Ссылки для упрощенного доступа

Агрессивность водителей в городах-мегаполисах


Программу ведет Олег Винокуров. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Михаил Фролов, Сергей Хазов.

Олег Винокуров: В Москве водитель легкового автомобиля забил до смерти шофера грузовика за то, что тот пытался обогнать его на шоссе. Агрессивность водителей в городах-мегаполисах уже не первый раз становится причиной гибели людей.

Михаил Фролов: В час-пик в пробке на Волгоградском проспекте в Москве сошлись два автомобиля - "ЗИЛ-130" и "Газель". "ЗИЛом" управлял 44-летний Алексей Иванов, "Газелью" - Виктор Баранецкий, он на 20 лет моложе. По словам Юрия Басова, прокурора Лефортовской межрайонной прокуратуры, причиной для драки послужили неудачные маневры на дороге.

Юрий Басов: На дороге возник конфликт, не связанный с дорожно-транспортным происшествием. Кто-то кого-то подрезал, кто-то кого-то обгонял, в результате чего напротив дома 32 по Волгоградскому проспекту две машины остановились, водители вышли. Между ними сначала возникла ссора словесная, на повышенных тонах начали разговаривать, и она тут же по инициативе водителя автомашины "Газель" переросла в драку. С учетом того, что Виктор Баранецкий, водитель автомашины "Газель", на 20 лет младше, физически крепче, быстрее, сноровистее, естественно, он оказался гораздо сильнее пострадавшего. Водитель автомашины "ЗИЛ" получил закрытую черепно-мозговую травму и скончался через несколько минут.

Михаил Фролов: Сразу после драки Баранецкий сел в машину и уехал. Очевидцы избиения сообщили в милицию номер "Газели", вызвали "скорую", но медикам оставалось лишь констатировать смерть потерпевшего. В городе ввели план "Перехват", и спустя несколько минут подозреваемого задержали. Прокурор Юрий Басов говорит, что сам Баранецкий был в шоке, когда узнал, что он убил человека, причем сделал это голыми руками.

Юрий Басов: Он был крайне удивлен тому, что пострадавший умер, хотя он оставил его в достаточно тяжелом состоянии. Там была достаточно большая лужа крови, человек практически потом не двигался, но он сел в машину и уехал.

Михаил Фролов: Ссоры между участниками движения нередко приходят к умышленным убийствам. В конце марта в районе 25-го километра трассы Москва - Дон на мосту произошло ДТП с участием автомобилей "ВАЗ-21099" и джипом серебристого цвета. Хозяин "Жигулей" со своим другом попытались затеять драку с мужчинами, находившимися в иномарке, когда один из них достал автомат Калашникова и открыл огонь. Владелец "ВАЗа" был убит на месте, его пассажир получил тяжелые ранения и был госпитализирован. Убийц задержали по горячим следам.

В мае прошлого года в Москве между участниками дорожно-транспортного происшествия произошла драка, в результате которой получил ножевое ранение сотрудник милиции, находящийся за рулем одной из машин.

А в мае 2003 года на севере Москвы, на пересечении Ленинградского шоссе и Московской кольцевой автодороги владельцы автомобилей "Шкода" и "Мерседес" остановились, потому что один из водителей подрезал другого. Спор завершился тем, что владелец "Шкоды" расстрелял оппонента". Подозреваемого также арестовали по горячим следам.

Олег Винокуров: В последнее время увечилось количество случаенв на дороге, когда у водителей просто не выдерживают нервы и они - кто с кулаками, кто с ножом, а кто и с автоматом - бросаются на обидчика. С чем связана такая агрессивность российских водителей? Наш коллега Михаил Фролов попытался выяснить это у психолога Ивана Рыбкина.

Иван Рыбкин: С психологической точки зрения, скорее всего это свидетельствует о том, что мужчина продолжает рассматривать транспортное средство как способ доказать, кто круче. Вот если для женщины дорожное средство, как они мне сами много раз говорят, вынужденное средство передвижения, то у мужчин транспортное средство остается средством выяснения между собой отношений на дороге. Более характерно, когда какая-то крутая машина и совсем старенький "Жигуленок", и люди выскакивают и начинать палить, - такой бандитский случай более характерен для отношений на дороге. А вот то, что у вас, мне кажется, это вымещение друг на друге комплекса неполноценности.

Михаил Фролов: Вы думаете, что конфликт провоцируют оба участника движения?

Иван Рыбкин: Абсолютно. Потому что оба заряжены на существование этого конфликта, и если одна сторона стремится избежать этого конфликта, она предпринимает определенные шаги, чтобы уйти от него. В этих ситуациях если конфликт бывает, то он минимизируется за счет того, что одна сторона начинает понимать, что для того, чтобы просто выжить в этой ситуации и не быть побитым, надо какие-то шаги предпринимать навстречу. Иногда кролик становится львом в этой ситуации.

Михаил Фролов: Агрессия водителей по отношению к пешеходам с чем связана, по-вашему?

Иван Рыбкин: Это вторая часть проблемы. Я много раз замечал, что, когда сажусь за руль, начинают мешать пешеходы. Они начинают действовать вне правил дорожного движения – ведь именно с этим возникает агрессия. То есть пешеходы начинают перебегать дорогу в тех местах, где не положено, пешеходы начинают быть помехой на дороге, при и так сложном дорожном движении в Москве, которое все время норовит выскочить из правил. Это все поведение человека в стрессовой ситуации. Об этом очень многие люди забывают, когда садятся за руль, что дорога - это стресс, постоянный, реальный, и надо уметь себя вести в стрессовых ситуациях. А очень многие люди не выдерживают.

Посмотрите, что происходит в Москве: как только жара или сложные климатические условия, количество агрессивных действий возрастает. Усложняются и так достаточно напряженные условия движения, они усложняются в климатическом плане, и все равно человеческий организм ищет разрядку. Он ищет разрядку или в каких-то безумных гонках, которые очень часто заканчиваются плохо, или он ищет разрядку в том, чтобы выругаться на человека, который тебя подрезал, потому что много водителей в Москве ездят странно, мягко говоря. Или эта потребность в разрядке выражается в том, что кто-то, кто считает себя круче других, - в частности, может быть, в физической силе или, может быть, просто на крутой машине едет - он подрезает другую машину, останавливает ее, выходит и честно "прикладывается" к другому человеку.

Олег Винокуров: Среди самарских автолюбителей все более популярным становится спортивно-агрессивный стиль вождения автомобиля.

Сергей Хазов: Личный автомобиль, по данным статистики, есть в каждой пятой самарской семье. Вопреки стереотипу, автомобиль перестает быть для горожанина только средством передвижения. Сегодня среди молодых самарских автолюбителей появилось новое увлечение - гонки по улицам города на машинах с форсированными двигателями. В кустарных мастерских серийным «девяткам» и «десяткам» повышают мощность, оснащают спортивным глушителем и мощными фарами. Каждый вечер на улицы Самары выезжает до полусотни любителей ночных гонок. За июнь и июль в Самаре произошло почти два десятка дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых стали водители машин с форсированными двигателями. Рассказывает Вячеслав Чернов.

Вячеслав Чернов: Еду около ТЭЦ, стоит водитель, пьяный. Вежливым надо быть на дорогах, правила соблюдать. Ну, особенно тем, кто права купили, ездить практически не умеют. Правила не соблюдают. Пешеходов не пропускают. Только на деньги наказывать. В Тольятти пешеходов пропускают. Там одно время за это очень сильно наказывали, и люди привыкли, что пешеходов надо пропускать. Здесь такого нет. Да от человека все зависит. Как вот можно сказать, - как уважают люди друг друга, также и водители. Такие же люди, как и все.

Сергей Хазов: Сотрудники ГАИ отмечают, что любители ночных гонок по городу не только создают близкие к ДТП ситуации, но и нарушают общественный порядок, поскольку шум форсированных машин с двигателями, не оборудованными глушителями, будит самарцев по ночам. Самарские автолюбители, в отличие от сотрудников ГАИ, поддерживают любителей ночных гонок по городским улицам. Гонки на самарских улицах происходят и днем. Их устраивают водители такси. «Очень часто водители такси не включают сигнал поворота, проскакивают перекресток на красный свет и не держат дистанцию», - поделилась Елена Воронцова.

Елена Воронцова: Бывает - едешь, кто-нибудь кого-нибудь подрезает. Они там начинают ругаться матом. Бывает такое. Обычно, трамвайная линия где, стоят - должны пропускать, но не пропускают. Бывает и такое - торопятся куда-нибудь, слишком наглые водители.

Сергей Хазов: Как искоренить лихачество среди самарских водителей? Мнение Елены Воронцовой.

Елена Воронцова: Штрафовала, может быть, за это. За то, что не пропускают пешеходов, не уважают. Тогда, может быть, будет полный порядок на дорогах.

Сергей Хазов: Чтобы остановить спортивный пыл водителей, превращающих дороги в гоночную трассу, самарская Госавтоинспекция планирует уже осенью устроить конкурс на самого аккуратного и внимательного водителя, стиль вождения которого отличает не агрессивность, а вежливость к другим участникам движения.

XS
SM
MD
LG