Ссылки для упрощенного доступа

Чеченских боевиков не могут сосчитать


Боевики в Чечне не поддаются регистрации. Даже временной
Боевики в Чечне не поддаются регистрации. Даже временной

Рамзан Кадыров, исполняющий обязанности главы правительства Чечни, заявил в среду, что на территории республики действуют от 150 до 250 боевиков. Слова Кадырова приводит агентство РИА «Новости». Эта цифра существенно расходится с той, которую накануне озвучил командующий временной оперативной группировкой органов и подразделений МВД РФ на Северном Кавказе генерал-лейтенант Олег Хотин. Выступая на коллегии МВД Чечни, российский генерал привел другие данные – против федералов воюют примерно 730 боевиков.


Численность так называемых незаконных вооруженных формирований в Чечне – один из самых загадочных пунктов в статистике чеченского конфликта, особенно последней его стадии. Еще 29 февраля 2000 года, через три недели после взятия Грозного, командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Геннадий Трошев объявил: контртеррористическая операция в Чечне завершена. А через четыре дня министр обороны Игорь Сергеев привел первые данные о численности ушедших в горы боевиков: 2-2,5 тысячи. Если учесть, что к началу второй чеченской войны, по данным Генштаба, полевым командирам удалось поставить под ружье 22 тысячи человек, указанное Сергеевым число действительно подтверждало успехи федеральных сил.


Однако уже через год ситуация изменилась. В апреле 2001 года директор ФСБ Николай Патрушев, выступая на «Эхе Москвы», заявил, что, по его сведениям, боевиков в Чечне около 5 тысяч. При этом он, правда, дал понять: опасаться нужно не всех. Из общего количества вооруженных сепаратистов только 1,5 тысячи – непримиримые.


Тем не менее в Москве о завершении контртеррористической операции стали говорить осторожнее. Только спустя еще год в послании Федеральному собранию президент Путин объявил о завершении военной стадии контртеррористической операции.


А число 1500 с легкой руки г-на Патрушева стало магическим. В марте 2002 года заместитель начальника Генштаба Юрий Балуевский, совершая поездку в Вашингтон и говоря о численности боевиков, назвал именно эти цифры. Несмотря на то, что из Чечни регулярно приходили сведения об уничтоженных и сдавшихся в плен сепаратистах, в сентябре 2005 года полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак ссылается на те же данные – в республике действуют 1,5 тысячи боевиков. Полпред применил к ним тот же термин, что и глава ФСБ четырьмя годами раньше – «непримиримые».


В то же время официальные власти Чечни всегда старались называть более безобидные цифры, когда говорили о противостоящих им «бандформированиях». За месяц до выступления Дмитрия Козака председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов на пресс-конференции в Интерфаксе огласил «штатное», как он выразился, количество боевиков: «Где-то 800-1000 человек». А Рамзан Кадыров уже давно смотрит на эту математику гораздо проще. Еще в 2004-м году на брифинге в Грозном он назвал следующие цифры: в подчинении Масхадова «примерно 20-25 боевиков, у Басаева – до 100 бандитов». Тогда же он заявил, что для большинства боевиков наступают последнее лето и зима.


XS
SM
MD
LG