Ссылки для упрощенного доступа

Жители Дзержинского требуют найти убийц своего мэра


Виктора Доркина убили, когда он, как обычно, пешком возвращался с работы
Виктора Доркина убили, когда он, как обычно, пешком возвращался с работы

Жители подмосковного Дзержинского в среду вышли на митинг, итогом которого стало обращение к президенту России, генеральному прокурору и губернатору Московской области с требованием провести тщательное расследование убийства мэра города Виктора Доркина. Глава областной администрации уже пообещал сделать все от него зависящее – накануне губернатор Борис Громов принял участие в похоронах дзержинского градоначальника.


На гражданской панихиде губернатор не стеснялся в выражениях и назвал убийц Доркина подонками и зверями. Гибель мэра стала настоящей драмой для жителей столичного пригорода. Четырех часов официального прощания с ним в местном ДК «Энергетик» людям не хватило – к моменту окончания церемонии у стен ДК оставались сотни горожан. У Виктора Доркина была репутация народного мэра. За 15 лет пребывания в должности он, по сути, заново отстроил город. На Лесной улице (где, собственно, и произошло убийство) выросли кварталы современных многоэтажек. Мэр Дзержинского одним из первых российских муниципальных чиновников применил практику инвестирования жилищного строительства. Дома возводились как на деньги строительных компаний, так и с привлечением средств будущих обладателей квартир. При этом администрация выступала гарантом того, что частные вкладчики не станут жертвами финансовых афёр.


В прошлом году в Дзержинском (на той же Лесной улице, которую жители города в шутку называют Доркин-стрит) построили новую школу. Равной ей по оснащению нет не только в области, но и, пожалуй, в России. Летом город поражает обилием цветов. В каждом дворе – свеженькие качели и песочницы. При активном участии Доркина был восстановлен Николо-Угрешский монастырь, основанный еще Дмитрием Донским. Мэра Дзержинского многие считали идеалистом, хотя признавали , что он был весьма жестким руководителем. Доркин часами мог рассказывать о том, что город – это общий дом, что все жители – одна семья. Коллеги из «малых» городов России, приехавшие на похороны подмосковного мэра, вспоминали, как он водил их по уже спящему городу и поражались тому, что Доркин знает буквально каждый уголок «вверенной ему территории». Городской голова не употреблял терминов «гражданское общество», «социальная группа», но делал все, чтобы жители Дзержинского чувствовали себя полноценными гражданами, а не просто «населением» города-спутника российской столицы.


К названию города мэр относился диалектически. С одной стороны, он понимал, что статуя Железного Феликса у ворот возрождающегося монастыря (а несколько лет назад это было «центровое» место в городе) – анахронизм советских времен. С другой стороны, упразднить росчерком пера «религию» пожилых граждан, многие из которых долго и верно служили отечеству, разрабатывая новые виды ракетного топлива на НПО «Союз» (как сейчас принято говорить, градообразующем предприятии) – тоже не гуманно. Решение было принято практически соломоново. Гипсовую фигуру у монастырских стен демонтировали, одновременно заказав точную копию монумента работы Вучетича, стоявшего на Лубянке. Двойнику лубянского Феликса нашли место в сквере, откуда монастыря не видно. Впрочем, переименовать Дзержинку, как попросту называют свой город его жители, в Угрешу не удалось. Отмены референдума по этому поводу добились власти Люберецкого района, не простившие своему соседу статуса города областного подчинения, которого Дзержинский при активном участии Доркина добился в начале 90-х годов, выйдя из-под административной опеки Люберец.


Пока следствие не получило ответа на вопрос, кто убийца и заказчики убийства мэра. Жители города, собравшиеся на следующий после похорон день у памятника Дмитрию Донскому, давали понять, что не верят в то, что преступление будет раскрыто. Редактор муниципальной газеты «Угрешские вести» Андрей Трубицын объясняет, почему:


- Люди видят, что все предыдущие подобные случаи никак не расследованы, практически никто не наказан. Есть у людей чувство, что и здесь все будет в результате спущено на тормозах. Но, я думаю, что это не самое главное. Люди еще раз хотят выразить свои чувства погибшему главе, народное проявление уважения к этому человеку.


Господин Трубицын вспоминает, что ничем завершились расследования других случаев нападения в городе - например, на сына Виктора Доркина:


- Его ударили ножом в спину. К счастью, не были задеты жизненно важные органы, иначе все было бы очень плохо. Был еще один случай - избит депутат городского совета. После этих двух случаев Виктор Иванович обращался в правоохранительные органы, считая, что все это было неслучайно. Никакой особой реакции со стороны правоохранительных органов не последовало.


В Дзержинском сейчас много говорят о непростой ситуации, возникшей в последнее время в сфере жилищного строительства. Вспоминают, что незадолго до убийства мэр критиковал нового строительного партнера городской администрации. В прошлом году городской глава уволил изрядную часть сотрудников администрации Дзержинского, курировавших этот сектор.


- Действительно, в течение 2005 года администрация была существенно обновлена, - говорит Андрей Трубицын, - особенно та часть, которая связана со строительством. Сроки сдачи домов, которые у нас строятся, стали затягиваться. Не удивительно, что, может быть, глава города принял превентивные меры для того, чтобы не допустить каких-то уж слишком жестких выступлений людей. Постарался ускорить, таким образом, работу.


Однако «строительная» версия может быть только поводом для подобных рассуждений. «Проще всего было бы списать это на строительные проблемы, - продолжает Андрей Трубицын. - Но я не исключаю и каких-то других версий, что кто-то очень ловко сработал под это дело. К сожалению, главе города по работе приходится очень часто говорить "нет"».


Депутат Дзержинского горсовета Александр Волос, на которого тоже недавно было совершено нападение, считает, что по мере дорожания земли в Москве и прилегающих к ней территориях криминальная ситуация в регионе будет обостряться:


- Виктор Иванович достаточно бескомпромиссно решал вопросы со строительством, чтобы не получилась ситуация с обманутыми инвесторами, как везде по России. Весь город убежден. Здесь можно что угодно говорить тем, кто расследует. Но нет ни одного человека в городе, который сомневается, что это связано с тем, что кто-то теряет деньги.


О Викторе Доркине все годы его работы мэром писали только хорошо. Местные журналисты признаются, что были моменты, когда они сомневались – не слишком ли много дифирамб они поют своему градоначальнику. В день похорон, когда горожане, прежде чем поехать на работу, пришли попрощаться с мэром, стало понятно: любовь была настоящей.


- То, что мы увидели вчера на улицах города - вот это был ответ тому, как люди реально относятся к своему главе, - говорит Андрей Трубицын.


- Он погиб, потому что говорил: «Я делаю все по закону. Меня не нужно защищать», - добавляет депутат городской думы Александр Волос.


52-летний Виктор Доркин был убит в ночь на 31 марта недалеко от своего дома. Областная прокуратура сообщила, что следователи насчитали на жертве около десяти пулевых ранений, большей частью - в голову. Основная версия связана со служебной деятельностью погибшего. Он стал тринадцатым убитым городским головой в России за последние шесть лет.


XS
SM
MD
LG