Ссылки для упрощенного доступа

«Закрыть общественную организацию можно за пять минут»


Печально известный Басманный суд может «прославиться» снова
Печально известный Басманный суд может «прославиться» снова

Министерство юстиции требует закрыть Российский исследовательский центр по правам человека, одно из крупнейших правозащитных объединений России. Власти утверждают, что организация несколько лет не предоставляла информацию о своей деятельности.


Как сообщила Радио Свобода директор центра Любовь Виноградова, она получила повестку из Басманного суда с приглашением явиться на судебное заседание 27 февраля, связанное с ликвидацией организации. «Причем Федеральная регистрационная служба (уполномоченный орган Минюста – РС) пишет, что предлагает решить этот вопрос в их отсутствие, а если не явится и ответчик, то есть мы, то они просят рассмотреть суд это дело в заочном порядке, - говорит правозащитница. - То есть вообще можно в отсутствие [представителей] организации, эффективно работающей, известной, реально существующей, решить ее судьбу за пять минут».


Претензии властей состоят в том, что в течение нескольких лет РИЦПЧ не предоставлял сведений о своей деятельности. Любовь Виноградова эти утверждения опровергает: «Я являюсь директором центра с ноября 2004 года и могу подтвердить, что за это время мы сведения регулярно предоставляли, о чем у меня имеются подтверждения в виде уведомлений о вручении соответствующих писем, направленных в минюст Российской Федерации». Относительно отчетности более раннего периода наша собеседница не столь уверена: «Что касается того, что было до меня, то мы только вчера получили повестку из суда, поэтому у нас пока не было возможности поднять старые документы и проверить. Весьма вероятно, что в какой-то год мы не посылали такие документы». При этом наша собеседница подчеркивает, что подходить к общественной организации столь же строго, как, например, к коммерческой фирме, несправедливо: «Это все-таки особые структуры. Действительно, иногда мы соблюдаем не все правила очень жестко, мы больше следим за содержательной стороной своей работы нежели за соблюдением каких-то юридических формальностей. Если окажется, что в какой-то год мы такую информацию не предоставляли, мы, естественно, принесем свои извинения, признаем себя в этом виновными и так далее. Но я еще раз говорю, что за прошлый год… Я буквально вчера держала в руках эту бумагу, у меня есть это уведомление о вручении соответствующих документов минюсту».


Любовь Виноградова не связывает подачу заявления в суд против ее организации с недавним шпионским скандалом. Иск подан еще 16 декабря, то есть еще до того, как телеканал «Россия» показал оперативную съемку ФСБ, которая, по утверждению авторов сюжета, свидетельствует о противоправной деятельности сотрудников британской дипмиссии в Москве и причастности этих сотрудников к финансированию общественных объединений.


При этом наша собеседница не сомневается, что давление на Центр «идет в русле общей кампании по ужесточению контроля за деятельностью неправительственных организаций и усиления различных ограничений».


Сам Центр по правам человека не фигурировал в «черном списке», показанном по государственному телевидению. Но в нем значилась, например, Московская Хельсинкская группа, которая входит в структуры центра.


РИЦПЧ работает с 1992 года, координируя деятельность таких известных правозащитных структур, как Хельсинкская группа, Союз комитетов солдатских матерей России, фонд «Право матери» (он отстаивает права родителей, потерявших своих детей в армии), Центр содействия реформе уголовного правосудия, Независимая психиатрическая ассоциация России.


XS
SM
MD
LG