Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.
Александр Гостев : Главным итогом очередного государственного визита Владимира Путина в Пекин стало заключение крупных двусторонних соглашений о сотрудничестве в энергетической сфере. В ближайшие 5 лет должны вступить в строй два новых газопровода, которые будут обеспечивать поставку российского газа из Западной и Восточной Сибири. Главным партнером Китая в нефтяной отрасли вместо ЮКОСа становится государственная компания "Роснефть". Над этой темой сегодня работал мой коллега Андрей Шароградский.
Андрей Шароградский: Нынешняя поездка Владимира Путина в Китайскую Народную Республику - уже четвертый его государственный визит в Китай за период пребывания на посту президента. Если учесть, что за это время соответствующее количество визитов в Москву нанесли Цзян Цземинь и сменивший его на посту председателя КНР Ху Цзиньтао, то можно было ожидать, что сообщения о пребывании главы Российского государства в Пекине будут пестреть деталями открытия года России в Китае.
Такие встречи на высшем уровне обычно заканчиваются декларацией "о начале очередного этапа" в развитии двусторонних отношений, а наблюдатели отмечают "прагматизм" этих отношений, хотя подкрепляющие его цифры не были внушительны, особенно для такой гигантской экономики, как китайская.
В этот раз Путин тоже говорил о прагматизме, но гораздо более уверенно.
Владимир Путин : Подписано 29 различных документов, из них только один носит общеполитический характер. Все остальные документы исключительно прагматического характера, направленные на достижение конкретных, прежде всего, экономических целей. Уверен, что все они будут реализованы. За ними стоят контракты в миллиарды долларов.
Андрей Шароградский: Все основания для такой уверенности у президента России были. Путин объявил о достигнутой договоренности, касающейся поставок в Китай российского природного газа.
Владимир Путин: Партнеры договорились о том, что оно будет осуществляться по двум маршрутам - и из Восточной Сибири, и из Западной Сибири. Что касается Восточной Сибири, здесь, мне кажется, вопросов вообще никаких нет. Это второй этап развития сотрудничества в этой области. Более легкий по осуществлению и более быстрый - это поставки из Западной Сибири. Для этого предусматривается возможное создание новой трубопроводной транспортной системы с условным названием "Алтай" через западную границу между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. У нас есть ясные представления о том, какие объемы могут быть поставлены в Китайскую Народную Республику и по тому, и по другому маршруту - это примерно 30-40 миллиардов как в одном, так и в другом случае кубических метров газа в год. Ресурсов и из Западной Сибири, и из Восточной Сибири достаточно.
Андрей Шароградский: Первые поставки, по словам председателя правления компании "Газпром" Алексея Миллера, начнутся уже в 2011 году. Обозреватель "Коммерсанта" Наталья Гриб считает, что заключенный контракт чрезвычайно выгоден для России, хотя у нее остается немало вопросов.
Наталь Гриб : Открытым для меня остается вопрос - что именно Кремль пообещал Китаю взамен на доступ на китайские рынки? Действительно, произошло большое событие, которое планировалось несколько лет, из-за которого откладывались отдельные меморандумы как, например, по энергетике между РАО "ЕЭС России" и Китайской национальной энергетической компанией, который должен был быть подписан в ноябре прошлого года. Однако до сих пор по каким-то непонятным причинам его подписание задерживают. Так вот, остается для меня непонятная политическая подоплека того глобального экономического сотрудничества, которое сегодня начало воплощаться в жизнь.
Тем не менее, мы можем говорить как о свершившемся факте то, что Китай допустил газовую монополию России "Газпром" на свой внутренний рынок с очень большими объемами поставок газа. Речь идет о 60-80 миллиардах кубов газа в год. Для сравнения - Белоруссия, которая на 100 процентов фактически потребляет газ и на 90 процентов газифицирована, ежегодно потребляет 20 миллиардов кубов. Поэтому для "Газпрома" это очень выгодный контракт. "Газпром" сможет зарабатывать достаточно приличную прибыль на китайском рынке. Единственное надо оговориться, что начнутся поставки только в 2011 году. Выйти на оговоренные объемы "Газпром" сможет после 2020 года.
Андрей Шароградский: Планируется значительно увеличить и поставки нефти в Китай. Это совершенно новый проект, который еще нуждается в разработке. Владимир Путин:
Владимир Путин : Российской Федерацией принято решение о строительстве нефтепроводной системы из Восточной Сибири к Тихоокеанскому побережью. Компания "Транснефть" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация вчера подписали протокол об изучении вопроса строительства ответвления от этого нефтепровода на Китайскую Народную Республику. Если проект удастся реализовать, а у меня в этом нет сомнений, он будет способствовать значительному увеличению объемов поставки нефти из России в Китай.
Андрей Шароградский: В случае с продажей российской нефти Китаю, по мнению обозревателя "Коммерсанта" Натальи Гриб, самым интересным является то, кто будет заниматься реализацией нового проекта.
Наталья Гриб : Было дано политическое одобрение на то, чтобы Китай поменял посредника, которым до сих пор являлся ЮКОС на посредника в лице "Роснефти". Очевидно стоит ожидать, что китайские компании будут допущены на тендеры по разведке и добыче углеводорода в России. В данном случае они будут приходить под крылом государственной компании "Роснефть".
Андрей Шароградский: Путин и Ху Цзиньтао явно нашли и взаимопонимание и по вопросам борьбы с сепаратизмом, очень болезненного, как для России, так и для Китая. В российской делегации очень активен был президент Чечни Алу Алханов, призывавший китайских бизнесменов инвестировать в чеченскую экономику, а в совместной декларации, которая стала формальным итогом государственного визита Путина довольно значительная часть посвящена позиции России по тайваньской проблеме. В документе говорится, что Россия не будет поддерживать с Тайбеем официальных контактов, выступает против независимости Тайваня, не приемлет концепций "двух Китаев", либо "одного Китая и одного Тайваня". Тибет Россия также признает неотъемлемой частью Китая. Стоит отметить, что такую позицию Москва занимала даже в самые худшие для двусторонних отношений годы (в том числе и в советский период), и никогда не делала даже намека на возможность ее пересмотра.
Зато текущие главные международные проблемы в декларации затронуты лишь вскользь - "необходимость урегулирования проблемы Ирана политико-дипломатическими средствами", "последовательное выступление за скорейшую нормализацию обстановки в Ираке", "принцип "территории в обмен на мир, как основа урегулирования арабо-израильского конфликта" и так далее.
Последний пункт декларации: "Стороны высказываются за скорейшее создание механизма трехстороннего сотрудничества в формате Китай- Россия-Индия, считая, что это содействует более полной реализации их возможностей в экономическом развитии, а также укрепляет международные усилия по противодействию новым вызовам и угрозам". О создании оси "Пекин-Дели-Москва" говорится уже давно, однако никаких конкретных шагов в этом направлении и на этот раз сделано не было.