Ссылки для упрощенного доступа

Книга, серьезно уточняющая портрет нацистского режима, вышла в Германии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер.

Андрей Шарый: Накануне 60-летия окончания Второй мировой войны в Германии выходит книга, серьезно уточняющая портрет нацистского режима. Появление одной из таких книг - работы известного немецкого историка Гетца Али - по Второй государственной телевизионной программе CDF предвещало жаркие дебаты. Разговор о книге "Народное государство Гитлера" в обществе не возник, хотя на телевидении спорили довольно жарко. Почему? Рассказывает наш корреспондент.

Юрий Векслер: Слишком простой, примитивной и страшной оказывается, согласно изложению историка, правда о счастливой жизни при Гитлере. Немцы как потребители награбленного имущества, как извлекающие пользу из массового уничтожения людей, из рабского труда согнанной со всей Европы рабочей силы - такими немцев еще никто не рисовал. В чем новизна подхода историка? Послушаем его самого.

Гетц Али: Я, пожалуй, первый из историков, кто вывел в центр внимания хозяйственное состояние национал-социалистической Германии. И невозможно при таком взгляде не заметить, если взглянуть на цифры, насколько Третий рейх погряз в долгах, и долги эти могли только увеличиваться. Долгами и необходимостью их платить можно во многом объяснить откуда шла эта непрекращающаяся политика агрессии и неспособность нацистского руководства к компромиссу и уступкам. Несомненно, что 75 процентов того, что немцы требовали с оккупированных стран как контрибуцию, было нужно только для погашения дефицита бюджета, и это ничего, абсолютно ничего не имело общего с самими затратами на содержание оккупационных войск.

Юрий Векслер: Следуя выводам историка Гетца Али, Гитлер подкупал свой народ. Так материально хорошо, как немцы жили во время войны, они не жили никогда. Разнообразные льготы, прибавки к пенсиям и так далее - отсюда законопослушность граждан Третьего рейха. Историк приводит для сравнения цифры: сотни тысяч сотрудников Штази, следившие за 17 миллионами граждан ГДР, - и всего несколько тысяч сотрудников гестапо и СД на всю гитлеровскую Германию.

Подкуп народных масс нацистами начался с ариизации и распределения отобранной у немецких евреев собственности, а также с законодательных актов. В 1934 году были введены пособия на ребенка и налоговые льготы супружеским парам, с 1936 по 1939 год было произведено удвоение налога на промышленные объединения. Но этих мер было недостаточно для стабильности, и за неделю до начала Второй мировой войны в Германии была введена карточная система, идеально функционировавшая и обеспечивавшая граждан основными продуктами почти до самого конца войны. Во время самой войны была продолжена политика поддержки семьи. Семьи призванных в армию получали специальные пособия - они были вдвое больше, чем такие же пособия в Англии и США. Семьи получали от 73 до 85 процентов заработка мужчины до ухода в армию. Сами мужчины были в армии на полном довольствии и при этом получали жалование. До войны большинство немецких семейных хозяйств считали каждую марку, война сделала их зажиточными. Выплаты на детей и семью в целом увеличились с 1939 по 1945 год в три раза.

Все это нужно было финансировать. При ведении войны принято повышать налоги, но бедный средний класс населения гитлеровской Германии миновала эта участь, только косвенно скромные налоги на сигареты и пиво затрагивали массы населения. Эти налоги покрывали, однако, мизерную часть военных расходов. Нацисты прибегали к жестоким мерам и внутри страны, им сошло с рук введение высокого налогообложения доходов от недвижимости. Такие меры повышали популярность нацистов в народных массах. Гитлер и его режим создавали иллюзию, что война не стоит государству денег, это удавалось делать потому, что 70 процентов военных расходов через финансовые манипуляции и контрибуции ложились бременем на бюджеты оккупированных стран. Принудительные работы в Германии оплачивались на 15-40 процентов ниже соответствующей работы немецких граждан. Но этого было мало, 70 процентов заработка пригнанные в Германию иностранцы отдавали государству в виде налогов.

О поведении немцев на войне историк говорит.

Гетц Али: Это было объединение ничем не сдерживаемых разбойников, которые без зазрения совести каждый на своем социальном уровне грабили. Интеллектуалы добывали книги, пластинки, картины и отправляли их в Германию, а простые солдаты из сел посылали на родину одежду и обувь. Во всем этом участвовало множество немцев под девизом из пьесы Брехта: сначала - жратва, мораль потом.

Юрий Векслер: Главный вывод историка во многом объясняет заговор молчания вокруг недавно вышедшей его книги "Народное государство Гитлера".

Гетц Али: Более чем две трети немецкого военного бюджета оплачено оккупированными европейскими странами, преследовавшимися народами и принудительными работами иностранцев в Германии. Если бы это потребовалось возместить, да еще с общепринятыми процентами, с 1944-45 годов, то мы должны были бы уменьшить вдвое наши сегодняшние зарплаты и пенсии.

Юрий Векслер: Итак, по мнению немецкого историка Гетца Али, не террор нацистов и не их идеология делали немцев сторонниками режима, а главным образом бесперебойное снабжение продовольствием. Праздничной жизни во время войны в Германии не помешала и капитуляция в Сталинграде. В этот день страна как раз отмечала 10-летие новой любимой власти. Али приводит фразу, сказанную в этот день Гитлером Борману: "Лучше всего было бы, если бы мы смогли сегодня объявить об увеличении нормы мяса на 50 граммов в неделю. Но в данный момент это нереально, так как мы только месяц назад увеличивали рацион к Рождеству".

XS
SM
MD
LG