия Олимпиады в Сочи выпустить.
Будет, конечно, классно, если назло врагам, оба невъездных в США мафиози - и Кобзон, и Лепс - поприветствуют спортсменов в качестве лучших представителей российской культуры.
Еще туда в компанию можно взять Тайванчика и Михася, которых встающая с колен Россия сумела вырвать из лап продажного зарубежного правосудия. И теперь у обоих есть заслуги перед российским спортом: первый щедро подкупал судей по фигурному катанию на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити и был спонсором нашей сборной, второй в одиночку финансирует фонд "Участие", оказывающий поддержку ветеранам спорта и финансирующий участие российских спортсменов на Параолимпийских играх.
А Роман Лейбов цитирует нетривиальную статью о Лепсе в русскоязычной Википедии:
Все гонорары Лепс тратил на казино, автоматы, выпивку и женщин.
Все гонорары Лепс тратил на казино, автоматы, выпивку и женщин.
Все гонорары Лепс тратил на казино, автоматы, выпивку и женщин.
Так и вижу эти автоматы начала 80-х: унылые будки с въевшимся запахом мочи, кислого металла и красного сухого, лузга и трамвайные билетики на грязном полу, выбитое стекло, полусорванная с петель дверь, теплый далекий зуммер в холодном наушнике, к которому приник, дыша шашлыком и вином, певец и музыкант, будущий лауреат премии "Шансон года".
Ирина Драгунская а может на АКМ-ы? (со слабой надеждой)
Роман Лейбов В девяностые - скорее на них, да.
Петр Верзилов категоричен:
Но самый главный вопрос - как ответит Россия на американский беспредел?
Иосиф Кобзон: Необходимо обратиться к нашему МИДу, чтобы МИД отреагировал на это соответствующим образом. И в ответ, как обычно принято в международных взаимоотношениях, чтобы адекватно ответил. И, скажем, не выдал визы десяти известным гражданам Америки. Как с ними бороться по-другому?
В твиттере уже шутят, что можно, например, отказать в визах Олимпийской сборной США...