Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Стамбуле Елена Солнцева. Полина Ольденбург: Кинематограф Турции переживает подъем. В этом году в число претендентов на премию "Оскар" в номинации «Лучший иностранный фильм года» вошел турецкий кинофильм "Душевная рана". Елена Солнцева: Неожиданно ставший столь популярным фильм турецкого режисера Явуза Тургула вышел на экраны в прошлом году. В центре сюжета - семейная драма. Престарелый Назым, который работает шофером в Стамбуле, встречает певицу по имени Дюнья. Неожиданно у них оказывается много общего. Назым предлагает женщине защиту от ее мужа, который преследует певицу и силой заставляет вернуться в лоно семьи. Беседую о фильме с кинокритиком Мехмедом Арджаном. Мехмед Арджан: Это нежный и трогательный фильм о взаимоотношениях людей. Вместе с официальной Турцией, которая стремится в Евросоюз, простые люди медленно, но верно поворачиваются в сторону Европы. Европейские ценности вступают в противоречие с исламской моралью. Елена Солнцева: Какие темы интересуют сегодня турецких кинематографистов? Мехмед Арджан: По-прежнему актуальна тема семьи. У молодежи изменился взгляд на вопросы морали. Турки стали ездить по свету, общаться с людьми из других стран, вступать в браки с иностранцами Впервые в картинах появилась тема развода, которая считалась постыдной. Елена Солнцева: Сколько фильмов снимается в год? Мехмед Арджан: В год снимают не более десяти картин. Все фильмы частного производства. Кинотеатры тоже частные. В Турции любят кино. На премьерах - полные залы зрителей. Елена Солнцева: Первые кинотеатры открылись в Турции в начале 90-х годов прошлого века. Через шесть лет в стране приступили к производству национального кино. Турецкие «братья Люмьеры» - Кемаль и Шакир Седен - вложили собственные деньги в производство первых турецких фильмов. Любопытно, что один из настоящих братьев Люмьер - Промио - в 1896 году побывал в Стамбуле и снял несколько короткометражных сюжетов об этом городе. А в начале 20-х классик российского кино Сергей Юткевич читал лекции о кинематографе в только что открывшемся Институте кино Турции. Первую национальную киностудию назвали в честь отца-основателя республики Кемаля Ататюрка. В начале 20-х киностудия «Кемаль-фильм» выпускала по одному фильму в год. Вскоре киностудии стали расти как грибы после дождя. В 70-х годах десять турецких киностудий выпускали более двухсот фильмов в год. Турция стала второй после Индии страной по количеству снятых фильмов. Основная кинопродукция тех лет - коммерческие боевики и сентиментальные мелодрамы о несчастной любви. Сюжеты фильмов заимствовали из популярных американских и европейских фильмов. В 60-е взошла звезда одной из самых легендарных актрис турецкого кинематографа - Тюркан Шорай. Ей одинаково хорошо удавались и трагические и комедийные роли. Один из самых популярных фильмов с участием актрисы - комедия «Какая сладкая », снятая в конце 60-х годов. В своих недавно опубликованных мемуарах Тюркан Шорай рассказала, что родилась в бедной крестьянской семье и никогда не ожидала, что станет известной актрисой. В СССР актриса стала известна после выхода советско-турецкого фильма «Любовь моя, печаль моя», снятого по роману Назыма Хикмета, в котором сыграла главную роль Мехмен Ману. На наших экранах турецкие фильмы появлялись редко. Как ни странно, но именно турецкий фильм «Королек - птичка певчая» по одноименному роману Решада Нури Гюнтикина стал одним из первых зарубежных телесериалов, покоривших сердца советских зрителей. Главную героиню фильма учительницу Фериде сыграла еще одна популярная турецкая актриса - Айдан Шенер. В последние годы турецкие фильмы неоднократно становились призерами международных фестивалей. Два года назад фильм молодого турецкого режиссера Фатиха Акына «Головой об стену» завоевал Золотого берлинского медведя. В 1981 году еще один турецкий фильм «Дорога» получил Золотую Пальмовую ветвь в Каннах. Режиссер фильма - Йылмаз Гюней более трети своей жизни провел в эмиграции и ссылках. Съемками фильма «Дорога» о турецких заключенных он руководил из тюремных застенков. Гюней умер в парижской больнице от рака и похоронен на знаменитом кладбище французских революционеров Пер-Ла-шез. Его фильм, по мнению турецких властей, пропагандирующий марксизм и экстремизм, до сих пор запрещен в Турции.
Популярное
1
Умение сказать "нет". Ярослав Шимов – о юбилее Уинстона Черчилля
2"Без доказательств. Без свидетельств". Рассказ российского хирурга
3Приглашение на бал. Артемий Троицкий – о вечеринке Артура Брауна
4Печататься в России? Александр Генис – о писателях и цензуре
5Убитая сложность. Андрей Архангельский – о пророчестве Дондурея
6ATACMS по Курску, диверсии по Европе