Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Александр Гостев: В Челябинском танковом училище вскрылись новые факты неуставных отношений. Расследование этих дел, самым громким из которых стало дело об издевательстве над солдатом Андреем Сычевым, взял под личный контроль главком Сухопутных войск Алексей Маслов. Дело о жестоком избиении Андрея Сычева взяли под контроль и депутаты Госдумы. Фракция ЛДПР предложила даже устроить над виновными показательный судебный процесс. А председатель Комитета "Солдатских матерей России" Валентина Мельникова называла это происшествие лишь одним из десятков тысяч преступлений, каждый день совершающихся в российской армии. Над этой темой сегодня работала Любовь Чижова.
Любовь Чижова: Рядовой Андрей Сычев, которому ампутировали обе ноги, находится в одной из челябинских больниц. Его состояние врачи называют стабильно тяжелым. По делу Андрея Сычева задержаны 3 офицера Челябинского танкового училища и четверо солдат и сержантов. В ходе расследования вскрылись новые факты неуставных отношений в училище.
Сегодня депутаты Госдумы России обсудили происшествие в Челябинском танковом училище и взяли его под свой контроль. Рассказывает мой коллега Михаил Саленков.
Михаил Саленков: Происшествие в Челябинском танковом училище стало одной из главных тем на обсуждении в Государственной Думе. Несколько депутатов потребовали, чтобы в парламент пришли Главный военный прокурор России и министр обороны. Говорит независимый депутат Госдумы Светлана Горячева.
Светлана Горячева: Нельзя эти факты дедовщины Челябинской области оставлять без внимания. Нам нужно приглашать в рамках ли правительственного часа, либо по-другому Главного военного прокурора. Потому что о неуставных отношениях, о нарушениях прав в армии нам нужно глубоко разбираться с этой проблемой. Это важно. Вот мужчины говорят, что женщинам это неважно - они будут отправлять детей в армию. А я говорю как женщина - нет, каждая подумает, стоит ли своего сына отдавать туда, если там ноги перебивают.
Михаил Саленков: Предложение Владимира Рыжкова сегодня же вызвать в Думу министра обороны депутаты не поддержали, но поручили профильному думскому комитету взять ситуацию в Челябинске под свой контроль. Несколько парламентариев также высказались за публичный, открытый процесс по данному делу. Говорит лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Владимир Жириновский: Нужно немедленно было разжаловать в рядовые начальника училища, устроить открытый процесс над этим сержантом, дать ему максимальный срок - 15-20 лет. Потому что такие увечья! Парень без ног и без половых органов! Три часа избивал его! Нужно быть зверем. Сообщить, где он родился этот сержант, чтобы весь город знал, какого выродка, ублюдка они воспитали. Нужен показательный процесс, чтобы все сержанты, прапорщики и старослужащие знали, что любой случай должен выявляться и пресекать это сразу, чтобы не было этого. Наши парни должны служить, защищать страну, а не быть жертвой старослужащих.
Михаил Саленков: Коллега Жириновского по фракции депутат Митрофанов объяснил причину, почему на его взгляд подобное происшествие стало возможно в современной российской армии.
Алексей Митрофанов: Действительно, факт позорнейший, но не надо опять начинать кампанию по уничтожению армии. Армия гниет оттого, что нет дела. Она сидит в казармах, бухает и дерется. Поставьте задачу. Американцы воюют каждые три года - то Югославия, то Афганистан, то Ирак. Они тренируют армию. Она в тонусе у них, потому что есть боевые задачи. А здесь нет боевых задач. Чечня - это заваруха.
Михаил Саленков: Глава думского Комитета по обороне Виктор Заварзин добавил, что по факту происшедшего в Челябинском танковом училище готовится расширенное заседание комитета при участии Главного военного прокурора. Заварзин также пообещал, что «контроль за расследованием обстоятельств случившегося будет жестким».
Любовь Чижова: О деле Андрея Сычева россияне узнали благодаря деятельности российского Комитета "Солдатских матерей". Именно туда позвонили врачи Челябинской больницы, когда к ним доставили искалеченного солдата. Сейчас комитет поддерживает тесную связь с мамой Андрея Сычева и оказывает ей необходимую помощь - как моральную, так и юридическую. Вот что говорит о деле Андрея Сычева секретарь Союза Комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова.
Валентина Мельникова: К сожалению, случай трагический, который произошел в челябинском гарнизоне, это один из десятков тысяч трагических случаев, которые происходят ежегодно. Доходит до сведения прокуратуры, журналистов, Комитетов "Солдатских матерей", наверное, процентов 30. Остальное - это скрытая преступность. Это система, которая порождена рабским состоянием солдат и недостойным положением офицеров в войсках. Сколько таких нераскрытых вещей?
В истории с этим мальчиком есть несколько подлостей, совершенных людьми, обязанными, во-первых, офицерами и дежурными прапорщиками, предотвратить такие истории. Это просто чудовищное изуверство. У нас были всякие истории - и массовые изнасилования, и изуверские побои, и всякое приковывание наручниками, но такая страшная трагедия, она, конечно, впервые. Во-вторых, мерзавцы медики и мерзавцы командиры, которые увидели парня после этого истязания. Вы все знаете, что синдром сдавливания требует моментальной помощи в течение первых часов. Тогда можно избежать отравления, можно избежать некроза. Эти сволочи держали его несколько дней, думая, что им удастся скрыть.
Врачи инкогнито, анонимно позвонили в ассоциацию "Солдатских матерей". Наша челябинская организация несколько раз разговаривала с прокурором гарнизона. На прокуратуру было оказано чудовищное давление со стороны командования училища и командования Приволжско-Уральского округа. Мы звонили в Москве в Управление танковых войск и говорили, что у них происходит. Они не сообщили в Главную военную прокуратуру. Только после того, как ассоциация еще раз позвонила в прокуратуру, я разговаривала с Главной военной прокуратурой, дело было взято под контроль из Москвы. И вот сейчас все эти борзые комиссии, которые туда поехали, они поехали для того, чтобы давить там на военных прокуроров, давить на следствие.
Я желаю здоровья нашему Главному военному прокурору Александру Николаевичу Савенкову. Я желаю, чтобы он выдержал это безобразное, это мерзкое давление.
Любовь Чижова: Это была секретарь Союза Комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова.