Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Кирилл Кобрин: Мусульмане России в эти дни отмечают Новруз - праздник прихода весны. По мнению мусульманских деятелей, Новруз считают одним из самых значительных в году праздников почти для 20 миллионов россиян.
Олег Кусов: Даже в советские времена в республиках с мусульманским населением этот праздник считался одним из самых почитаемых. Но под давлением властей верующие вынуждены были называть его "праздником первой борозды". Сегодня Новрузу в России вернули истинный духовный смысл. Более того, в некоторых мусульманских регионах страны официальное духовенство пытаются акцентировать внимание верующих на Новрузе в рамках идеологического соперничества с приверженцами радикального ислама, которые этот праздник не признают. Рассказывает наш корреспондент в Дагестане Магомед Мусаев.
Магомед Мусаев: Праздник Новруз имеет древнеперсидские корни. Однако для народов Дагестана он тесно связан не только с персидским исламским культурным синтезом, но и со своими собственными архаичными культами, тесно переплетенными с обожествлением огня, почитанием весеннего обновления природы и плодородия. Так, например, у лезгинов он называется Яран суар, у аварцев - Отсбай. Повсюду в Дагестане праздновали Новруз: накрывали праздничный стол, посещали родственников, а вечером разжигали костры. Правительство республики Дагестан и мэр Махачкалы выразили свои поздравления жителям республики, хотя и гораздо меньшим энтузиазмом, чем это можно было наблюдать в прежние годы. В Махачкале прошли всенародные гуляния, состоялся концерт в аварском театре.
Олег Кусов: В Татарстане Новруз стали отмечать только в постсоветский период. Для татар это своеобразный повод выразить солидарность с родственными тюркоязычными народами Центральной Азии и Кавказа. Рассказывает глава Всетатарского общественного центра Талгат Бареев.
Талгат Бареев: Новруз к нам пришел в последние 10-15 лет. Я жил в мусульманской семье, у нас его не праздновали. Поскольку в последние годы пошли процессы общетюркского единства, осознания наших корней, татары стали праздновать эти праздники, фестивали приурочивать, театральные, музыкальные, к Новрузу. В основном узбекские и таджикские общины, которые здесь довольно многочисленны, они празднуют с большим размахом, я знаю, 21-го числа они приготовили огромный котел плова в Доме культуры меховщиков, во дворе, в парке этого Дома культуры. Много народу угощалось, играли национальные мелодии.
Олег Кусов: Мусульман Татарстана с праздником Новруз на этот раз не поздравил ни один из руководителей России.
Талгат Бареев: Мы ведь уже к этому привыкли и не ожидаем, поэтому... Ну, не жду, не настроен я ждать от них каких-то поздравлений и все такое прочее. Чисто психологически. Ну, не поздравили - и не поздравили. А потом, ко всем таким движениям российских властей наши татары привыкли относиться с большим подозрением, потому что 450 лет не по своей воле находимся под властью этого государства.
И даже в конце XIX века, когда пришел на трон Александр Третий, была такая хитрая волна христианизации, у меня прадед пострадал от этого дела. Губернатор Казанской губернии собрал имамов из всех аулов и говорит: "Ну, теперь мы уж не будем вас насильственно крестить, но у вас больно имена тяжелые, вы возьмите себе фамилии попроще - Лошадкин, Коровкин... А ислам свой соблюдайте. И чтобы вы вернулись в свои аулы - и народу это внушали на проповедях". И мой дед вернулся в свой родной аул, собрал 2-3 близких себе человека и сказал: "Я буду говорить такие проповеди, но вы людям объясните, чтобы они не шли на такое, потому что это будет толкать их к христианизации". И кто-то донес жандармам, и мой прадед кончил жизнь в Сибири, в Туруханском крае. Так что к любым таким движениям российских властей народ относится с подозрением, и даже к поздравлениям, я так думаю. С недоверием во всяком случае.
Олег Кусов: Официальная Москва демонстрирует неуважительное отношение к мусульманам Татарстана, считает глава Всетатарского общественного центра Талгат Бареев.
Талгат Бареев: У нас, например, Курбан Байрам празднуется, это нерабочий день, люди отдыхают. Есть два больших праздника в исламе - это вот Курбан Байрам и Ураза Байрам. А Ураза Байрам не празднуется, а он следует сразу после большого изнурительного поста, и уж там-то обязательно выходной день должен быть. Вроде бы два мусульманских празника, но почему-то только один нам государство разрешает вот так отмечать нерабочим днем. Я недавно слышал выступление президента Путина, и он говорил, что он большой друг мусульман, что Россия большой друг мусульман. Ну, так извольте своим внутренним мусульманам тоже сделать какие-то послабления, уважить их традиции, обычаи. Вот этого я не вижу, конечно.
Олег Кусов: По мнению Талгата Бареева, власти в России пытаются противопоставить друг другу мусульман и христиан.
Талгат Бареев: В последнее время такой перекос очень сильно ощущается. И причем это же нарушение принципов светского государства, когда государство отделено от религии. Посмотрите, сейчас очень сильно Государственная Дума, другие политические классы России продавливают православие в школы, в армию. У меня это вызывает большое недоверие, потому что равноправие все равно не будет соблюдаться. Скажем, формально считается, что 20 процентов населения придерживаются в России ислама, но я думаю, когда скажут - "давайте в школах преподавать историю религии, внесите свой мусульманский компонент" - у нас есть некоторые люди, которые доверяют вот таким демагогическим высказываниям и говорят: "Давайте, и мы внесем свой исламский компонент". Я говорю: "Да, конечно, ты внесешь, но 99 процентов там будет православия". Поэтому мы должны твердо придерживаться принципа: школа должна быть отделена от религии, точно так же и армия, и все такое прочее. Вне школы - пожалуйста, изучайте ислам, изучайте православие, придерживайтесь своих религиозных принципов. А ведь еще масса людей - просто атеисты, их права тоже надо уважать.
Олег Кусов: Так считает глава Всетатарского общественного центра Талгат Бареев.