Ссылки для упрощенного доступа

"Ищу милого, великодушного, без вредных привычек" - Сравнительная история объявлений о знакомствах


"Ищу милого, великодушного, без вредных привычек" - Сравнительная история объявлений о знакомствах



Владимир Тольц:

Прежде всего я хотел бы, чтобы наши слушатели поняли, зачем и для чего мы с вами затеяли эту передачу...

"Для немецкого князя, лет сорока, консервативных убеждений, ищут жену (может быть и крещеной еврейкой)".

Александр Куприянов:

Сейчас, в конце 20-го начале 21-го века, люди уже перестали оглядываться и думать, что скажет княгиня Марья Алексеевна...

"Ищу безропотного тушканчика татарской национальности со скромными претензиями (а лучше вообще без оных) и не скромными желаниями и формами, готового провести всю жизнь под каблуком будущей половины".

Владимир Тольц:

"Ищу милого, великодушного, без вредных привычек" - Сравнительная история объявлений о знакомствах в программе "Разница во времени".

Программа "Разница во времени". Ее ведет из Праги Владимир Тольц. А в московской студии Свободы находится историк, исследователь частной жизни в России, автор монографии "Русский город в первой половине 19-го века" Александр Куприянов. Напомню, наша сегодняшняя тема - изучение истории объявлений о знакомствах. Поэтому и передача озаглавлена куском одного из них: "Ищу милого, великодушного, без вредных привычек".

- Александр Иванович, прежде всего я хотел бы , чтобы наши слушатели поняли, зачем, для чего мы с вами затеяли эту передачу.

Ну, хорошо, это же очевидно, что, сравнивая газетные объявления начала ХХ века и его конца, объявления на одну и ту же тему, в нашем случае - объявления о знакомствах и установлении отношений между полами - мы естественно и без труда обнаруживаем пресловутую "разницу во времени". Ну и что? Точно также - без труда - можно обнаружить ее, сравнивая, скажем, утюги, за этот век произведенные! Конечно, тема, в отличие от истории утюга, вечная и, кажется, более волнующая, но что нам может дать попытка прикосновения к ней через материал объявлений?

Чтобы разобраться с этим, позвольте начать с личного вопроса вам. Вот Вы - серьезный исследователь, историк, занимающийся совершенно другими сюжетами. Вместе с тем, со слов вашей почтеннейшей супруги я знаю, что вы давно уже собираете в газетах столетней давности и в новых упомянутые мною объявления, и супруга ваша - тоже историк - относиться к этому не как к блажи или к фривольному хобби, а видит в этом серьезное научное занятие.

Что вам лично дает такое "собирательство" и анализ собранного материала? Что он может дать для нашего понимания прошлого и настоящего?

Александр Куприянов:

Разумеется, четверть века назад для того, чтобы заняться подобными изысканиями, надо было быть или социологом или, откровенно говоря, очень большим чудаком, слишком большим оригиналом.

Но ситуация меняется. И если четверть века назад господствовали еще структуралистские представления об истории и в центре изучения оказывались глобальные социальные процессы, оказывалась борьба классов, то последние, скажем, пятнадцать лет ситуация кардинальным образом переменилась. Стало ясно, что для того, чтобы понять общество, в том числе и то, в котором мы живем, а так же общество, которое существовало когда-то и из которого мы все выросли, необходимо изучать не только историю экономики, историю политики, а так же и борьбу классов, которая тоже, безусловно, была в истории, но необходимо и понять, а как жили люди. И вот здесь существенную роль в мировой историографии сыграла история повседневности.

Наряду с историей повседневности одним из новых направлений конца 20-го века была история частной жизни. И вот в рамках истории частной жизни были сделаны любопытные наблюдения, скажем так, если не на уровне построения каких-то глобальных концепций, то, по крайней мере, для того, чтобы мы более объемно и вместе с тем более конкретно могли понять, а как, собственно говоря, развивалось общество, какие пути эволюции. И когда мы обращаемся к истории частной жизни, мы, прежде всего, пытаемся посмотреть на развитие личности. И одним из инструментов, который позволяет сделать исследования в этой области конкретными, предметными и вместе с тем фундированными, наряду, например, с такими источниками, как изучение дневников, записок, писем, является и обращение к объявлениям. У нас, кстати, обращение к объявлениям это пока очень экзотический жанр, хотя на самом деле достаточно много представлений именно о личности, о структуре ценностей, о картине мира, которая господствует в той или иной социальной среде, в том или ином обществе, можно получить благодаря вот таким вот именно своеобразным источникам. Собственно говоря, сейчас это не просто своеобразный источник, но это еще и массовый источник. И работа с таким массовым источником она, с одной стороны, позволяет получить стандартные, типичные, сериальные, если хотите, массовые представления. А с другой стороны, она позволяет поискать то новое, не стандартное, оригинальное, в каком-то смысле уникальное. Тот прорыв, который когда-то является таким не стандартным или, как принято говорить у специалистов, девиантным поведением, а затем такие примеры нестандартного поведения они оказывают влияние на других людей, и в свое время накапливаются количественные изменения, которые перерастают. И то, что раньше было отклоняющимся, девиантным поведением, со временем может становиться нормой.

Владимир Тольц:

- Ну, хорошо! Давайте приступим к делу. Когда вообще появляются первые брачные объявления и с чем это связано?

Александр Куприянов:

Родина брачных объявлений - Англия. Первые брачные объявления появились там в 17-м веке. С чем это связано? К концу 17-го века в Англии создалась значительная читательская аудитория. Ну вы представляете, если газета в середине 18-го выходит тиражом 10-15, даже 20 тысяч экземпляров, это свидетельствует о том, что уже есть читатели. Газета стала уже достаточно массовым явлением.

В России, как известно, это произошло несколько позже, на рубеже 18-19-го веков газета становится массовой и читабельной. Я говорю об относительной массовости, разумеется. Так вот, с чем это связано? С одной стороны, как я уже сказал, появилась эта самая читающая публика, а, с другой стороны, у людей всегда была потребность устроить свою личную жизнь, найти свое счастье. И сделать это по разным причинам было не всегда просто. И люди, которые пытались решить свои матримониальные проблемы, счастливо встретились с человеком, с издателем, который рискнул опубликовать эти объявления. Я думаю, что он был не меньшим революционером, чем классики марксизма-ленинизма.

Владимир Тольц:

Вот они, эти самые первые брачные объявления, опубликованные 19-го июля 1695-го года в сборнике Гоутона "Как улучшить хозяйство и торговлю":

"Джентльмен 30-ти лет от роду, объявляющий, что обладает значительным состоянием, желает жениться на молодой даме с состоянием приблизительно в 3000 фунтов и готов заключить на этот счет соответствующий контракт".

"Молодой человек, 25 лет, имеющий прибыльное дело, которому отец готов выделить 1000 фунтов, охотно вступил бы в брак, соответствующий его положению. Родители воспитали его в диссидентской вере, и он отличается трезвым поведением".

- А как издатель сам объяснил причины своего нововведения?

Александр Куприянов:

Я позволю себе привести его предуведомление для читателей: "Я решил анонсировать всевозможные вещи, если они непредосудительны. И между прочим, помещаю и следующие объявления, которые также не предосудительны и за которые мне хорошо платят".

Владимир Тольц:

В середине XVIII века брачные объявления вошли в моду едва ли не во всей Западной Европе.

А в начале XX-го в венских газетах, к примеру, можно было прочесть: " "Для немецкого князя, лет сорока, консервативных убеждений, ищут жену (может быть и крещенной еврейкой). Приданого требуется по меньшей мере два миллиона, десятая часть которых должна быть выдана на имя супруга в виде обеспечения, а также для погашения его обязательств..."

"Маркиз, австрийский аристократ, 40 лет, служащий в одном из австрийских государственных банков, солидный, симпатичный, здоровый, среднего роста, брюнет, пользующийся любовью и известностью, желает жениться на особе не старше 40 лет, симпатичной, с приданым в два миллиона гульденов (или 4 млн. марок, или 5 млн. франков). Вероисповедание и положение безразличны. Долгов нет. Непременное условие: в день свадьбы невеста передает ради обеспечения независимости жениха в его неограниченную собственность по крайней мере один миллион гульденов в виде движимых ценностей".

"Принца или джентльмена из старой аристократической семьи ищет в целях скорой женитьбы американка, лет 20 с лишним, круглая сирота, совершенно одинокая, с ежегодным доходом в 100 000 марок, видная, привлекательная внешность, любительница спорта и музыки".

"Офицер, аристократ по происхождению, тридцати с лишним лет, привлекательной наружности, хочет познакомиться с дамой в целях женитьбы. Требуется по меньшей мере состояние в 30 000. Вероисповедание безразлично..."

"Элегантная, красивая дама, статная фигура, в лучшем возрасте, из знатной семьи, разведенная без всякой с ее стороны вины, желает выйти замуж за состоятельного господина, готового вести элегантный образ жизни и быть для ее детей вторым отцом..."

"Ввиду преклонного возраста отец, тайно от всех родных, ищет для дочери, евангелического вероисповедания, 28 лет, приятной наружности, с хорошим образованием, знающей музыку и языки, также рукоделия, домовитой и скромной, благородного поведения и характера, жениха, университетски образованного молодого человека симпатичной наружности, высокого роста, с крепким здоровьем, солидным характером, приблизительно 30 лет, предпочтительно врача, юриста, высшего чиновника, преподавателя, аптекаря. (Вдовцы исключаются). При хорошем приданом ежегодно 5000 марок процентов с капитала в 100 000..."

Я вновь обращаюсь к изучающему историю подобных объявлений Александру Куприянову.

- Александр Иванович! Теперь давайте ближе к родным осинам... Россия: когда и где объявления о знакомствах появляются здесь?

Александр Куприянов:

Это еще более сложный вопрос. Я не могу сейчас так же назвать дату как в Англии, когда появились первые брачные объявления. Более того, объявления, которые появлялись, долгое время носили достаточно завуалированный характер, и поэтому достаточно сложно датировать первые брачные объявления. Но надо сказать, что первые брачные объявления, безусловно, в Российской империи появились в Прибалтике, в Балтийских губерниях. И это неслучайно, потому что там проживало много немцев, прежде всего протестантов. Отсюда и несколько отличающееся от российского мировосприятия и российских традиций отношение к частной жизни, отношение к браку. Потому что брак в известном смысле это сделка. И эти объявления неслучайно появились именно в Балтийских губерниях. Но надо сказать, что влияние, которое оказали эти объявления, проявилось опять же не в Москве и Петербурге, а оно проявилось так же в Балтийском регионе.

Владимир Тольц:

Из газеты "Рижский Вестник" за 1911-й год:

"Интеллигентная дама желает познакомиться с интеллигентным самостоятельным господином. Предложение под № 1722". "Барышня желает переписываться с образованным господином. Предложение адресовать в контору сей газеты код "Х.12345".

"Симпатичная барышня желает переписываться с богатым господином. Письма до 20 июня. Гл. Почтамт, до востребования предъявителю справки рижского адресного стола № 51655".

"Господин желает переписываться с девушкой, вполне обеспеченной материально (около 20 - 30 лет). Письма до 15 июня. Гл. Почтамт, до востребования, предъявителю почтовой расписки №1540".

"Молодая интеллигентная барышня желает поступить в компаньонки к одинокому богатому господину. Адрес: станция Рингмундсгоф, почтовое отделение до востребования А.Г."

"Молодой человек желает познакомиться с барышней от 25 до 35 лет. Необходимо иметь две тысячи рублей. Большая Московская № 110. Степан Шевяковой".

"Девушка, 12 - 14 лет, нужна на взморье. Бастионный бульвар, 9-а, кв.15".

По поводу последнего из приведенных объявлений, - обычного, на мой взгляд, тогдашнего объявления о найме прислуги,- Александр Куприянов делает неожиданный для меня комментарий.

Александр Куприянов:

Объявление, несомненно, имеет интимный характер. Отличается оно резко по своей форме от подобных объявлений. Например: "Требуется девочки в типографии..", "Нужна девочка 15-16-ти лет к ребенку...", "Нужна девочка (девушка) для комнатных услуг..." Все последние объявления, хотя и выдвигают на первый план возрастные и половые признаки, но читались современниками иначе. Ну, в нашем объявлении нет ни малейшего упоминания о характере труда. Далее, девочка, как и мальчик, на рынке труда в России в начале 20-го века это малоквалифицированная рабочая сила, не обладавшая профессиональными навыками или владевшая только азами профессии. Работодатель, указывая, что ему нужна девочка, говорил лишь о том, что предлагаемая работа не требует высокой квалификации, а потому и будет оплачиваться ниже, чем труд взрослой опытной работницы. Вот сама форма этого объявления - "нужна девушка 12-14-ти лет", оно ведь 12-14-летнюю девочку называет девушкой, что тоже очень показательно. Потому как барышня, если бы он ее назвал, подразумевала бы образовательный и социальный ценз, а девочка, как я уже отмечал, это чисто такой малоквалифицированный термин для объявления о найме рабочей силы. Что же касается девушки, то это интерпретировалось в тогдашнем обществе именно как половой признак. То есть, говоря научным языком, не как гендерная характеристика, а как именно сексуальная.

Владимир Тольц:

Сегодняшний выпуск озаглавлен "Ищу милого, великодушного, без вредных привычек" и посвящен изучению объявлений о знакомствах. С их исследователем Александром Куприяновым мы говорили уже о прибалтийских объявлениях начала 20 века. А вот что в то же примерно время публиковали в московских изданиях:
"Дама - вдова, 38 лет, говорит на трех языках, желает самостоятельно вести хозяйство, быть компаньонкой, согласна в отъезд. Таганка, п/о, до востребования, предъявителю квитанции "Московского листка" № 8697".

"Нужна девочка для комнатных услуг, желательно бы сиротку, лет 14, в маленькое семейство. От 9 часов утра до 12 часов дня. Страстной бульвар, дом Адельгейм, магазин № 14".

"Нужна молодая девушка для заведывания хозяйством в отъезд, 180 верст от Москвы. Предложение адресовать под № 180, р.к., почтовый ящик 316".

"Нужна в отъезд на лето молодая особа, компаньонка и по хозяйству, за приличное вознаграждение. Пречистенский бульвар, дом Филипповой, квартирант Чиж".

"Девушка желает получить место, согласна в отъезд. Пречистенка, лавка Чернышова, сообщить письменно".

"Нужна девушка 16 лет на дачу. Чистопрудный проезд, дом церкви Троицы, кв.20".

"Нужна в деревню особа средних лет, полька или немка, но только не рыжая, чтобы могла занять место хозяйки у холостого. Условия письменно.

Адрес: село Путятино, Рязанской губернии, Сапожковского уезда, управляющему земской аптекой".

Владимир Тольц:

Мой вопрос историку Александру Куприянову:

- Александр Иванович, тема установления контактов между представителями различных полов, между - если говорить в стиле нынешней политкорректности - людьми вообще, поистине универсальна, как, скажем, признанная лишь недавно универсальной для современности тема прав человека. (Причем, в отличие от последней, наша сегодняшняя тема универсальна для всех времен и народов). Но сейчас позвольте поинтересоваться, как в обсуждаемых нами объявлениях, прослеживаются национально-культурная специфика и различия этого плана?

Александр Куприянов:

Вот когда я говорил об объявлениях из "Рижского вестника", все-таки тут надо учитывать, что это была газета, издававшаяся на русском языке. В Риге выходили газеты, которые издавались на немецком, а так же и латышском языках. Но, естественно, более популярны были немецкие газеты, там раньше появились подобные объявления. Вот те объявления, которые были даны в "Рижском вестнике", они, очевидно, скорее всего, принадлежали русским или, как сейчас говорят, русскоязычным. Все-таки они существенно отличаются от тех объявлений, которые были опубликованы в московских и петербургских газетах. По крайней мере, таких откровенных объявлений о вступлении в брак, как правило, ни в Москве, ни в Питере никто не рискнул давать. Поэтому, что касается этой национальной специфики, я бы сказал, что определенный тренд уже был, а что касается сравнений такого характера не только в Российской империи, а в сравнении, скажем, с тем, что происходило в Европе, то объявления из венских и берлинских газет начала века как раз эту разницу делают весьма ощутимой. Там объявления были развернутые, объявления были более откровенные, более свободные. Здесь же все-таки, я имею в виду здесь в России, у нас, объявления носили часто такой характер, что надо было их читать очень внимательно.

Владимир Тольц:

Еще из столичных российских объявлений (на сей раз - в петроградской газете "Новое время" за 1916 год):
"Молодая барышня, высокая, стройная, с хорошим почерком, желает получить какое-либо место, пишущая машинка, знает русский и немецкий язык, служила продавцом, кассиром и в доме. Петроградская сторона, Широкая, 6, кв.22. А.А.Т."

"Требуется к одинокому отличная кухарка, умеющая готовить все блюда, обязательно грамотная, не старше 30 лет, с очень хорошими рекомендациями, жалованье на всем хозяйском от 20 руб. Являться к 7 часам вечера. Петроградская сторона, Большой проспект, д.83, кв.15".

"Интеллигентная особа желает получить место к одинокому по хозяйству".

"Вдова средних лет, лифляндка, ищет место к одиноким по хозяйству".

"Молоденькая дама желает быть компаньонкой. Жуковская, 7, кв.34".

"Молоденькая парижанка желает быть компаньонкой. Пантелеймоновская, 27-14, кв.30".

Владимир Тольц:

Хотя таких объявлений лет 80 назад в российской печати было довольно много, историк российской повседневности предостерегает нас от переоценки их социальной роли.

Александр Куприянов:

Как мы прекрасно знаем, в традиционном обществе браки, как правило, и заключаются без личного выбора вступающих в него участников, они и представляют собой, как правило, определенную сделку между родителями жениха и невесты, которые сами подыскивают партии для своих детей или делают это с помощью свахи. Хочу в этой связи привести одно объявление из "Московского листка" 1910-го года: "Сваха нужна. Тверская, Гленищевский переулок, дом 6, квартира Сорокина". Вот, это объявление 1910-го года. Оказывается, что сваха по-прежнему требовалась некоторым москвичам, так как сами они не могли найти подходящую партию. И это была в известном смысле и тогда проблема, и проблема и сегодня. Другое дело, что эти проблемы решаются по-разному.

Владимир Тольц:

Теперь давайте на материале России поговорим о нашей "разнице во времени". Что для вас - исследователя меняющейся во времени повседневности - здесь наиболее существенно? Вы ведь читаете и современные объявления о знакомствах, об установлении контактов между полами, и не только в газетах, теперь уже и в Интернете тоже.

Александр Куприянов:

Что же касается современной России, то, конечно, институт свахи он не умер, он трансформировался. Если раньше в России, пусть даже в начале 20-го века, организация знакомств была уделом одиночек, сегодня существуют многочисленные клубы знакомств, существуют издания, например, журнал "Знакомства". Но не они уже составляют основу, не они составляют то обширное поле, на котором сегодня люди интенсивно пытаются общаться. Новой свахой, свахой конца 20-го века в России, как и во всем мире, стал Интернет. "Всемирная паутина" и в России она, знаете ли, уже обрела существенную силу. Существуют десятки, наверняка уже многие десятки сайтов и даже серверов знакомств, где все желающие могут подать объявление в совершенно разные рубрики. Иногда на одном и том же сайте они могут подать одну и ту же анкету в разные рубрики. Например: "Ищу подругу", "Ищу женщину в целях вступления в интимное общение", и эта же анкета может находиться в рубрике "Ищу знакомства по переписке".

Владимир Тольц:

Кто они - эти компьютерные искатели друзей, партнеров, мужей и жен? Чего они хотят? - Вот лишь некоторые примеры интернетных объявлений:

"Алекса . День рождения 13-го сентября 1964-го года.

Город Екатеринбург

Цель знакомства серьезные отношения, переписка

По гороскопу Дева

Семейное положение Замужем

Цвет Глаз карие Цвет волос каштановый

Рост 168 Вес 72

О себе Веселая, с развитым чувством юмора, симпатичная (говорят), ласковая и упрямая. ищу Свободного от иллюзий, не лишенного чувства юмора, не требующего от меня того чего сам дать не в состоянии".

"Роман из Москвы. 30 лет.

Красивый обаятельный воспитанный стильный образованный заботливый щедрый спортивный веселый добрый сексуальный джентльмен будет рад знакомству с красивой стройной умной леди можно с ребенком".

"Маргарита из Москвы, 39 лет, служащая, с неполным высшим образованием, "средним материальным положением" и ребенком: "Хочу встретить порядочного мужчину для создания семьи". Требования к претенденту: возраст от 40 до 50, из привычек: "нет" алкоголю и наркотикам".

"Юрист из Москвы, 35 лет, Овен, увлекающийся спортом и книгами: "Хотел бы познакомиться с сексуальной, не глупой, хрупкой девушкой, с крупным бюстом от 4 размера и выше для серьезных и не очень отношений". Возрастной, ростовой и весовой диапазон весьма широк: от 16 до 40, Рост от 155 до 170, Вес от 40 до 60".

"Коринна из Франкфурта, 29 лет, бисексуалка: "Я ищу девушку бисексуалку или лесбиянку. От 16 до 30 для серьезных отношений. Писать по-английски или по-немецки. Прошу мужчин не беспокоить".

"Москвич Дима, 24 лет: "Познакомлюсь с молодой девушкой. Желательно 15 - 25 лет, 165 - 180 см, стройного телосложения, без вредных привычек. Если Вы не против, то для оперативной связи пришлите мне пожалуйста Ваши фото ( в полный рост и портрет ) и номер телефона: я обязательно позвоню !"

"Ольга, 28 лет, с высшим образованием, из Одинцова.
"Хотелось бы познакомиться с порядочным мужчиной, самостоятельным, образованным, с хорошим чувством юмора и желательно свободным".


Владимир Тольц:

Настолько я заметил, большинство помещающих в Интернете объявлений, не декларируют серьезных марьяжных намерений. О желании вступить в брак пишут всерьез чаще люди старше 30-ти.
"Женщина, с высшим образованием, мать двоих детей, разведена. Познакомлюсь с обеспеченным мужчиной от 35 для серьезных отношений, желательно с перспективой выезда на ПМЖ в Европу".

"Дмитрий, москвич 37-ми лет, разведен, образование высшее: "Моя мечта - построить семью, где все чувствовали бы себя свободно, где царила бы атмосфера нежности, искренности, взаимопонимания и заботы друг о друге".

"Вдова из Бердянска, 53 года: "Я веселая, уравновешенная. Мое хобби мой дом, люблю создавать уют в доме. В свободное время люблю с хорошей компанией отдохнуть на природе. Занимаюсь спортом, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме. Подробнее о себе напишу при переписке. Хочу встретить умного, доброго, нежного и решительного мужчину, который стремится обрести свое счастье в семье".

Владимир Тольц:

Анализируя одну из страничек брачных объявлений, Александр Куприянов говорит.

Александр Куприянов:

Там всего к моменту празднования Пасхи значилось 64 анкеты девушек и примерно в четыре раза больше анкет мужчин. Надо сказать, что меня больше всего поразило вот какое обстоятельство - если у мужчин из Москвы и Петербурга, 72% всех подавших анкету живут в этих городах, то среди женских объявлений 48% всех подавших свои анкеты из Москвы и Питера, остальные дамы из российских крупных городов, из Дальнего и Ближнего зарубежья, а так же из малых городов в России, на Украине и в Белоруссии. Более того, вот эти женщины из маленьких городков они уже в такой степени овладели Интернетом, что даже не просто подали объявление, но и обзавелись персональной страничкой, они, естественно, имеют электронный адрес и как раз прежде всего они стремятся не просто подыскать себе возможного мужа, а прежде всего наладить какое-то общение, которого им, безусловно, не хватает у себя в своем родном городе. При этом, даже если это объявление носит откровенно брачный характер, они порой указывают и номер телефона, я уже не говорю о том, что помещают свои фотографии. Знаете, показатель открытости - это когда человек не просто указывает свой контактный телефон, не абонентный ящик, как происходило в России в начале 20-го века, а люди указывают открыто свои данные, где их можно найти в Интернете. И второе обстоятельство, когда они помещают свою фотографию в Интернете. Правда, таких людей, конечно, меньше половины, но цифры переваливают за 40%, как правило, на всех сайтах и серверах знакомств, которые я видел. Это как раз свидетельствует о том, как много изменилось.

Владимир Тольц:

За всеми этими текстами объявлений, которые вы исследуете, живые конкретные люди с их судьбами, заботами, личными особенностями, обстоятельствами. Вот что на основании исследуемого вами материала можно сказать о них? Почему они прибегают к столь все же необычному еще способу установления контакта? И может быть, вы можете ответить на этот вопрос: как складываются их судьбы дальше?

Александр Куприянов:

Тяжелый вопрос, особенно вторая его часть - как складываются их судьбы дальше. Думаю, что складываются судьбы по-разному. Но я бы не стал преувеличивать эффективность знакомств. Почему? Потому что многие анкеты висят очень долго и если зайти на некоторые серверы, то можно обнаружить анкеты, так скажем, и годовой давности, которые не удаляются, а ведь можно удалить анкету, но анкета продолжает работать. И вот люди, несмотря на, казалось бы, неограниченные возможности "всемирной паутины", все-таки не могут обрести себя, я имею в виду, обрести себя через поиск своей половины. Что же касается того, почему эти люди подают объявления. Здесь спектр причин очень разный, конечно, широкий спектр, мотивы очень разнообразные. Причем, я бы сказал, что объявления о знакомствах иногда можно встретить и от, скажем так, людей, состоящих в браке, и не просто они хотят как-то поменять партнеров, а иногда им просто не хватает общения. Поэтому, когда мы говорим о том, какие мотивы, тут они достаточно разнообразные. Одни не могут найти себе сексуального партнера обычным путем, они как бы стесняются, а Интернет это вещь такая, вроде как никакая, не надо подходить к девушке, заполнил на себя анкету, а можно еще и указать, какой ты замечательный, глядишь, она тебе отправит письмо или войдет с тобой в персональный чат, ты с ней можешь быстро обменяться сообщениями. После этого завязывается какое-то знакомство, дальше общение или становится интенсивным или оно как бы сразу прекращается, когда люди не вступают в такой прямой непосредственный контакт. Потому что проблемы, вы знаете, они, конечно, у многих людей существуют, проблемы, связанные прежде всего с некоммуникабельностью субъективного характера. Но ведь наряду с этим существует и другая сторона. Многие люди они, скажем так, работают в коллективах, где или находятся одни мужчины или одни женщины, и как бы поблизости, если они работают, скажем, восемь часов, у них достаточно ограниченная сфера общения. Если они не занимаются каким-нибудь лыжным спортом, кстати, тут тоже спорный вопрос, потому что на лыжные курорты часто приезжают или компаниями или парами, то возникает проблема, как познакомиться, где и с кем. Потому что все-таки сегодняшнее общество оно объективно толкает людей к тому, что "паутина" для многих становится редкой возможностью найти себе собеседника.

Владимир Тольц:

В нашей передаче мы сопоставили материалы, разделенные между собой вековой и более дистанцией. И в заключение у меня такой вопрос, что вам - исследователю меняющейся повседневности - дает такое сопоставление? К каким выводам вы приходите?

Александр Куприянов:

Сейчас, в конце 20-го начале 21-го века, люди уже перестали оглядываться и думать, что скажет княгиня Марья Алексеевна. Их интересует прежде всего собственное мироощущение, они хотят быть счастливы и пытаются добиться этого счастья без оглядки на то, что о них подумают их соседи или сослуживцы на работе. Это уже свидетельствует о том, насколько изменилась, если не структура личности, то изменилась сама личность, изменилось ее мировидение, изменилось мироощущение, изменилась шкала жизненных ценностей. Эта эволюция особенно заметна по сравнению с теми объявлениями, которые публиковались одновременно на Западе и в России в начале 20-го века. То есть нынешние объявления в Интернете, если вы посмотрите, как мне представляется, на Западе они мало чем будут отличаться от российских объявлений. Здесь та же открытость, тот же примат интересов личности, интересов частной жизни.

XS
SM
MD
LG