Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Тимашева.
Евгения Назарец: Фестиваль "Золотая Маска" официально стартует 27 марта, в Международный день театра. Но, по традиции, марафон начинает Мариинский театр. 3 и 4 февраля на сцене Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко будет представлена опера-мистерия по роману Достоевского "Братья Карамазовы". Композитор - Александр Смелков, автор либретто - Юрий Димитрин. Режиссер - Василий Бархатов. С ним разговаривает Марина Тимашева
Марина Тимашева: Расскажите мне, пожалуйста, вообще, как случилась ваша история с Мариинским театром? Потому что про Гергиева всегда и всюду распространяются всяческие слухи, что она Анну Нетребко, например, нашел под лестницей, когда она убирала театр и что-то напевала вполголоса, вытащил ее на сцену и в результате сделал такой огромной дивой.
Василий Бархатов: Дело в том, что ее действительно Валерий Александрович нашел на лестнице в Московской консерватории. Я караулил его целенаправленно. Люди уже ему, скажем так, донесли о том, что есть я, и я бы мог попробовать, я, как режиссер "Москва-Черемушки" Шостаковича, вот с чего все это началось. Первый небольшой разговор у нас состоялся, блиц-опрос, где я учился, где чего ставил.
Марина Тимашева: Василий Бархатов закончил факультет музыкального театра Российской Академии театрального искусства, мастер - Розетта Немчинская. На последнем курсе выпустил в "Геликон-опере" "Дневник исчезнувшего" - вокальный цикл Яначека, прежде в России не прочитанный. Был приглашен в Ростовский театр оперы и балета, поставил там спектакль "Директор музыки", первый акт - "Директор театра" Моцарта, второй - "Сначала музыка, потом слова" Сальери, и затем уже "Москва-Черемушки" Шостаковича в Мариинском театре.
Василий, а, сколько вам было, простите, лет, когда вас Ростовский театр позвал?
Василий Бархатов: Двадцать один.
Марина Тимашева: А "Москва-Черемушки"?
Василий Бархатов: Двадцать два года.
Марина Тимашева: Василий Бархатов - самый молодой в России, если не во всем мире, режиссер оперного театра. При этом режиссер глубокий, серьезный, не склонный к конъюнктуре.
В Мариинском театре Василий Бархатов поставил "Енуфу" Яначека, в прошлом году номинированную на премию "Золотая Маска". И вот теперь - "Братья Карамазовы".
Василий Бархатов: В целом, наверное, если брать какую-то сюжетную структуру, это напоминает пырьевские фильмы. Как основной детективный, скажем так, сюжет этой книги, он начинается в скиту и заканчивается на суде. Он пронизан историей великого инквизитора. Музыка - это, наверное, продолжение такой стилистики большой русской оперы, то есть это Чайковский, Прокофьев, высоким русским стилем, что называется, это написано. Это абсолютно мелодичная опера, то есть там никаких таких бессмысленных, аритмичных звукоизречений нет, она, что называется, легко слушается. Бывает, у людей просто стоит ограничитель и начинаются спазмы, когда они слышат музыку, вроде Берга, Шенберга. Вот такие люди спокойно могут пойти, ничего с ними не случится. Она, скорее, даже с какими-то мелодичными номерами, которые уходят потом в народ, они будут крутиться в голове.
Марина Тимашева: Есть ли что-то особенное в интерпретации сюжета Карамазовых?
Василий Бархатов: До того, как я внимательно посмотрел партитуру и клавир, я, естественно, какое-то уже представление имел, основываясь на Достоевском, естественно. Я старался вернуть больше Достоевского и каких-то смыслов. Например, для меня очень важный момент - это смерть старца и то, что для Алеши это не то, что событие, это конец света, в общем, его личный конец света, после которого начинается какая-то, совершенно другая жизнь. Вообще, композитором Алеша нарисован, выписан не таким мягкотелым, хлопающим глазами, как в фильме Мягков, он такой... Вот начал с того, что вообще не понимает, что происходит, и закончил тем, что так и не понял, что произошло. А в нем больше карамазовского. Оно же есть, Алеша же в себе это давит, он как ядерное хранилище под огромным количеством вот этого бетона залитого, понимаешь, что у него там вот эта радиация карамазовская. И у композитора это сделано, то есть он более какой-то такой грубый что ли, и с этим я абсолютно согласен и мне это было нужно. Вот такие вещи мне очень помогали, я их там нашел у композитора.
Марина Тимашева: "Братья Карамазовы" выдвинуты на "Золотую Маску" по шести номинациям: лучший спектакль, композитор, работа режиссера, художника (Зиновий Марголин), роли - Николай Гассиев и Алексей Марков (Федор и Иван Карамазовы). Валерий Гергиев, как всегда, взял самоотвод.
Евгения Назарец: Фестиваль "Золотая Маска" официально стартует 27 марта, в Международный день театра. Но, по традиции, марафон начинает Мариинский театр. 3 и 4 февраля на сцене Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко будет представлена опера-мистерия по роману Достоевского "Братья Карамазовы". Композитор - Александр Смелков, автор либретто - Юрий Димитрин. Режиссер - Василий Бархатов. С ним разговаривает Марина Тимашева
Марина Тимашева: Расскажите мне, пожалуйста, вообще, как случилась ваша история с Мариинским театром? Потому что про Гергиева всегда и всюду распространяются всяческие слухи, что она Анну Нетребко, например, нашел под лестницей, когда она убирала театр и что-то напевала вполголоса, вытащил ее на сцену и в результате сделал такой огромной дивой.
Василий Бархатов: Дело в том, что ее действительно Валерий Александрович нашел на лестнице в Московской консерватории. Я караулил его целенаправленно. Люди уже ему, скажем так, донесли о том, что есть я, и я бы мог попробовать, я, как режиссер "Москва-Черемушки" Шостаковича, вот с чего все это началось. Первый небольшой разговор у нас состоялся, блиц-опрос, где я учился, где чего ставил.
Марина Тимашева: Василий Бархатов закончил факультет музыкального театра Российской Академии театрального искусства, мастер - Розетта Немчинская. На последнем курсе выпустил в "Геликон-опере" "Дневник исчезнувшего" - вокальный цикл Яначека, прежде в России не прочитанный. Был приглашен в Ростовский театр оперы и балета, поставил там спектакль "Директор музыки", первый акт - "Директор театра" Моцарта, второй - "Сначала музыка, потом слова" Сальери, и затем уже "Москва-Черемушки" Шостаковича в Мариинском театре.
Василий, а, сколько вам было, простите, лет, когда вас Ростовский театр позвал?
Василий Бархатов: Двадцать один.
Марина Тимашева: А "Москва-Черемушки"?
Василий Бархатов: Двадцать два года.
Марина Тимашева: Василий Бархатов - самый молодой в России, если не во всем мире, режиссер оперного театра. При этом режиссер глубокий, серьезный, не склонный к конъюнктуре.
В Мариинском театре Василий Бархатов поставил "Енуфу" Яначека, в прошлом году номинированную на премию "Золотая Маска". И вот теперь - "Братья Карамазовы".
Василий Бархатов: В целом, наверное, если брать какую-то сюжетную структуру, это напоминает пырьевские фильмы. Как основной детективный, скажем так, сюжет этой книги, он начинается в скиту и заканчивается на суде. Он пронизан историей великого инквизитора. Музыка - это, наверное, продолжение такой стилистики большой русской оперы, то есть это Чайковский, Прокофьев, высоким русским стилем, что называется, это написано. Это абсолютно мелодичная опера, то есть там никаких таких бессмысленных, аритмичных звукоизречений нет, она, что называется, легко слушается. Бывает, у людей просто стоит ограничитель и начинаются спазмы, когда они слышат музыку, вроде Берга, Шенберга. Вот такие люди спокойно могут пойти, ничего с ними не случится. Она, скорее, даже с какими-то мелодичными номерами, которые уходят потом в народ, они будут крутиться в голове.
Марина Тимашева: Есть ли что-то особенное в интерпретации сюжета Карамазовых?
Василий Бархатов: До того, как я внимательно посмотрел партитуру и клавир, я, естественно, какое-то уже представление имел, основываясь на Достоевском, естественно. Я старался вернуть больше Достоевского и каких-то смыслов. Например, для меня очень важный момент - это смерть старца и то, что для Алеши это не то, что событие, это конец света, в общем, его личный конец света, после которого начинается какая-то, совершенно другая жизнь. Вообще, композитором Алеша нарисован, выписан не таким мягкотелым, хлопающим глазами, как в фильме Мягков, он такой... Вот начал с того, что вообще не понимает, что происходит, и закончил тем, что так и не понял, что произошло. А в нем больше карамазовского. Оно же есть, Алеша же в себе это давит, он как ядерное хранилище под огромным количеством вот этого бетона залитого, понимаешь, что у него там вот эта радиация карамазовская. И у композитора это сделано, то есть он более какой-то такой грубый что ли, и с этим я абсолютно согласен и мне это было нужно. Вот такие вещи мне очень помогали, я их там нашел у композитора.
Марина Тимашева: "Братья Карамазовы" выдвинуты на "Золотую Маску" по шести номинациям: лучший спектакль, композитор, работа режиссера, художника (Зиновий Марголин), роли - Николай Гассиев и Алексей Марков (Федор и Иван Карамазовы). Валерий Гергиев, как всегда, взял самоотвод.