Дмитрий Волчек: Человек недели Радио Свобода – южноафриканский режиссер Марк Дорнфорд-Мей. Его фильм «Кармен из Кхаэлиши» получил главный приз завершающегося в Берлине кинофестиваля. Марк Дорнфорд-Мей родился в Великобритании в 1955-м году, основал несколько театральных трупп в Бристоле, его постановки шли на сценах театров Великобритании, других европейских стран, а также Канады и США. В 2000-м году он переехал в ЮАР, где основал школу драматического искусства «Димфо Ди Копане». «Кармен из Кхаэлиши» - дебют Марка Дорнфорда-Мея в кинематографе. Человека недели представляет кинокритик Андрей Плахов. Андрей Плахов: Фильм-опера Марка Дорнфорда-Мея «Кармен из Кхаэлиши» стал одним из ярких событий Берлинского фестиваля. Хотя мало кто предполагал, что именно ему достанется «Золотой медведь» в ситуации, когда в конкурсе соперничали фильмы таких признанных мастеров арт-кино как Александр Сокуров и Цай Минь-Лян. Однако именно «Кармен» доставила больше всего удовольствия берлинской публике, несколько уставшей и от политики, и от высокого искусства. Впрочем, фильм имеет отношение и к тому, и к другому. Сюжет Мериме и Бизе полностью деконструирован, насыщен неожиданным юмором, что не лишает его первородного трагизма. Но главная придумка – этот архетипический сюжет перенесен в современный южноафриканский город, полный социальных турбуленций, и с огромным темпераментом разыгран певцами-актерами на языке аборигенов. В роли Кармен Полин Мейлфейн, черная Афродита в кроссовках и майке, которая буквально трещит на ее могучей груди. Публика Берлинале встречала актрису овациями. «Кармен» именно тот фильм, который оправдал так называемый «фокус на Африку», объявленный организаторами фестиваля и поначалу показавшийся искусственной затеей. Марк Дорнфорд-Мей проработал в театре четверть века, сначала в Англии, в таких классических коллективах как «Олдвик», потом во Франции, Австралии. В последние годы он выбрал местом своей деятельности Южную Африку, которая очаровала его энергией и артистизмом, своеобразными голосами, художественным складом местного населения. Режиссер создал там театральную компанию, специализирующуюся на лирических музыкальных спектаклях и привлек в нее много дарований из среды аборигенов. Он добился успеха благодаря нескольким постановкам, среди которых «Кармен». Потом возникла идея перенести оперный спектакль в кино. Причем Марк Дорнфорд-Мей отнесся к этому процессу очень серьезно и неформально. Режиссер сделал акцент на аутентичности среды и массовки, которая буквально живет и дышит на экране. Он собрал толпу местных жителей, которые чрезвычайно гордились тем, что им доверили разыграть сюжет знаменитой европейской оперы. Этот энтузиазм безошибочно чувствуется в картине. Бесспорно, ее появление - симптом усиления этнического компонента в современном кинематографе и свидетельство большого потенциала африканского кино. Не афроамериканского, которое уже внесло свой вклад в развитие музыкальной и кинематографической культуры, а именно африканского.
Популярное
1
Как расселить барак? Сергей Чернышов – о разумном сепаратизме
2Ложные стереотипы. Иван Беляев – о противостоянии в Грузии
3Обыденное беззаконие. Ника Черникова – о приметах времени
4"Все стили рождаются в нищете". Кинотеатр Артура Аристакисяна
5Настоящие скрепы. Андрей Мальгин – о разрушении цивилизации
6Не прекратить, а остановить. Юрий Ярым-Агаев – о мире и перемирии