Ссылки для упрощенного доступа

В Израиле заканчивается подготовка к парламентским выборам 28 марта


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Ровшан Гусейнов, Виктор Нехезин.



Александр Гостев: Во вторник в Израиле состоятся парламентские выборы. Согласно опросам, уверенно лидирует Партия "Кадима" ("Вперед"), созданная в ноябре прошлого года премьер-министром Ариэлем Шароном. Она претендует на 35-40 мандатов в 120-местном Кнессете. Вслед за ней идут партии "Авода" и "Ликуд".



Ровшан Гусейнов: В воскресенье на последнем заседании нынешнего правительства исполняющий обязанности премьер-министр Эхуд Ольмерт заявил, что, участвуя в выборах, граждане Израиля определяют судьбу своей страны.



Эхуд Ольмерт: Я призываю всех граждан государства Израиль пойти на выборы и голосовать. Нет более важного и почетного права, чем права гражданина выбирать и тем самым определить судьбу страны и состав ее правительства.



Ровшан Гусейнов: Председатель партии «Ликуд» Биньямин Нетаниягу, продолжает встречаться с избирателями по всей стране. В «Ликуде» также опасаются, что если явка избирателей будет низкой, партия потеряет часть потенциальных мандатов. В пятницу Нетаниягу посетил предвыборные штабы партии на севере страны. Ультрарелигиозная партия ШАС в последние дни перед выборами мобилизовала все свои усилия. Потенциальным избирателям звонили домой, убеждая их, в том числе и по-русски, отдать свои голоса за ШАС. Глава предвыборного штаба партии Ицхак Коэн сообщил, что в день выборов ШАС привлекает 5 тысяч работников, которые будут агитировать за партию по всей территории страны.


В Израиле выборы проходят исключительно по партийным спискам, но на этот раз, по мнению аналитиков, впервые у израильского избирателя такой богатый выбор политических платформ и претендентов на пост главы правительства.


Израильский политолог Ави Шавит в интервью агентству «Рейтер» также подтвердил эту позицию.



Ави Шавит: Амир Перец, бывший глава Всеизраильского профсоюза, профсоюзный лидер старой школы, а ныне лидер «рабочей» партии "Авода", ставит во главе политического курса страны радикальные социально-экономические реформы, а также продолжение мирного процесса с палестинцами. Перец также впервые на столь высоком уровне представляет «марокканскую» общину Израиля, евреев - выходцев из стран Северной Африки. Таким образом, Перец впервые вносит в политику методы профсоюзной борьбы и свежий этнический элемент.



Ровшан Гусейнов: Биньямин Нетаниягу, председатель «правой» партии "Ликуд", занимает наиболее радикальную позицию в отношении палестинского правительства ХАМАС и, по мнению Шавита, представляет в израильской политике «республиканский курс».



Ави Шавит: Господин Нетаниягу демонстрирует консервативный подход, как в отношении экономики, так и внешней политики, и по многим качествам имеет имидж республиканца и консерватора.



Ровшан Гусейнов: Исполняющий обязанности главы правительства Эхуд Ольмерт - преемник главы правительства Ариэля Шарона, находящегося в коме, - обещает, в случае победы определить в течение двух лет границы Израиля в одностороннем порядке, не считаясь с мнением палестинцев, поскольку в Палестинской автономии радикальная группировка ХАМАС сменила умеренный режим лидера движения ФАТХ Махмуда Аббаса. ХАМАС не признает палестинские соглашения с Израилем, и призывает к уничтожению Еврейского государства. По мнению политолога Ави Шавита, Эхуд Ольмерт отличается от всех своих соперников прагматическим подходам к национальным приоритетам страны.



Ави Шавит: Ольмерт представитель нового поколения политиков, для которых высокие идеи и национальная идентификация уже не столь важны. Что импонирует публике, то, что он производит впечатление скорее преуспевающего генерального директора, чем харизматического политического лидера.



Ровшан Гусейнов: По результатам последнего опроса 10-го канала Израильского телевидения, места в парламенте распределятся следующим образом: «Кадима» Эхуда Ольмерта - 36 мандатов, «Авода» - 18, «Ликуд» - 14. Далее: блок «Национальное единство» (МАФДАЛ) - 12, ультрарелигиозная ШАС - 11, «Наш дом - Израиль» Авигдора Либермана, которому, кстати, симпатизирует «русская» община, - 7 мест.



Александр Гостев: По мнению президента Российского института Ближнего Востока Евгения Сатановского, вероятнее всего, после выборов в Израиле будет создано коалиционное правительство, которое продолжит курс на полное размежевание с Палестинской автономией. О предвыборной ситуации в Израиле с Евгением Сатановским беседовал Виктор Нехезин.



Евгений Сатановский: Беспрецедентным является создание Шароном партии "Кадима", центристской партии пиронийского, наполеоновского, деголевского типа, авторитарно-вождийской партии, которая свое вождя потеряла вслед за образованием практически немедленно. Тем не менее, "Кадима" сегодня имеет шанс на беспрецедентное количество мандатов, спорит только о том, получит она чуть меньше 35 мандатов или больше 35 мандатов. 35 мандатов - это значит, фракция образует большинство в правительстве, меньше 35 - она образует коалицию, но не является в коалиции большинством. И психологически это достаточно важный порог.


Тем не менее, даже если "Кадима" получит чуть меньше 35 мандатов, это беспрецедентный успех и таких успехов, за исключением бен-гурионовских времен, добивался только "Ликуд" во главе с Шароном. Партия "Авода" потеряла практически половину избирателей, которые у нее были. Она с трудом наберет от 15 до 20 мандатов и, скорее всего, эта партия в коалицию не войдет. "Ликуд" во главе с Биньямином Нитаниягу возьмет, по различным оценкам, от 14 до 17 мандатов. И, скорее всего, останется вне коалиции, точно так же, как и "Партия труда". "Ликуд" возьмет меньше чем половину от тех мест, которые были у него при Шароне, большая часть шароновского "Ликуда" ушла в партию "Кадима", так же, как и большая часть "Аводы" Шемона Переца во главе с ним самим.


Коалиция, скорее всего, будет формировать "Кадима", "Наш дом - Израиль" и партия ШАС. Это будет коалиция прагматиков, они будут решать вопросы, как отделяться от палестинцев, как устанавливать границу Израиля, как строить режим взаимодействия с Палестиной без иллюзий мирного процесса и как сохранить ту экономику, которую смог создать Нитаниягу, плохой премьер, но чрезвычайно успешный министр экономики, министр финансов.



Виктор Нехезин: Каковы перспективы отношений России и Израиля после того, как будет избран новый парламент? Изменится ли политика Израиля в отношении Ирана, может быть, станет еще более жесткой, хотя, в общем, куда жестче?



Евгений Сатановский: Политика Израиля относительно Ирана жестче может стать, потому что, если иранские ядерные объекты, а заодно те места, где привыкло собираться иранское руководство, подвергнутся ликвидации, вот тогда можно говорить о том, что политика Израиля относительно Ирана адекватно жестка. Адекватна, ибо Иран устами своего президента объявил о ликвидации Израиля, как о необходимости.


Что же касается России, у нас, видимо, очень хорошие перспективы взаимодействия с Израилем, несмотря на то, что мы взаимодействуем и с Израилем, и с Ираном, и с арабским миром, и с Соединенными Штатами, не являясь эксклюзивным партнером, наконец-то, только одной стороны, только одного соперника в большой игре на Ближнем Востоке просто потому, что к власти приходят прагматики.


XS
SM
MD
LG