Ссылки для упрощенного доступа

Идейный кризис на политической арене России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие политолог Сергей Мулин.



Андрей Шарый: Свести правые и левые фланги российской оппозиции я попытался в беседе с политологом и журналистом, редактором отдела политики "Новой газеты" Сергеем Мулиным.


По вашему мнению, можно вывести какую-то равнодействующую из политических событий последнего времени на российской политической сцене? Просматривается ли какая-то тактика Кремля, связанная с возможными действиями вокруг оппозиции Кремлю?



Сергей Мулин: Да, безусловно. Кремль маргинализирует оппозицию, а сами оппозиционеры тихо уходят на пенсию, на политическую пенсию, я бы сказал. Если брать сегодняшние события, то создание Ириной Хакамадой вместо партий и движений фонда под названием "Наш выбор", и объявленный Дмитрием Рогозиным уход на дно, чтобы написать программу "Сохранение нации", это переход в лабораторию.



Андрей Шарый: Означает ли это, что в стране не остается сколько-нибудь внятной политической силы, способной сформулировать программу, отличную от кремлевской?



Сергей Мулин: Я думаю, что - да. Мы стремительно, семимильными шагами довезем себя к однопартийной системе. Только однопартийная система не будет устойчивой и просуществует в лучшем случае один избирательный срок. Но потому что у власти ощутимый кризис идей. Без идеи ни одна однопартийная система не может существовать сколько-нибудь долго.



Андрей Шарый: Кажется, что в российское политическое поле вбрасывается достаточно много каких-то новых концепций. Вам они представляются неплодотворными?



Сергей Мулин: Я считаю, что это взрывоопасные идеи. У них есть велик шанс разорвать наше общество изнутри. Если вы имеете в виду концепцию русского национализма, который был искусственно подогрет, я считаю, с помощью появления партии "Родина", потом ее раскрутки, потом подъема вот таких реставраторских настроений в обществе, сейчас мы видим триумф всего этого. Кремль с этим, что называется, потешно борется. Они разбудили слишком сильную силу. Вряд ли они в состоянии адекватно ее обуздать.



Андрей Шарый: Значит ли это, что, скажем, у политиков либерального спектра тоже кризис идей, и нет шансов на то, чтобы сформулировать сколько-нибудь внятную альтернативу?



Сергей Мулин: Кризис идей, безусловно, налицо. Но есть и наметки того, что этот кризис со временем будет преодолен. Нашим либералам, действительно, нужно понять свой народ, от которого они последнее время довольно далеко оторвались, и найти лозунг, который адекватен чаяниям этого избирателя. Потому что избиратель ведь тоже не стоит на месте. У него меняются потребности, у него меняются настроения.


Например, сейчас, мне кажется, выиграет та либеральная сила, которая поднимет на свои знамена так называемый пятый, наверное, уже национальный проект, а именно - создание в России профессиональной армии. Та сила, которая сможет заставить Кремль создать в стране профессиональную армию, таким образом, преодолеть разрушение распадающейся системы, безусловно, выиграет.



Андрей Шарый: Может быть, крах "Родины" даст новый шанс коммунистам?



Сергей Мулин: Я считаю, что он им даст от силы 3 процента. Это не принесет Коммунистической партии большого притока сторонников. Они скорее вернут себе часть тех, кто от них уже ушел за "Родиной". Но это никак не скажется на перспективах самой Компартии. У этой партии нет энергии и на смену власти.



Андрей Шарый: В чем истоки этого всеобщего идейного кризиса, о котором мы сейчас с вами говорим? Почему возникла такая ситуация, когда ни у одной политической силы нет ни энергии, ни сколько-нибудь плодотворных идей?



Сергей Мулин: Истоки кризиса заключаются в том, что у демократических сил, у левопатриотических сил нет своей повестки дня. Проблема в том, что они идут за той повесткой, которая навязывается стране Кремлем. А когда ты играешь по чужим правилам, ты, как правило, проигрываешь. А воли, чтобы навязывать свою повестку дня обществу, у них пока нет. Как только эта воля появится, оппозиция быстро кристаллизуется.



Андрей Шарый: Вы сказали о том, что маргинализация оппозиционных политических сил - это путь в никуда для Кремля. Однако Кремль по этому пути следует. Кажется, по крайней мере с тактической точки зрения, он успешно решает свои задачи. Можно ли говорить о том, что Россия стоит на пороге какого-то нового этапа политической конфигурации?



Сергей Мулин: Пока все идет к тому, что в стране будет новая олигархия, которая рулит страной из-за кулис. Совершенно очевидно, что Кремлю удастся, скорее всего, в 2008 году посадить своего человека в президенты. Им будут руководить с помощью экономических рычагов, информационных рычагов и так далее из-за кулис.




XS
SM
MD
LG