17 марта стали известны лауреаты кинопремии «Ника». В шорт-лист входили: «Солнце», «Гарпастум», «Итальянец» и «Космос как предчувствие». Они состязались с блокбастером — «9 рота», как раз и получившем главный приз «За лучший фильм».
Президент «Ники» Эльдар Рязанов выделил этот фильм из длинного списка блокбастеров: «Оказывается, если шарахнуть несколько миллионов долларов, то народ пойдет на все, что хотите. Когда я вижу 50 тысяч плакатов "Дневного дозора", а на углу Садового кольца и Нового Арбата стоит реклама в семь или восемь этажей, я не понимаю, сколько стоит только одна эта реклама. Я могу вам сказать, что старые пластинки на 33 оборота мне дороже, чем эти компакт диски. Когда немножечко шипит, когда я вижу, как эта иголка извлекает звук. А тут я ничего не вижу. Куда-то засунули что-то и оттуда механическое воспроизведение. Очень чистое, очень точное, но мне все равно эта пластинка на 33 оборота дороже. Потому, может быть, что я старый и консервативный. Но не думаю. Потому что живая линия художника, который проводит ее своей рукой, мне будет дороже линии, которую проведет компьютер. Он сделает это безупречно и не посадит кляксу. И это будет недостатком. Если художественное качество совпадает с бешеными рекламными деньгами, то слава Богу. Но, как правило, не совпадает. Я предпочитаю "Кавказскую пленницу", "Не горюй", "Полет над гнездом кукушки". Там нет ни одной компьютерной хреновины. Я этот фильм смотрел один раз просто стоя, потому что не было места. А потом я пошел второй раз смотреть. Чего со мной почти никогда не бывает. Потому что это меня трогает — это живое, это настоящее. Вот эти пластиковые карты, пластиковые фильмы, пластиковое кино у меня вызывает не то что раздражение, но я просто его стараюсь не смотреть».
Реклама может заставить смотреть любого
Затраты на рекламу огромны, они поражают не только Эльдара Рязанова, но и Юлия Гусмана, который делится своими наблюдениями: «Свою картину "Парк советского периода" я закончил полгода тому назад и выяснил, к сожалению, ужасную вещь, — что на рекламу фильма нужно минимум миллион долларов… Я подчеркиваю, это не какие-то огромные плакаты, а просто плакатики, трижды по телевидению, дважды по радио… Миллион долларов! Сейчас рекламные бюджеты зашкаливают до 10-12 миллионов долларов. На Западе такая же ситуация. Но эту рекламу поддерживают игроки на рынке, которых много. А у нас игроков такой мощности — только телевидение».
Теперь, я надеюсь, вам понятно, отчего одни фильмы собирают немыслимые деньги, а о существовании других зрители даже не подозревают: киноиндустрия нынче играет по правилам шоу-бизнеса. Но перейдем к жизни самой премии. Ее создатель Юлий Гусман говорит о месте «Ники» в современной ситуации, когда премий становится все больше, а отличить их друг от друга все трудней: «С одной стороны, чем больше призов, тем больше радости моим коллегам. Они получают всяких животных, призы материальные, славу. С другой стороны, все это очевидная инфляция и превращение всего этого в некий фарс. Потому что в год производится 5-7 фильмов, о которых можно говорить, как о лучших фильмах года. Интерес падает, потому что нет тайны. "Ника" скопирована всеми этими призами вплоть до того, что на этом "Золотом Овне" была та самая уборщица, что уже убирала у нас на "Нике"». Юлий Гусман имеет в виду номер, показанный на церемонии вручения премии «Золотой Овен». Его действительно многие видели, причем даже по телевизору в программе Дома актера.
Юлий Гусман продолжает: «Даже призы не могут назвать другими названиями. "Честь и достоинство" — достаточно неуклюжее название — кочует по всем премиям. Даже тумбу ставят на то же место, где мы. Это и понятно, потому что на следующий год, с божьей помощью, "Нике" исполняется 20 лет. "Ника" разделилась на множество премий, которые все претендуют на место под солнцем. Первые 5-7 лет "Ника" никого не интересовала. Сейчас все поняли, что с небольшим бюджетом можно выделиться, создаются такие калифы на час. Что-то было создано для наказания, для войны, для удовлетворения собственных амбиций, что-то существует давно. Конечно, "Нике" приходится в этом смысле гораздо труднее, чем могло бы быть. Мы видим свой долг в консервативности, чтобы это была традиция».
Борьба «крылатых» за место под эфирным солнцем
Все же, что-то новое появилось. Прежде «Ника» игнорировала телевизионные фильмы, а теперь наградила «В круге первом» Глеба Панфилова. Президент «Ники» Эльдар Рязанов поддерживает такую инициативу: «Действительно, и среди телевизионных фильмов появляются настоящие произведения искусства. Благодаря сериалам кинематограф выжил, если говорить честно, потому что если бы не было сериалов, мы бы потеряли огромное количество людей — режиссеров, операторов, артистов. Потому что была бы просто чудовищная, повальная безработица. Но, с другой стороны, конечно, сериалы оказали абсолютно развращающее влияние на профессиональную кинематографическую среду. Потому что это, как правило, халтура, это торопливые, дешевые скорострелки, и это мы видим на экране. Поэтому здесь ситуация непростая. Я уже не говорю о том, что сериалы рассчитаны на домохозяек, в основном. Я с большим уважением и почтением отношусь к этому нашему сословию, но только они могут 10 или 12 вечеров быть свободными и посмотреть все. Я не знаю, что с этим делать, но сериалы сделали, тем не менее, важное – они сохранили кинематографические кадры. Правда в сильно ухудшенном варианте. Поэтому будем давать им премии».
Конечно, объективного голосования по телевизионным номинациям добиться невозможно, трудно поверить, что эксперты смотрели сериалы целиком, но об объективности кинопремий вообще говорить сложно. Важно, что «Ника» повернулась лицом к телевидению, а оно обернулось к ней задом. Эльдар Рязанов недоумевает: «Почему перекрыты для нас два главных канала — Первый и Второй — я лично разумом и чувством понять не могу. Это за гранью моего понимания. Вроде мы живем в свободной стране, как бы, все у нас демократически. Я не люблю слова, что мы самые представительные. Мы есть те, кто мы есть. И все. Но мы не хуже. Вот это я знаю точно. Но почему-то начинается дискриминация. Почему? Что, так велел президент? Нет. председатель правительства? Он про это даже не в курсе дела, как во многих других вопросах. Почему это происходит? Не знаю. Мне это отвратительно».
Юлий Гусман сказал, что знает причину этого явления, но никому не скажет. Однако, все понимают, что место «Ники» в эфире занял ее дублер «Золотой Орел». Борьба «крылатых» за место под эфирным солнцем завершилась поражением греческой богини Победы. Но телеканал СТС, уже взявший под свое покровительство премию гильдии киноведов «Белый слон», транслировал и церемонию «Ники». Очень благородное поведение. Тем более, что церемония (особенно сокращенная телеверсия), была хороша. Особенно стоит отметить стихи Дмитрия Быкова, прочитанные Михаилом Ефремовым, а также долгую и очень умную речь награжденного в номинации «за честь и достоинство профессии» Марлена Хуциева. А премии и ключи от «Жигулей» пятой модели распределились так: лучший фильм — «9-я рота», лучший режиссер — Алексей Герман-младший («Гарпастум»), лучший сценарий — «Солнце» Юрия Арабова, мужская роль — Евгений Миронов («Космос как предчувствие»), женская роль — Алиса Фрейнлих («На Верхней Масловке»), мужская и женская роли второго плана — Сергей Баталов и Ирина Розанова («Коля — перекати-поле»), лучший оператор — Юрий Клименко («Космос как предчувствие»), музыка к фильму — Дато Евгенидзе («9-я рота»). Лучшим дебютом признана картина «Итальянец», лучшим анимационным фильмом — «Каштанка» Натальи Орловой, документальным — «Блокада» Сергея Лозницы.