Ссылки для упрощенного доступа

Секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани сегодня прилетел в Москву для переговоров с секретарем Совета Безопасности России Игорем Ивановым




Андрей Шароградский: Секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани сегодня прилетел в Москву для переговоров с секретарем Совета Безопасности России Игорем Ивановым. Несмотря на стандартные официальные сообщения о том, что на встрече будут рассмотрены актуальные вопросы сотрудничества двух стран, для наблюдателей очевидно, что главная тема беседы - это так называемое иранское ядерное досье. Тему продолжит мой коллега Александр Гостев.


Александр Гостев: Визит Али Лариджани в Москву стал ответом на поездку Игоря Иванова в Тегеран в ноябре прошлого года, когда Россия впервые предложила обогащать топливо для иранской ядерной энергетики на своей территории. Осуществление этого проекта могло бы, по мнению России, снизить напряженность вокруг ядерной программы Ирана. По предварительным договоренностям, окончательное решение должно быть принято на переговорах в Москве в середине февраля. Напомню, что на 2 февраля в Вене, после заявления Ирана о возобновлении исследований в ядерной области, намечено экстренное совещание Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В преддверии этого события Тегеран, по словам Лариджани, хочет предварительно еще раз обговорить с Москвой право Ирана на обогащение урана.


США и Евросоюз по-прежнему обвиняют Иран в попытках разработать ядерное оружие, и настаивают на передаче иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН для возможного введения санкций. Президент США Джордж Буш, выступая накануне в Канзасе, заявил



Джордж Буш: Я глубоко озабочен проблемой Ирана точно также как и очень многие. Меня пугает, когда Иран, в лице своего президента, публично заявляет о желании стереть государство Израиль с лица земли. Израиль - наш союзник. Безопасность Израиля входит в перечень наших приоритетов и останется приоритетом в будущем. Меня беспокоит стремление недемократического государства к созданию ядерного оружия. Нельзя допустить, чтобы кто-либо шантажировал этим оружием весь мир.


Используются все возможные дипломатические методы. Так называемая "европейская тройка" (Франция, Германия и Великобритания) делают все от них зависящее, чтобы донести до представителей Ирана наши пожелания. А именно: мы ждем, что вы начнете придерживаться общепринятых международных норм.


Следующим логическим шагом, если Иран не прислушается к требованиям мирового сообщества, будет передача вопроса на рассмотрение Совета Безопасности ООН.



Александр Гостев: До сих пор планы США в отношении Ирана тормозит наряду с Россией Китай, второй постоянный член Совета Безопасности, утверждающий, что с Ираном можно достичь компромиссного решения. Вот что заявил сегодня официальный представитель внешнеполитического ведомства Китая Кон Куань.



Кон Куань: Мы все еще считает, что дипломатические усилия являются наиболее эффективным средством решения проблемы. Мы верим, что все стороны продемонстрируют сдержанность, и с должным терпением постараются создать необходимые условия для того, чтобы Иран согласился вновь сесть за стол переговоров.



Александр Гостев: Ближайшие соседи Ирана - Египет и Саудовская Аравия, обладающие политическим влиянием не только среди мусульманских стран, но и в целом среди мирового сообщества, - также высказывают серьезную озабоченность. Как заявил в интервью Радио Свобода старший аналитик Центра политических и стратегических исследований в Каире Мухаммад Абдель Салям, желание избежать нового широкомасштабного конфликта в регионе подталкивает их к действиям.



Мухаммад Абдель Салям: И Саудовская Аравия, и Египет чувствуют себя достаточно напуганными. Им не нужен очередной военный конфликт у себя под боком. Если мировые державы решат все-таки передать иранский вопрос на обсуждение Совета Безопасности, они их поддержат.



Александр Гостев: Примерно такое же мнение в интервью Радио Свобода высказал и старший научный сотрудник Исследовательского центра стран Персидского заливав Дубае Мустафа Алани.



Мустафа Алани: Все мы так беспокоимся из-за ядерной программы Ирана, поскольку твердо уверены, что она направлена на дестабилизацию обстановки, направлена, чтобы запугать все страны на Ближнем и Среднем Востоке. Лидеры мусульманских стран полагают, что действия Ирана можно объяснить лишь стремлением стать единственной доминирующей державой в регионе.



Александр Гостев: Насколько оправданы опасения, что Иран находится в нескольких шагах от создания собственной атомной бомбы? По мнению ряда российских ученых, высказанным на сегодняшней пресс-конференции в Москве, удержать под контролем распространение ядерных технологий военного назначения практически невозможно. Наличие в любой стране хотя бы одной мирной атомной станции, ускоряет в несколько раз создание ядерного оружия. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Олег Кусов: Любая страна, имеющая на своей территории атомную электростанцию, в состоянии создать атомную бомбу. Таково мнение российских ученых, работающих над ядерной энергетической технологией. Говорит доктор технических наук, профессор Игорь Остряцов.



Игорь Остряцов: Без ядерной энергетике решение энергетических проблем человечества в XXI веке невозможно. Причем, термоядерная энергетика здесь не причем, поскольку (я не буду подробно этот вопрос освещать) я представляю, что реальное время ее использования - это примерно лет 100-150 не ранее, хотя международная общественность сегодня выделила очень большие финансы на работу в этой области.


Второй тезис связан с тем, что каждая суверенная страна с целью защиты энергетической безопасности, создания энергетической безопасности своего населения имеет право и обязана развивать атомную энергетику.


Третий тезис связан с тем, что если какая-либо страна имеет на своей территории, это однозначно сопряжено с тем, что эта страна может создать бомбу. Пример - скандал 1974 года. Когда Индия под контролем МАГАТЭ, имея реактор Кондю, сделала такую бомбу. Получается, что в развивающихся странах станции нельзя строить по той причине, что они могут сделать бомбу, это нарушает проблему распространения ядерного оружия, а развитые страны не строят у себя, поскольку они не могут закрыть станцию, поскольку принятый сегодня регламент - это минимум 100 лет хранилища. Кроме того, создание долговременных хранилищ практически провалилось.



Олег Кусов: Иран имеет право разрабатывать свои энергетические программы, считает член Совета Федерации Хусейн Чеченов. Однако контролировать эту страну необходимо.



Хусейн Чеченов: Действительно, сегодня Иран - это 70-миллионная страна с древней историей, высокой цивилизацией. Она не может не думать о своих энергетических проблемах. Это ее право, безусловно. Когда говорят, что это непременно кончится ядерным оружием, это не факт. Решается совершенно ясно энергетическая проблема. Ведь сегодня строятся ядерные станции и в Китае, и в других странах, то есть решается необходимая задача обеспечения своего населения тем, что необходимо уже сегодня. Поэтому увязывать это непременно с тем, что это кончится ядерным оружием, наверное, не так. Но принципиальная возможность такая имеется. Потому что сама технология сегодня позволяет такую возможность иметь. Поэтому здесь вопрос уже контроля. Насколько я понимаю, на уровне средств массовой информации (другой информации нет), такая проблема гарантированного контроля существует. О ней могут договориться.


Если ситуация выйдет на то, что никто ни о чем не договорится, то я об этой возможности, как и все вы, не хотел бы говорить. Это самый негативный вариант. Я думаю, что вполне достаточно разума и осторожности у всех сторон, чтобы по этому негативному пути не идти. Достаточно в мире уже зла. Извините, мир уже лежит во зле сейчас, можно уже так говорить. Чтобы еще один очаг его плодить, вряд ли это целесообразно. Мне кажется, что договоренности будут достигнуты.




XS
SM
MD
LG