Ссылки для упрощенного доступа

Американские эксперты не опасаются повторения французских событий в Соединенных Штатах


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Олег Винокуров: В США, как и во всем мире, внимательно следят за бунтом французской мусульманской молодежи. Американские эксперты не опасаются повторения французских событий в Соединенных Штатах, поскольку здесь у эмигрантов-мусульман гораздо больше возможностей интегрироваться в общество, чем в Европе, считают они.

Ян Рунов, Нью-Йорк: Хотя американские арабы и мусульмане почувствовали на себе неприязнь определенной части населения Соединенных Штатов после терактов 11 сентября 2001 года, они все же никогда не были исключенными из американского общества, как это происходит с арабами и мусульманами во Франции. Так, во всяком случае, утверждает Ивонна Хадат, профессор истории ислама в Джорджтаунском университете в Вашингтоне.

Ивонна Хадат: Ситуация совершенно различная. В Соединенных Штатах мусульмане рассеяны и экономически, и политически интегрированы. В Америке есть очень богатые мусульмане, средний американский мусульманин имеет доход выше, чем средний американский немусульманин, и высшему образованию в американо-мусульманской семье придается большее значение, чем средней американской семье. В американском общества работа или отсутствие работы у мусульман никак не связано с их национальным происхождением или религией.

Эмигранты-мусульмане в большинстве быстро американизируются, сохраняя свою этническую культуру и веру, потому что Америка гораздо более толерантна к национальным традициям. Во Франции же, чтобы стать французом, надо отказаться от своего прошлого. Другое дело, что в Америке сейчас в связи с особыми мерами по обеспечению безопасности американские граждане арабского происхождения испытывают определенные социальные неудобства. Чтобы мусульманское население Америки не почувствовало себя в этой ситуации изгоями, президент Буш постоянно напоминает, что война идет не против ислама, а против террористов. Не случайно даже в самые напряженные моменты обострения отношений с некоторыми мусульманскими странами, вроде Ирана или Сирии, в Соединенных Штатах не было демонстраций мусульман, вызванных какими-либо притеснениями. Подозрительность таможенников и полиции по отношению к некоторым лицам арабского происхождения вызвана опасностью терактов, а не проявлением расизма, которое можно обнаружить во Франции и в некоторых других европейских странах.

Ян Рунов: Профессор Хадат, американка ливанского происхождения, подчеркивает, что во Франции мусульмане находятся на обочине общества, в Соединенных Штатах этого нет.

Мусульман в Соединенных Штатах около 7 миллионов. Это не только эмигранты из арабских и мусульманских стран, но и значительная по количеству группа афроамериканцев, принявших ислам. Американские мусульмане составляют чуть более двух процентов населения. Таковы данные исламского общественного совета со слов его директора по связям с прессой Эдины Ликоик. "Опыт американских и европейских мусульман несравним, - говорит она. - Американские мусульмане практически не изолированы в обществе и это при том, что американская внешняя политика намного менее проарабская, чем политика Франции".

Американский эксперт Джеймс Зогби, президент Арабо-американского института, считает, что вернее сравнивать бунт французских мусульман с расовыми беспорядками 60-х годов или волнениями афроамериканцев в Лос-Анджелесе в результате избиения полицией афроамериканца Родни Кинга. В обоих случаях мы имеем дело с низшими слоями общества, малоимущими, малообразованными обитателями гетто, где десятилетиями накапливалось недовольство своим положением, в котором они видели социальную несправедливость. Франция и другие европейские страны гораздо теснее связывают национальную идентификацию с этническим происхождением, чем Америка, которая создана эмигрантами и остается страной эмигрантов.

Джеймс Зогби утверждает, что когда американские мусульмане недовольны политикой своего правительства, они выражают это недовольство как граждане Америки, в рамках американских законов.

Профессор Джорджтаунского университета Ивонна Хадат считает, что в Европе есть внешние приметы равноправия, на самом деле далекие от реальной абсорбции. Она обращает внимание на такой социально-политический феномен, как представительство мусульман в парламентах Америки и Европы.

Ивонна Хадат: Почти во всех западноевропейских странах есть депутаты парламента - мусульмане. В Голландии, например, 10 процентов законодателей мусульмане, 10 депутатов из 100. Мусульмане заседают в парламентах Великобритании, Франции, но в Соединенных Штатах ни одного. Есть один сенатор арабского происхождения Джон Сенуну и два конгрессмена, но все они не из мусульманских, а из христианских семей. В то же время в Америке у мусульман гораздо больше возможностей благодаря большей открытости американского общества. В худшем положении нелегальные эмигранты. Если, скажем, он был учителем в Пакистане, то сейчас водит такси в Нью-Йорке. Но это типично для любого нелегального эмигранта, будь он русским, сикхом или нигерийцем, - все они тяжело работают, чтобы их дети смогли учиться в университете. Они знают, что в Америке могут подняться по социальной лестнице.

Ян Рунов: Эта мысль Ивонны Хадат находит немало подтверждений и у других американских экспертов. Газета "Уолт-стрит джорнал" опубликовала статью научного сотрудника фонда "Новая Америка", автора книги "Город. Глобальная история" Джоэла Коткина. В этой статье под названием "Наши эмигранты, их эмигранты" автор дает сравнительный анализ положения эмигрантов в Соединенных Штатах и в Западной Европе.

С 70-х годов Америка открыла 57 миллионов новых рабочих мест, тогда как Европа за тот же период времени всего 4 миллиона, в основном в государственном секторе. Из-за отсутствия перспектив молодые европейцы (не только мусульмане), имеющие образование и специальность, эмигрируют в Соединенные Штаты. Сейчас в Америке насчитывается 400 тысяч эмигрантов из Европы с высшим образованием в области точных наук, только один из семи намерен вернуться в свою страну.

В 90-х годах эмиграция из Европы в Соединенные Штаты увеличилась на 16 процентов, а за последние три года количество рожденных в Европе, в том числе в бывшем Советском Союзе и бывшей Югославии, эмигрантов возросло до 700 тысяч. В Нью-Йорке, например, эмигранты - наиболее образованная часть населения. В бизнесе эмигранты гораздо агрессивнее и добиваются больших успехов, чем рожденные в Америке. Прежде всего это относится к эмигрантам из мусульманских стран, из стран бывшего Советского Союза, из Индии, Израиля, Южной Кореи, Тайваня. Непропорционально большой процент из них влились в средний класс и живут в богатых пригородах. В отличие от Франции, американские пригороды ассоциируются с наиболее зажиточными и преуспевающими слоями населения.

В отличие от эмигрантов и даже им потомков во Франции, мусульмане в Америке видят, что могут добиться процветания не бунтом, а работой.

XS
SM
MD
LG