Ссылки для упрощенного доступа

«Тайная семья» Миттерана


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Семен Мирский.

Андрей Шарый: "Тайная семья" - так называется появившаяся на прилавках парижских книжных магазинов книга, которой наверняка суждено стать бестселлером. Это история любви, продлившейся несколько десятилетий, - связи бывшего президента Франции Франсуа Миттерана с Анной Пинжо, матерью его внебрачной дочери Мазарин. Миттеран - единственный президент-социалист времен Пятой Французской республики, занимал пост главы государства с 1981 по 1995 год. Скончался он годом позже. Все это время у Миттерана была вторая, тайная семья, и Франция об этом практически ничего не знала.

А что Франция узнает об этом сейчас? Наш корреспондент познакомился с новой книгой.

Семен Мирский: Ее написали две журналистки. И начиналось это так. Идиллическая картинка, лето 1961 года, купальный курорт Осегор на Атлантическом побережье Франции, вблизи знаменитого своими белыми песками Белого пляжа. Франсуа Миттеран, деятель Социалистической партии и политический противник генерала де Голля, знакомится в гольф-клубе с представителем местной провинциальной знати, своим ровесником по имени Пьер Пинжо. Пьеру льстит это знакомство, и он приглашает Миттерана на ужин. За ужином за столом семейство Пинжо: Пьер, его жена Тереза и их 18-летняя дочь Анна. Она и стоит в центре повествования.

Послушаем фрагмент из книги.

Диктор: Анна не могла не заметить, что гость ее родителей то и дело бросает на нее украдкой взгляд. Она его слушает, запоминает имена писателей, о которых говорит гость, столь сильно отличающийся от крупных предпринимателей, привычных участников обычных ужинов в доме ее родителей. Этот весьма начитанный гость наделен шармом, он скорее всего, пожалуй, романтик в душе. Франсуа Миттеран время от времени обращается с вопросом к Анне. Она, нисколько не робея, отвечает, рассказывает гостю о своей любви к живописи. Анне 18 лет, Миттерану - 45. Мать Анны, Тереза, обращается к гостю: "Анна собирается осенью этого года переехать в Париж и поступить на искусствоведческий факультет. Мы мало кого знаем в столице. Скажите, дорогой Франсуа, вы могли бы взять нашу Анну под свое крылышко?" "Дорогая Тереза, - отвечает Миттеран, - вы можете полностью на меня положиться".

Андрей Шарый: В то время, когда Франсуа Миттеран был президентом Франции, насколько широко было известно, что у него фактически две семьи?

Семен Мирский: Это было известно весьма узкому кругу людей. И Франсуа Миттеран, уже президент, делал все, буквально все для того, чтобы известие о его параллельной, если угодно, семье не вышли за пределы узкого круга приближенных лиц. И все люди, которых он считал достойными того, чтобы быть посвященными в тайну, принадлежали к отдельной категории. Все же остальные, которых он считал хоть и посвященными, но не слишком надежными, были включены в список лиц, телефоны которых прослушивались в нарушение всех существующих во Франции законов. С этой целью при Елисейском дворце была создана специальная оперативная группа во главе с майором спецназа Кристианом Пруто. Среди людей, чьи телефоны прослушивались, были писатели из числа старых знакомых Миттерана, а также журналисты.

Но Франсуа Миттеран посвящал массу времени и много энергии не только хранению в глубокой тайне факта его связи с Анной Пинжо и его внебрачного ребенка, девочки по имени Мазарин. Он старался быть также хорошим отцом. Послушаем еще одну цитату из книги "Тайная семья".

Диктор: Франсуа Миттеран у кроватки маленькой Мазарин берет книгу в красном переплете и читает ей истории графини де Сегюр. Мазарин жадно впитывает каждое слово. А утром Миттеран играет с ней в прятки, подражает пыхтению паровоза к великой радости ребенка. Когда Мазарин исполнилось 3 года, Миттеран взял ее с собой в Пантеон и показал могилы великих людей: Жана Жореса, Вольтера и Виктора Гюго. Когда девочке исполнилось 6 лет, он взял ее с собой в Иерусалим. Потом они вместе взобрались на гору Синай и осмотрели монастырь святой Екатерины. Но чаще всего Франсуа Миттеран ездил со своей дочерью в Венецию.

Андрей Шарый: Даниэль Миттеран при жизни своего супруга знала о существовании у него второй семьи?

Семен Мирский: Она знала все практически с конца 60-х годов. Мазарин родилась в 1974 году. Даниэль Миттеран знала, но она не хотела, чтобы знала общественность. И в этом смысле тайна, которой окружил всю эту историю Франсуа Миттеран, в общем и целом отвечала интересам законной жены Миттерана, Даниэль, связь которой с мужем была уже очень многие годы весьма приблизительной, и об этом, кстати, знала вся Франция.

Андрей Шарый: Франция, с одной стороны, может быть, в нашем только представлении - это страна достаточно продвинутых представлений о семейной и внесемейной жизни. С другой стороны, все-таки это страна глубоких католических традиций. Какие-то выводы могут быть сделаны из этого всего?

Семен Мирский: Выводы, Андрей, уже в общем и целом сделаны, причем еще при жизни Миттерана. Миттеран всегда был известен как человек очень сложный, наделенный массой противоречий. Недаром в коридорах власти за ним закрепились две клички. Одна - "Флорентинец" - кличка, подразумевавшая в Миттеране последователя великого Макиавелли. А также еще одна - "Византиец" - из-за страсти Миттерана к сложным, так называемым византийским политическим интригам. Прошлое Миттерана, кстати, вовсе не противоречит этим, если угодно, не слишком лестным кличкам. В годы немецкой оккупации Миттеран был адвокатом при коллаборационистском правительстве Виши. В то же время тогда еще молодой Миттеран поддерживал связь с движением сопротивления.

Нарисовать однозначный портрет этого человека невозможно. Остается лишь согласиться с мнением, гласящим, что масштабы личности человека можно вывести из масштабов противоречий, эту личность отличающих. Так что в этом смысле Франсуа Миттеран был действительно личностью незаурядной.

Андрей Шарый: Добавлю, что на похоронах Франсуа Миттерана в январе 1996 года присутствовали и его жена Даниэль, и его подруга Анна Пинжо, и его внебрачная дочь Мазарин.

XS
SM
MD
LG