Евгений Валерьянович Самойлов был энциклопедией театральной и кино- жизни для нескольких поколений людей. Он работал с Леонидом Вивьеном, Василием Меркурьевым, Всеволодом Мейерхольдом, Игорем Ильинским, Александром Довженко, Иваном Пырьевым, Любовью Орловой, Мариной Ладыниной. Он видел на сцене Остужева, учился у Тарханова, Щукина и Рубена Симонова. Он был одним из последних, кто связывал нас с эпохой великих. Он сам был великим, а еще благородным, безумно красивым, «положительным», как и большинство его героев. А еще он был тружеником. Трудно припомнить имя актера, который бы в 90 лет еще снимался в телефильмах и до последнего дня выходил на сцену театра. Да, Самойлов прожил достойнейшую жизнь. Да, только за последние годы он получил «Золотую маску» и «Золотого Орла». Да, он умер в 93 года, дай Бог всякому, но с его уходом почти не стало примеров для подражания.
Не так давно я имела честь разговаривать с Евгением Самойловым о фильме «В шесть часов вечера после войны». Рассуждения артиста касаются не только этой ленты и кино вообще, они — о чести профессиональной жизни: «Сам сценарий, может быть, покажется на сегодняшний день несколько наивным, но он сделал свое дело. В период Отечественной войны, когда война уже заканчивалась, он сделал свое доброе дело. А раз он сделал доброе дело, значит, это хорошо. Это все сделано душевно и искренно. Этот фактор и является самым главным. Потому что в искусстве нужно работать искренне, душой. Если душа передает на экран все то, что ты чувствуешь и переживаешь, то это является залогом того, что этот фильм должен иметь успех. Каждый из нас, как всякий художник, как всякий актер вне зависимости от тех обстоятельств, в которых ты находишься в жизни, ты должен отдавать свое мастерство, талант. Это твоя обязанность вне зависимости оттого, сыт ты, голоден ли ты, но ты должен работать. Это твоя профессия».
Прощайте, дорогой наш актер, и простите нас.