Ссылки для упрощенного доступа

Анатолий Вершик


Ведущий петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков: Сегодня мы вспомним конец 70-х - начало 80-х годов, когда в Ленинграде группа интеллектуалов издавала подпольный машинописный1 журнал "Сумма". У нас в гостях один из его основателей, профессор Петербургского государственного университета Анатолий Вершик. Анатолий Моисеевич, мы поздравляем вас с изданием уже легального сборника вашего замечательного журнала, но я хочу попросить вас рассказать, как создавался журнал "Сумма" и как он начался?

Анатолий Вершик: Мы начали обсуждать возможность создания такого журнала приблизительно в 1977-м году. Главной фигурой был Сергей Маслов, замечательный человек, очень активный в диссидентском движении. Он был очень успешным математиком, но всегда интересовался политикой, разными областями жизни страны, и с ним и с другими людьми мы обсуждали возможность издания, которое помогло бы людям, которые не имеют прямого доступа к литературе, издающейся за рубежом, да и к нашей самиздатской литературе, чтобы они могли познакомиться с кратким изложением того, что там есть. Для ученых реферативные журналы - обычная вещь. И мы решили, что форма реферативного журнала будет самой лучшей, чтобы помочь людям познакомиться с правдивым изложением целого ряда вопросов, и такое изложение не найти в официальной печати, в официальной советской жизни. Журнал был готов приблизительно к концу 1978-го года, первый номер вышел в 1978-м году, он содержал несколько разделов, собственно рефераты, полемику, рецензии на книги, кроме того, там были оглавление и краткое изложение других самиздатских журналов, в общем, это очень многостороннее и интересное чтение, первые закладки делали супруги Масловы Сергей и Нина, я привлек своих московских знакомых, и часть тиража перепечатывалась в Москве, а, например, последний номер, который вышел уже после смерти Сергея Маслова, неожиданной и неясной до сих пор, печатался только в Москве.

Всего вышло 8 журналов, два из них сдвоенных и уже к концу 80-х годов стало ясно, что необходимо этот журнал переиздать. Я скажу, что существовал он все-таки недолго. Он был не самым долговечным изданием, и, конечно, не самым известным, но все-таки я думаю, что читало его несколько сотен человек, как минимум, он был и в других городах России. Закончилось это издание в 1982-м году, когда КГБ решило искоренить практически весь самиздат, "Хроника" была закрыта, и шло много процессов. Сергей и другие участники были под пристальным наблюдением КГБ, но должен сказать, что они так и не узнали, кто издавал "Сумму", и, видимо, даже и не договаривались об этом.

Виктор Резунков: А что авторы так никому и не были известны, только самому главному редактору?

Анатолий Вершик: Даже это не так, мы с самого начала договорились, что минимизируем информацию, которую знает каждый участник. Сергей знал, конечно, большую часть, например, он знал тех авторов, которых я привлек в Москве, Николая Каверина, сына писателя Каверина, и несколько других людей. Я тоже не знал всех, хотя, конечно, теперь, много позже, когда мы узнали всех, выяснилось, что мы почти все друг друга знаем. Надо сказать, что среди участников особенно активны были кроме Масловых Револьт Пименов, известный диссидент, впоследствии очень весомый политик, который, к сожалению, умер в 1990-м году, Эрнст Орловский, Вячеслав Долинин, довольно много реферировал и я. Остальные авторы писали, может быть, по одной, две, три статьи, не больше, и общее число авторов не превышает 20, они приведены в этом списке, уже с раскрытыми именами и кстати с псевдонимами. Вот эта предосторожность, по-видимому, была очень полезной, как показало последующее. С другой стороны мы знаем, Долинин который был уже под следствием в 1982-м году, свидетельствует, что в КГБ "Сумма" была, и его спрашивали, знает ли он что-нибудь об этом издании. Так что, конечно, такие слухи о "Сумме" были известны там, но, к счастью, мы оказались недоступными для длинный рук.

Виктор Резунков: А по каким путям поступали источники – книги и так далее?

Анатолий Вершик: Это очень интересный вопрос. Потому что, конечно, чтобы издавать в такое издание нужно иметь доступ к книгам. Тут было несколько источников. Сережа был в очень тесных отношениях с Львом Копелевым, известным диссидентом, потом он – Копелев - эмигрировал в Германию, там он очень почитается, и его называют современным Львом Толстым, так вот этот Копелев который сидел с Солженицыным, был другом отца Сергея, известного лингвиста и германиста Юрия Маслова, и дружба с Сергеем привела к тому, что очень много самиздата шло через Королева, он часто приезжал через Питер. У меня были контакты с отказниками, в среде которых тоже было много самиздата, общего и специально еврейского, были некоторые писательские связи. Так или иначе, если вы захотите посмотреть на список изданий, как легальных, так и нелегальных, то вы увидите, что это огромный список.

Виктор Резунков: Анатолий Моисеевич, вам повезло, вы сумели издавать легальным образом свой журнал, который издавали в те годы. Но ведь на самом деле существует очень большая проблема, потому что в то время, да и раньше, и позже, выходило огромное количество самиздатовских журналов, и никто не задался целью, да и не получил возможности, издать сейчас все эти журналы. Вы как считаете, важно это или нет?

Анатолий Вершик: Прежде всего, я должен вас немножко поправить. Не совсем так - что никто не издает. Есть известная организация "Мемориал", они издают книги. Только что, буквально вчера, в Москве была презентация любопытной книги "В помощь учителю - об истории сопротивления и репрессий в СССР". Издание подготовлено группой авторов. Тираж, правда, небольшой. Но это один из примеров. Но, в принципе, это верно, мы издаем очень мало, и та литературу, я бы сказал, пропадает. Почему это важно – я хочу особенно сказать, дело в том, что вот это освободительная, иногда называет диссидентское, не вполне точный термин, движение, оно является наследницей самых лучших идей русской и одновременно, конечно, и западной либеральной мысли. Идеи защиты простого человека, защиты от произвола, свободного доступа к информации, как это указано в декларации, прав человека и так далее. Это движение возникло где-то в конце 50-х годов, окрепло в 60-х, и нам необходимо об этом помнить, это не просто пласт культуры, я не согласен с такой мягкой формулировкой, что было то-то, а было еще и такой пласт культуры. Это нечто оппозиционное, что противодействовало самым худшим традициям советской власти, и можно сказать, что все остальное, перестройка, она выросла из этих идей, но эти идеи были очень скоро забыты. Поэтому мы должны обязательно рассказывать молодым людям и о том времени, и о сопротивлении, и о идеях, которые стоят за этим движением. "Сумма" - один из многих журналов, одна из капелек этого довольно большого потока. Сейчас, я думаю, есть возможности легального издания, и я уверен, что есть аудитория, чтобы это издание было относительно успешным.

Давайте я скажу прямо о нашем издании: идея переиздать "Сумму" возникла давно. Но, к сожалению, она откладывалась, и приблизительно полтора года назад я понял, что нужно заняться этим вплотную и всерьез, мне удалось, с одной стороны, собрать среди моих друзей и отчасти участников издания небольшую сумму, а затем получить грант в так называемом Европейском центральном университете, и это, в общем, может сделать каждый. Найти деньги сейчас может каждый, нужно, конечно, потратить время, нужны усилия, но, в общем, это конечно возможно. И я думаю, что вот те полтора года, в течение которых это издание готовилось, вполне оправдывают благородную цель, мне еще хочется сказать, что, в общем, молодежь, которая мало знает об этом времени, не знает об этом по нашей вине, тут не на кого сваливать. Идеи освободительного демократического движения, либеральные идеи сейчас в значительной степени оплеваны, почти официально рассматриваются как чуждые России. Я могу привести примеры, например, чего стоит недавнее заявление проповедника на первом канале, который сказал что западное движение за права человека это раскрепощение греха, а другой деятель, который издает сейчас газету "Консерватор", заявил, что его газета не будет радетелем идея шестидесятников, что, в общем, вполне возможно, он хозяин газеты, но дальше он добавил - потому что они, не хочу повторять это слово, значит, опохабили страну, которая им все дала. С такой философией, такими точками зрения невозможно, на мой взгляд, сейчас жить и издавать газеты. Но мы этому мало что противопоставляем. Мне кажется, что ненужно говорить о тех людях, которые ушли от нас и положили на это очень много сил, и я думаю, что это наша задача.

Виктор Резунков: Анатолий Моисеевич расскажите, если можно, о людях, которые участвовали в создании вашего журнала, и тех событиях, о которых писал журнал?

Анатолий Вершик: Как я уже говорил, этот журнал был призван выражать неофициальную точку зрения на события самого широкого плана, культурные, литературные, политические. В журнале были разделы, как я уже говорил, рефераты и выписки. И среди этих материалов была масса интересного и сегодняшнему читателю. Например, я открыл наудачу книжку – "Уничтожение природы" – статья, написана под псевдонимом Комаровым, это большой и серьезный рассказ о том, как уничтожалась природа в 70-е годы, с большим количеством примеров; "Счет - 15 миллионов", - статья о репрессиях сталинских времен. Огромную часть нашего журнала занимала текущая политика. Обсуждение брежневской конституции, очень квалифицированно проведенное, кстати, с привлечением некоторых юристов. Сахаровская эпопея. Я хочу напомнить, что Сергей Маслов был хорошо знаком с семьей Сахарова и с Еленой Георгиевной, и, кстати, Елена Георгиевна писала мне несколько слов о Сереже, и я их процитировал в своем введении. Высылка Сахарова подробно освещалась. Андрей Дмитриевич читал все выпуски журналов. У нас был канал, по которому мы передавали ему все выходившие тогда выпуски, солженицынские материалы. Очень много материалов посвящено различным книгам, таким, как книга Буковского "И возвращается ветер"... Я даже не смогу перечислить и небольшой доли, и не хочу этого делать, потому что надеюсь, что книжка эта будет интересна и будет востребована, уже просто как интересный материал сам по себе. Но вернусь еще к идее, о которой я уже говорил: все-таки дело не только в прямом интересе, а в том, что это сгусток той интеллектуальной, может, даже шире можно сказать, той энергии, которая стояла за выпуском этого журнала, и которую надо обязательно передать молодому поколению. Это и острота взгляда, и оппозиционность - не секрет, что в наше время опять начинает процветать совершенно наглое холуйство перед властями, мы забываем об очень простых принципах, которые типичны для лучшей части русской интеллигенции - нестяжательство антивещизм и так далее. Все это, на самом деле, как-то отражено в самиздатовских изданиях и, в частности, "Сумме".

XS
SM
MD
LG