Картина «Столкновение» Пола Хэггиса стала лауреатом премии «Оскар» в категории «Лучший фильм». Режиссеру 52 года, он родился в Канаде, молодым человеком переехал в Лос-Анджелес. Собирался стать фотографом, однако сначала работал в строительном бизнесе, а потом получил кинематографическое образование. В молодости писал пьесы, киносценарии, сценарии для телесериалов. Затем работал режиссером и продюсером на телевидении. Автор сценария фильма «Малышка на миллион долларов», получившего «Оскар» в 2005 году. Фильм «Столкновение» — крупный режиссерский кинодебют Хэггиса. Он — лауреат многих профессиональных премий, много занимается общественной и благотворительной деятельностью.
В юности кумиром Хэггиса были Хичкок и Годар, потом — Антониони, но сам он хотел писать, как выяснилось — сценарии. Хэггис идет от слова, всегда звучащего. Его диалоги заслуживают публикации, как это было, скажем, с Тарантино в фильме «Бульварное чтиво». Также умело пользуясь черным юмором, Хэггис, однако, соединяет его с пафосом — гуманистическим и гражданским. В этом — секрет успеха фильма «Столкновение», поднявшего полицейскую драму до художественного документа, анализирующего расовые отношения. Такая политкорректная характеристика скорее оттолкнет зрителя от фильма, но это будет ошибкой. Расовые конфликты Хэггис трактует в экзистенциальном смысле. «Лос-Анджелес, — говорит герой в начале фильма, — не похож на другие города, где люди ходят по улицам, задевая друг друга. Здесь все прячутся за стеклом и металлом. И только прямое, спровоцированное преступлением столкновение взрывает судьбы, раскрывая ту сложную личность, что прячет немая этикетка этнического клише».
В «Столкновении» Хэггис искусно переплетает множество историй, в каждой из которых по-своему отражается жизнь мегаполиса. Увиденный фасеточным зрением Лос-Анджелес становится символом «мирового города», в котором мы все живем рядом, боясь и не понимая соседей. «Чтобы узнать людей, — заканчивает Хэггис свой начатый в прологе фильма тезис, — надо столкнуться с ними». Этим — столкновениями — и занят сложный, ветвистый сюжет, следить за которым и увлекательно, и трудно.
Характерно, что в кино Хэггис пришел с того — резко поумневшего и усложнившегося телевидения, которое часто служит трамплином для серьезных режиссеров (тут сразу приходит в голову Кислевский). На большом экране Хэггис, несмотря на два «Оскара», — новичок. Но, судя по его режиссерскому дебюту, он слишком оригинален, чтобы затеряться в Голливуде.
Хэггис, кстати сказать, официально входит в список 25 самых ярких нонконформистов Америки.