Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.
Арслан Саидов: Государственная Дума России сегодня на пленарном заседании приняла в третьем окончательном чтении Закон о рекламе. Новый документ, в частности, ужесточает требования к так называемым "зонтичным брендам", когда, к примеру, под видом питьевой воды рекламируется водка. Вводится также статья, направленная на защиту несовершеннолетних, не допускается реклама в учебниках и школьных тетрадях.
Из нижней палаты парламента передает наш корреспондент.
Карэн Агамиров: Статья 5-ая принятого Закона о рекламе предупреждает о том, что она должна быть добросовестной и достоверной. Среди критериев недобросовестности - некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями, если реклама порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента. В рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации и - вот что особенно важно - демонстрация процесса курения и употребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Так что "толстяка" и его теплую компанию мы на голубом экране больше не увидим. Важное новшество: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования.
Новым законом запрещено также размещение рекламы в учебниках общего образования, в школьных дневниках и тетрадях. Отдельная статья посвящена защите несовершеннолетних. В ней, в частности, записано: "В рекламе не допускается формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром". Это очень важная норма. Пока что сплошь и рядом мы видим обратное, вспомним хотя бы уже набившее оскомину "Ты лучше" или рекламу мобильных телефонов, обладание которыми открывает зеленому юнцу дорогу в высший свет.
Депутаты учли также нарастающее раздражение людей постоянным прерыванием рекламой телепередач и указали в Законе о рекламе, в частности, на то, что каждое прерывание рекламой художественных фильмов не должно превышать 4 минут. Многие эксперты, однако, считают, что и это много.
Значительный интерес вызывает принятие во втором чтении федерального Закона о противодействии терроризму. Следует обратить внимание радиослушателей на следующие нормы. Согласно статье 3-ей, к террористической деятельности законодатель относит теперь - внимание! - информационное пособничество, а также пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности, либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. То есть фактически публикация интервью с представителем террористической организации может, согласно этой норме, рассматриваться как террористическая деятельность. А может быть, даже просто использование литературы террористического толка также будет считаться терроризмом?
Законодатель допускает возможность применения Вооруженных сил в борьбе с терроризмом, они могут использоваться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения теракта либо захваченных террористами, пресечения терактов во внутренних водах и территориальных водах Российской Федерации, а также для пресечения международной террористической деятельности за пределами России. Статья 11-ая закона устанавливаем правовой режим контртеррористической операции. Ее срок - к неудовольствию, например, депутата Сергея Бабурина - не определен.
И вот еще норма, статья 16-ая "Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции", пункт 2 установил: "При ведении переговоров с террористами не должно рассматриваться выдвигаемые ими политические требования". Однако хорошо известно, что террористы в основном выдвигают именно такие требования. Статья 13-ая закрепила, что руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение. Однако в законе не указано, кто назначает этого руководителя, - наверное, чтобы не подставлять первых лиц, принимающих решение об этом назначении.