Главная военная прокуратура завершает разработку законопроекта о введении в Вооруженных силах России института военных священников. О своем интересе к духовному окормлению единоверцев, проходящих службу в армии и на флоте, ранее заявляли и первые лица российского мусульманства.
По словам имама так называемой Исторической мечети Москвы Рамиля Садекова, опыт работы с военнослужащими российской армии у Духовного управления мусульман Европейской части России (мечеть находится в ее юрисдикции) большой. Имамов сегодня часто можно встретить в воинских частях. Рамиль Садеков считает, что в воинских частях священники могли бы присутствовать и на постоянной основе. Но такая форма работы для духовного управления пока невозможна из-за проблем организационного и финансового порядка:
«Обычно это ( приглашение имама в часть – РС) бывает перед присягой или же какие-то у командования части возникают проблемы с военнослужащими-мусульманами и они пытаются решить эти конфликты и вызывают священнослужителей, имамов мечетей, людей, которые проводят беседы. Я лично занимался этим. Если делать, чтобы был священник в воинской части постоянно, то здесь нужны большие средства. Наверное, у РПЦ это есть. Но чтобы мусульмане поставили имама в каждую воинскую часть, это для нас кадровая проблема, наверное. В серьезных, больших частях мы готовы этим заниматься».
Мусульмане настороженно относятся к частым визитам православных священников в воинские части, расположенные на территории Чечни. Нередко после этого российские военные начинают вкладывать в свою службу особый религиозный смысл.
«Проблема эта связана с перегибами в решениях православной церкви, это личная инициатива, как я понял. Может быть, инициатива командования, все-таки солдаты едут в “горячую точку”, это всегда связано с опасностью для жизни и потерей жизни, в таких ситуациях необходим священник, конечно же. Но все-таки конфликт происходит на территории Российской Федерации, и воины получают напутствие против тех же российских граждан, пусть другого вероисповедания. Наверное, необходимо присутствие мусульман, может быть и раввинов, это вопрос религиозного совета. Но преобладание в этих решениях инициативы православной церкви явно присутствует.
Была конфликтная ситуация, когда в одной воинской части было очень много мусульман и руководство части пыталось их как бы поставить на место - кто-то служил в “горячих точках” или не знал религии - и были некорректные высказывания в отношении ислама, корана и это вызвало бунт в воинской части, она была просто расформирована».
Имам Рамиль Садеков считает, что многие проблемные вопросы могут быть решены, если армейское командование и мусульманские священнослужители будут контактировать более регулярно.