Ссылки для упрощенного доступа

Герцен для бедных


Борис Березовский
Борис Березовский
Всякое появление Бориса Березовского на публике, как и сегодняшнее, напоминает о 90-х, поре его политического расцвета. И какие же разные чувства будит это воспоминание у разных людей.

Есть люди, открыто называющие Бориса Абрамовича Березовского провокатором. Есть те, для кого он – опальный олигарх, искренний критик Путина и путинского режима. Проблема в том, что и те, и другие явно не считают этот вопрос принципиальным: хулители и поклонники Березовского подают друг другу руку, выступают в одних и тех же средствах массовой информации, состоят в одних и тех же политических организациях. На мой взгляд – зря.

Вопрос отношения к Березовскому, возможности сотрудничества с ним или даже использования его в качестве комментатора и источника информации – один из принципиальных. Возможно, на сегодняшнем этапе – главный.

И дело не в демоническом масштабе личности Березовского, а в том, что он – в силу, в том числе, своей энергии и талантов – много раз оказывался в эпицентре ключевых событий 90-х годов. Приватизация, президентские выборы 96-го, урегулирование в Чечне, президентские и парламентские выборы 99-го и 2000-го годов, ликвидация НТВ и ТВ-6, безуспешные попытки сопротивления тоталитарному реваншизму, деградация СНГ и события в Грузии и на Украине – везде встречается этот неугомонец. А именно эти события как были предметом самых существенных разногласий в интеллектуальной среде, так и остаются. Присутствие в них фигуры Березовского сильно затрудняет их преодоление и мешает начать обсуждать что-то более перспективное .

КТО-ТО НЕПРАВ

Борис Абрамович Березовский в конце 80-х стал одним из самых молодых докторов наук за всю советскую историю. Его специализация – проблемы управления. Тема докторской диссертации – "Многокритериальная оптимизация". Утратил ли он свои знания и навыки с тех пор, как покинул академическую науку и занялся… это тоже важный вопрос – чем, собственно, занялся двадцать лет назад специалист по проблемам управления Березовский?

Вот несколько мнений людей, хорошо знающих Березовского:

Анатолий Чубайс: "Он был и остается автором очень масштабных и успешных политических проектов".

Егор Гайдар: "Он умный, яркий человек, но когда речь идет о Березовском, о соображениях морали можно забыть".

Андрей Пионтковский: "Я считаю Березовского самым ценным агентом В.В.Путина за рубежом".

Это оценки исходят от людей, берегущих свою репутацию, и носят, как минимум, уважительный характер – независимо от того, как их авторы смотрят на моральный облик Березовского. Но кто-то из авторов этих оценок должен ошибаться – иначе целостная картина не выстраивается.

Предположим, прав Егор Гайдар - Березовский и нравственность несовместимы. Тогда не вызывает сомнений и справедливость взгляда Андрея Пионтковского: Березовский - сознательный провокатор. Но что в этом случае имеет в виду Анатолий Чубайс – единственный, кто оценивает не этическую составляющую Березовского, а только уровень его профессиональных навыков? О каких масштабных и успешных политических проектах речь?

Выборы 96-го и 99-го? Да, это масштабные и успешные проекты, осуществленные безо всякого намека на нравственность. Но это уже в прошлом. Чем занят их автор сейчас? Тем, о чем говорит Пионтковский? И каковы тогда его ближайшие планы?

ОПАЛЬНЫЙ?

Борис Березовский начал карьеру оппозиционера летом 2000-го года. 17 июля он сложил с себя полномочия депутата Государственной Думы, а 9 августа выступил с открытым письмом к президенту Путину, в котором критиковал избранный последним политический курс. Впоследствии писем и других выступлений было много: от критики их автор перешел к прогнозу скорого падения режима, а затем к рассказам о том, что он не видит иного пути к смене власти в России, кроме силового, и готов этим заниматься.

Пока эта борьба выглядит неуспешной. За прошедшие семь лет власть, с которой сражается Березовский, сумела нанести ему множество поражений.

Не удалось, как планировал Березовский, превратить принадлежавший ему Первый канал российского телевидения в общественное телевидение с помощью организации "Телетраст", совладельцами которой должны были стать множество физических лиц. Первый канал в итоге оказался в полном распоряжении государства и служит теперь его главным пропагандистским рупором.

Проект ТВ-6, призванный, по словам Березовского, заменить в российском эфире НТВ и стать оппонентом государственной пропаганде, просуществовал менее года и был закрыт.

Общественная комиссия, созданная по инициативе Березовского для расследования взрывов жилых домов в России в 1999-ом, ничего расследовать не смогла и тихо самораспустилась.

Организованный Березовским шесть лет назад Фонд гражданских свобод развернуть свою деятельность в России не сумел (правда, и попыток таких не предпринимал).

Партия "Либеральная Россия", предназначенная Березовским для участия в парламентских выборах 2003-го года, потеряла последовательно трех лидеров: двух убитыми – Владимира Головлева и Сергея Юшенкова, а затем и Михаила Коданева, получившего не пожизненный тюремный срок за организацию убийства Сергея Юшенкова, как хотело обвинение, но двадцатилетний, как посчитали достаточным присяжные. Причиной как минимум последнего убийства стали разногласия по вопросу расходования партийных средств, в связи с чем финансирование партии Березовский не открыл. О дальнейшем существовании "Либеральной России" ничего не известно.

Иван Рыбкин, поддержанный Березовским на президентских выборах 2004-го года, снял свою кандидатуру в результате пошлого бытового скандала. По этой причине создать либеральную альтернативу и составить конкуренцию Владимиру Путину он не смог.

Энергичная помощь Березовского украинской оппозиции в 2005-ом завершилась год спустя скандалом и распрями между победителями, обвинявшими друг друга в незаконном обращении к кошельку Березовского, о чем сам он охотно рассказывал.

Спустя семь лет после приобретения издательского дома "Коммерсант" Березовский был вынужден, по его словам, из-за политического давления продать этот влиятельный брэнд (и рентабельное предприятие). Но других покупателей на этот актив, кроме чрезвычайно близкого к "Газпрому" и Кремлю предпринимателя Алишера Усманова, найти не смог.

Из последних поражений, которые потерпел оппозиционер Березовский от российского режима – гибель в Лондоне его соратника Александра Литвиненко, убитого, по словам Березовского, агентами ФСБ.

Многочисленные прогнозы Березовского о досрочном уходе Владимира Путина и крахе его режима все не сбываются никак.

ОЛИГАРХ?

Печальные результаты общественной деятельности Березовского сильно отличаются от его достижений в частной жизни. Здесь все не так сумрачно.

Березовский часто жалуется на то, что был ограблен нынешней российской властью, но ни в одном суде – российском, английском или международном – исков к режиму Путина не предъявляет и вернуть отнятую у него собственность не требует.

То, что осталось после грабежа, позволяет Березовскому в эмиграции вести политическую борьбу в России и других странах, не испытывая чрезмерных лишений (офис в центре Лондона, замок в Сассексе, вилла на Лазурном берегу), в окружении близких (три дочери живут в Англии вместе с мужьями и внуками Березовского) и даже объявлять о планах инвестировать в экономику Бразилии 1 млрд. долларов.

Но самый удивительный пример – принадлежащий Березовскому бизнес в России: он не только избегает давления и конфискации, как, например, бизнес Ходорковского, но и приносит своему владельцу стабильные прибыли. Березовский с начала 90-х контролировал АвтоВАЗ и продолжал это делать вплоть до самого недавнего времени. Без всяких затруднений функционирует и ЛогоВАЗ – первенец Березовского в бизнесе.

Издательский дом "Коммерсант" был продан, но вырученная за него сумма в 300 млн. долларов настолько выше всех экспертных оценок, что это безусловно должно компенсировать моральный ущерб Березовского от расставания с этим активом.

Четыре года назад Березовский публично сообщил, что является владельцем крупных пакетов акций "Сибнефти" и "Русала". Никто это заявление не опроверг, и никаких негативных последствий для этих компаний оно не имело. "Сибнефть" была впоследствии продана государству. "Русал" испытывает стандартные по нынешним временам трудности, ищет поддержки у государства, и есть основания полагать - найдет. О судьбе долей, принадлежавших ему, как утверждает Березовский, в этих компаниях (или вырученных за них денег) ничего не известно, но ни жалоб, ни исков с его стороны не поступало.

ПРАВЫ ВСЕ

Многие – прежде всего официальные комментаторы и журналисты государственных СМИ - утверждают, что Березовский превратился в политического клоуна и маргинала, что все его эпатажные заявления – только пиар, вызванный неумеренным честолюбием и желанием сохранить статус политического беженца в Великобритании.

С мыслью о неумеренном честолюбии Березовского можно согласиться. И с тем, что статус политического беженца для него пока не лишний – тоже. Но тогда следует признать, что попытки Генеральной прокуратуры экстрадировать Березовского в Россию выглядят как прямое пособничество ему – из-за своей фантастической и последовательной бездарности. И более того, такое поведение Генеральной прокуратуры, больше всего напоминающее "договорняк" в российском футболе, следует признать логичным и обоснованным. Или кто-то всерьез представляет себе Березовского в открытом судебном процессе в России? Дающего показания о хищении "жигулей"? И держащего рот на замке относительно всех остальных своих масштабных проектов – от выборов Ельцина до выборов Путина с перерывом на урегулирование в Чечне? О той роли, которую сыграл в их осуществлении не только он сам, но и многие другие - бывшие, действующие и перспективные политики?

Вопрос о том, в каких отношениях состоит Березовский и современная российская власть – не праздный. И он тесно связан с вопросом о том, не утратил ли Березовский своих навыков в области системного управления.

Природный ареал обитания Березовского – стык политики и бизнеса. Точнее - политических махинаций и непрозрачных бизнес-схем. Его любимый инструментарий – средства массовой информации (самым массовым был ОРТ). Точнее – использование средств массовой информации и отдельных журналистов (самым отдельным был Сергей Доренко) в информационных войнах и пропагандистских кампаниях.

Сухой остаток деятельности Березовского в лондонский период его биографии – тотальная дискредитация любого общественного и оппозиционного начинания, к которому он имел хоть малейшее отношение. В лучшем случае от такого начинания оставалось ощущение непристойности, в худшем – трупы. С другой стороны – абсолютный успех в деле обеспечения комфортных условия существования для себя и близких. Так что, похоже, противоречия в тех оценках, которые дают Березовскому Чубайс, Гайдар и Пионтковский, нету никакого.


МЫТЬ РУКИ ПЕРЕД БЕРЕЗОВСКИМ

Любая оппозиция больше всего похожа на ту власть, которой она противостоит – угол падения не может кардинально отличаться от угла отражения.

Если нет у Владимира Путина более ожесточенного противника, чем Борис Березовский, нынешний режим, похоже, может спать спокойно. Но и главному оппозиционеру, видимо, не следует слишком тревожиться за свою судьбу.

Случаев ожесточенной словесной войны и реального взаимовыгодного сотрудничества власти и ее противников в мировой истории насчитывается много. В российской самым ярким, наверное, был симбиоз антинародного царского режима и руководителя террористов и одновременно платного агента спецслужб Евно Фишелевича Азефа. Азеф был разоблачен и исключен из русской общественной жизни в первую очередь благодаря признанию бывшего министра внутренних дел Лопухина, который считал, что провокация – не то средство, которое оправдывает цель борьбы с революцией. Но расчет на то, что в современной России найдется кто-то, способный на похожий поступок, мне представляется ненадежным путем.

Стопроцентных доказательств того, что Березовский и авантюрная часть российской власти ведут совместное хозяйство, нету. И никто не может утверждать наверняка, что та муть, двуличие, политический аферизм и балаган, которые окружают Березовского и ассоциируются у некоторых с российской оппозицией, составляют его корыстный интерес, что это – плата за безбедное проживание в Лондоне и непредъявление более серьезных оснований для экстрадиции, чем воровство "жигулей".

Но есть много – как мне кажется, достаточно – косвенных признаков того, что Березовский наносит большой ущерб российской политической экологии. Все те вопросы относительно его оппозиционной деятельности, которые вызывают у меня сомнения, я задавал во время интервью в Лондоне осенью 2003-го года. Березовский от ответов уклонился. Список вопросов с тех пор вырос, и самый существенный среди них, конечно, касается дела Литвиненко.

Борис Березовский с вдовой Александра Литвиненко Мариной



Возможно, кто-то возьмется задать эти вопросы еще раз и получить исчерпывающие ответы. Возможно, сам Березовский убедительно объяснится. Возможно, это сделают те журналисты, которые не сомневаются в искренности Березовского и его союзников. Все это возможно.

До тех пор, пока это не произошло, нельзя, как мне кажется, использовать Березовского в качестве комментатора, эксперта, источника достоверной информации и носителя звания "оппозиционер" и "опальный олигарх". В конце концов, моем же мы руки перед едой. И удивляемся людям, которые этого не делают.

Обсуждение роли Бориса Березовского в современной российской истории можно продолжить в блоге Михаила Шевелева.

XS
SM
MD
LG