Ссылки для упрощенного доступа

Всемирный чеченский конгресс в Копенгагене, позиция России и участников конгресса


Программу ведет Дмитрий Волчек. Участвуют специальный корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Андрей Бабицкий и депутат Сейма Литвы, лидер литовской Консервативной партии Витаутас Ландсбергис.

Дмитрий Волчек: Чеченский лидер Аслан Масхадов, как и прежде, готов к мирным переговорам с руководством России. Об этом заявил вице-премьер республики Ичкерия Ахмед Закаев, выступивший на Всемирном чеченском конгрессе в Копенгагене. Закаев повторил, что конфликт в Чечне можно урегулировать только мирным путем, подчеркнув, что Масхадов не выдвигает никаких предварительных условия начала мирных переговоров. На чеченском конгрессе в Копенгагене работает наш специальный корреспондент Андрей Бабицкий:

В сообщении МИД России Всемирный чеченский конгресс в Копенгагене назван сборищем приспешников террористов. Андрей, расскажите, кто приехал на Конгресс, кто его делегаты?

Андрей Бабицкий: В основном, это представители различных чеченских общин в Европе и внутри самой России, также есть один непосредственно из Чечни, кроме того, среди гостей депутаты Европарламента, активисты различных общественных организаций России и множество журналистов из разных европейских стран.

Дмитрий Волчек: Как вы полагаете, почему именно этот конгресс вызвал такое негодование у российских властей?

Андрей Бабицкий: Я думаю, что в контексте последних событий можно понять мотивы, которыми руководствуются российское правительство, дело в том, что этот конгресс уже должен был состояться еще два месяца назад, его проведение было запланировано в Стамбуле, но тогда турецкие власти под нажимом российских отказались дать разрешение на его проведение. Сейчас, по всей вероятности, Россия рассчитывала, что и датские власти отреагируют примерно так же, но здесь никаких особенных правовых оснований у датских властей запретить общественную инициативу нет, это почти невозможно. Кроме того, как только Россия, а это стало происходить еще до трагических событий в Москве, попыталась оказать нажим на датские власти, в дело вступили датские правозащитники, и здесь эта тема довольно живо обсуждается уже довольно длительное время на страницах местной прессы.

Дмитрий Волчек: Были ли направлены приглашения представителям российских властей и администрации Кадырова?

Андрей Бабицкий: Такие приглашения были направлены, я знаю, что организаторы этого мероприятия пытались пригласить в Копенгаген кого-то из российских депутатов, имели положительные ответы в ряде случаев, однако, по всей вероятности, в связи с терактом в Москве не только эти депутаты, но и многие предполагавшиеся российские участники отменили в последний момент свое решение об участии в Конгрессе. Поэтому сегодня он проходит в значительно более узком составе, чем предполагалось. Что касается администрации Кадырова, то я думаю, что такие приглашения были бы невозможны, поскольку, в основном, чеченцы, которые собрались здесь, исходят из совсем иных позиций, нежели пророссийская чеченская власть, и я думаю, что с учетом того конфликта, который уже сегодня развивается внутри Чечни, общение между ними не очень возможно. Я считаю, что это момент скорее отрицательный для любой конференции по чеченской проблеме, которая должна, очевидно, находить какие-то объединяющие чеченское общество идеи и ценности, но, тем не менее, надо понимать, что люди, которые вынужденно сегодня оказались за пределами России, они, все-таки, сторонники определенных идей, которые вытолкнули их в эмиграцию. Так что, боюсь, что такой политической широты, абсолютного плюрализма от организаторов Конгресса ожидать, в общем, не стоило.

Дмитрий Волчек: Обсуждался ли вопрос о теракте в Москве и какие высказывались суждения?

Андрей Бабицкий: Я думаю, что эта была одна из самых важных частей Конгресса, в большинстве выступлений обязательно выражалась глубокая скорбь тем, чьи родственники погибли во время штурма здания Дома культуры в Москве, обсуждались причины произошедшего, я думаю, что здесь был совершенно особый отличный взгляд на происходящее. Большинство из выступавших говорили о том, что этот трагический случай есть естественное следствие не менее трагической войны, и считать, что чья то злая воля инспирировала эти события из-за рубежа, или, может, внутри России - не совсем верно. Российские власти предприняли силовые действия, но не поставили точку в том процессе, который развивается, поскольку сегодня внутри самого сопротивления зреют очень радикальные силы, для которых случившееся вряд ли послужит уроком, и в условиях продолжающейся кровопролитной войны, повторяли различные люди в своих выступлениях, эти люди могут бесконечно повторять попытки различных терактов, то есть, трагическая война все равно будет иметь трагические последствия. Нежелание российского руководства вступать в диалог с воюющей стороной не завершит сопротивления в целом и каких-то уродливых форм этого сопротивления вряд ли сможет отменить.

Дмитрий Волчек: Среди гостей Всемирного чеченского конгресса - депутат Сейма Литвы, лидер литовской Консервативной партии Витаутас Ландсбергис. Вот что он рассказал о своем видении завершения чеченского конфликта.

Господин Ландсбергис, решение принять участие в конгрессе, который российский МИД называет сборищем пособников террористов, принять участие через два дня после теракта в Москве - это определенный политический жест, определенный политический "message", какой "message" был это в вашем случае?

Витаутас Ландсбергис: Наша оценка, политический "message" - эта конференция планировалась и дата была назначена до того, что случилось в Москве, и просто я собирался сюда приехать, и приехал, потому что конференция направлена на поиск мира в Чечне, а это настоятельно необходимо. Содействовать по возможности поискам мира, чтобы остановить войну и убийство людей, часто вообще невинных, вот и весь "message", если вы хотите остановить войну. я даже предложил использовать, может быть, вы можете через радио протранслировать старую русскую песню: "Хотят ли русские войны".

Дмитрий Волчек: Многие политологи считают, что теракт в Москве принципиально изменил свою политическую конфигурацию, в России говорят, что сейчас Масхадов как бы похоронен как участник переговорного процесса. Насколько я понимаю, вы придерживаетесь абсолютно противоположной точки зрения?

Витаутас Ландсбергис: Я думаю, что это не имеет такой прямой связи, и такое истолкование, что сейчас уже с Масхадовым нельзя проводить переговоры - неверно. Это я вижу просто, как предлог говорить о том же, о чем говорилось уже за год, за два, до того, когда весь мир настаивает на диалоге и на переговорах, а Москва все время отвергала, что с Масхадовым говорить нельзя, он бандит, он сякой-такой, его надо повесить. Я ничего нового не слышал.

Дмитрий Волчек: Какое из прозвучавших сегодня в понедельник на Конгрессе выступлений произвело на вас наибольшее впечатление и показалось вам самым конструктивным?

Витаутас Ландсбергис: Было много интересных выступлений и высказываний во время этих выступлений. Были и какие-то яркие очень моменты и мировой практики, например, Руслан Хасбулатов привел высказывание 2500-летней давности из давней Персидской империи, как говорили в древней Персии по поводу Кавказа, было такое высказывание: "Когда хан сходит с ума, он нападает на Кавказ". Я думаю, что есть такое древнее высказывание, и оно действительно произвело впечатление. Дело не в том, что Кавказ особенное место, но уже тогда знали, что с горцами можно пролить море крови, но в наши времена поступать, как персидские ханы, тем более неверно, тем более, когда гибнут десятки тысяч людей повсеместно, на дорогах... Там же полный беспредел. Вы вот не присутствуете здесь, а правозащитники России, которые там побывали, это, по-моему, передавали также по вашему радио, председатель московской организации Хельсинской группы Людмила Алексеева сравнила то, что там делается, с поведением нацистов на территории Советского Союза, делают, что хотят, с людьми на оккупированной чужой территории - такое впечатление складывается, хотя объявляют, что это ихняя территория и ихние граждане, но со своими гражданами так не обходятся.

XS
SM
MD
LG