Ссылки для упрощенного доступа

«Ночной дозор» идет по Америке


Фильм «Ночной дозор» вышел на экраны Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Судя по тому, что его показ происходит в очень ограниченном числе кинотеатров, американские прокатчики не слишком верят в коммерческий успех картины. Не ожидается также заметного внимания как публики, так и прессы, хотя некоторые критики находят в фильме неожиданные достоинства. «Новаторское слияние элементов фантастического фильма ужасов с чертами урбанистического реализма фильмов-нуар придает этой картине эмоциональную интенсивность, несвойственную голливудской продукции подобного рода», — пишет критик New York Times Стивен Холден.


Драматическое сочетание добра и зла в человеке как сюжет фантастического фильма


«Ночной дозор» в Нью-Йорке идет лишь в одном кинотеатре, правда, престижном. Кинотеатр Sunshine в East-Village’e славится тем, что ширпотреб в нем не показывают. Сразу после просмотра зрители делятся своими впечатлениями от кинокартины. «Это не просто фильм о вурдалаках, как я сначала думал, — говорит семнадцатилетний Крисчен. — Он сделан с бо́льшей фантазией, чем обычные фильмы о вурдалаках, кроме того, тут еще и ведьмы есть, и маги, и рыцари, и животные разные — и добро, и зло. Друзья говорят, что слишком много всего намешано, дескать, сложный очень. А мне нравится, может, потому, что я люблю фантастику. Я бы даже сказал, что это лучший фильм из всех, что я видел в этом году».


Понравился «Ночной дозор» и 52-летнему Тому, но с оговорками: «Все хорошо, но чувствуется, что это русский фильм. Русские любят все усложнять. Я лично ожидал больше динамики, больше действий. А этот фильм даже непонятно, к какому жанру отнести. Мне больше всего Антон понравился, хороший артист его играет...»


23-летняя Тара работает в кинотеатре, и Ночной дозор посмотрела бесплатно: «Иначе бы не пошла, — говорит она. — Я страшные фильмы не смотрю, а этот страшный, про вурдалаков, про вампиров, фильм ужасов...»


Тара симпатичная девушка, но все фильмы у нее, похоже, делятся на две категории — страшные и нестрашные. 27-летний Тед оказался более взыскательным зрителем: «Мне фильм очень понравился, — говорит он. — Кажется, это первый из трех. Надо обязательно посмотреть продолжение, а то история получается незавершенной. Я, правда, ожидал, что этот фильм будет более динамичным, что в нем будет больше действия, экшен. Но сюжет захватывает, сделано все хорошо, на уровне, актеры хорошие играют, что еще надо. Что касается жанра, то, по-моему, это научная фантастика с элементами приключенческого фильма?»


А приятель Теда, 32-летний Дэвид, добавил: «Мне фильм потому и понравился, что он является смесью многих жанров. Тут и ужасы есть, и фантастика, и приключения, и мистика, все сразу, реальность переплетается с фантазией, как у Булгакова в "Мастере и Маргарите", очень похожая тема, добро и зло, как они сочетаются в человеке. Я, вообще, русские фильмы знаю, Тарковского всего смотрел, много других, в том числе и последних лет. Но это, безусловно, первый современный русский фильм после 1985-го года, который мне, действительно, очень пришелся по душе...»


«"Ночной Дозор" открывает новые возможности для игры с кинематографическими штампами»


Феномен появления главного российского боевика в Америке объясняет культуролог Александр Генис: «Веря в терапевтическую силу развлекательного жанра, я уже давным-давно, с самого начала перестройки, считал важным снимать сугубо национальные версии приключенческих фильмов. Фильм добился такого кассового успеха, что только ленивый критик его не ругает. Я воздержусь от оценки, но замечу, что "Ночной Дозор" нельзя, как это часто делают, считать простой копией западных образцов, ибо сюжет опирается на чисто русский тезис. Вся картина — развитие знаменитой мысли Достоевского о том, что счастье человечества не стоит слезинки замученного ребенка. Как раз этот несвойственный вампирскому жанру гипер-морализм русской классики и придает фильму бесспорно национальный характер. Другой разговор, что смесь вышла гремучая. Критикам больше всего понравились титры, которые обычно служат непреодолимым препятствием для успеха заграничного фильма в Америке. На этот раз к проблеме подошли творчески. Титры скачут по экрану, меняют очертания, набухают кровью, стекают слезой. Другими словами текст, как в видеоиграх, стал активным элементом. Оживляя экран, титры тоже играют в фильме, что может привлечь к "Ночному Дозору" зачатое и выросшее на компьютерах поколение зрителей. Меня заинтриговал отзыв Тарантино, назвавшего "Ночной дозор" "шедевром фантастического жанра", и мне кажется, что я нашел ему объяснение. Тарантино — киноман, великий знаток и любитель китча, причем — не только своего, отечественного, но и заграничного. Скажем, он лучше всех знает — и умеет использовать — костоломное азиатское кино второго ряда. "Ночной Дозор" открывает ему новые возможности для игры с кинематографическими штампами. Не берусь судить, есть ли у обоих "Дозоров" будущее в Америке, ибо ответ зависит от вкусов зрителей не моего поколения. Но мне кажется, что, переняв свежий опыт телесериалов по классике, русский развлекательный кинематограф мог бы стать куда интереснее, в том числе и для зарубежной аудитории, если в ход пойдут высокие литературные образцы жанра. Одних Стругацких хватит надолго».


XS
SM
MD
LG