Ссылки для упрощенного доступа

Лицензия на свободу слова


Белорусские власти обязали журналистов обзавестись удостоверениями "установленного образца"
Белорусские власти обязали журналистов обзавестись удостоверениями "установленного образца"

В Белоруссии вступил в силу новый закон о средствах массовой информации. Независимые журналисты считают его откровенно реакционным. И буквально тут же о "чрезмерной" свободе слова в интернете вновь заговорили представители российской власти.

Забота о простом человеке

Семь лет принятие закона о СМИ по различным причинам откладывалось. Власти не решались на легализацию откровенно реакционного документа, существенно ограничивающего свободу независимой прессы. Громкий международный резонанс вызвало намерение министерства информации поставить в жесткие рамки интернет-ресурсы: после фактического уничтожения независимых печатных изданий интернет оставался единственным неподцензурным пространством. Под давлением общественности разработчики закона были вынуждены учесть журналистскую озабоченность. В соответствии с положениями документа, требование о регистрации все же не распространяется на интернет-СМИ, а касается лишь интернет-версий зарегистрированных печатных, телевизионных, радиовещательных массмедиа.

Как отмечает заместитель министра информации Лилия Ананич, процедура перерегистрации СМИ упрощена: "В законе отражен баланс интересов общества, государства, средств массовой информации, журналистов и - самое главное - конкретных людей, конкретного человека, тех, для кого сегодня и работают средства массовой информации".

Фрилансеров просят не беспокоиться

Не столь единодушны в позитивных оценках нового закона представители журналистских организаций. Председатель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина отмечает: "По-прежнему остаются проблемы распространения 13 общественно-политических независимых изданий. Органы государственного управления не являются открытым и широким источником информации, абсолютно не решена проблема аккредитации журналистов, работающих на зарубежные СМИ".

Юрист Центра правовой защиты журналистов Андрей Бастунец отметил лишь два положительных момента, связанных с вступлением закона в силу - заявительный порядок перерегистрации СМИ и отсутствие нормы, обязывающей регистрировать интернет-ресурсы. Во всем остальном, по мнению эксперта, новый закон еще больше "зарегулирует" деятельность редакций. Так, с 9 февраля журналисты должны пользоваться служебными удостоверениями, оформленными в соответствии с единой формой министерства информации. Эта норма по сути ставит крест на деятельности так называемых "свободных журналистов" – фрилансеров. Сократился перечень случаев освобождения от ответственности журналиста, редакции, главного редактора и учредителя.

Два предупредительных в воздух

Александр Лукашенко
"На мой взгляд, - говорит Андрей Бастунец, - тревожной выглядит статья о возможности закрыть средство массовой информации после двух предупреждений за любые нарушения. Во-первых, она не соответствует международным обязательствам Республики Белоруссия. И, во-вторых, положения, которые связаны с аккредитацией журналистов, не дают возможности оспорить отказ в аккредитации и запрещают журналистам зарубежных СМИ работать в Белоруссии без аккредитации".

Новый документ ограничивает долю иностранного участника в медиа-бизнесе 30 процентами и усложняет работу корреспондентов иностранных СМИ: они должны в обязательном порядке получить аккредитацию МИДа, которая носит разрешительный характер. Что касается самой аккредитации, то если раньше ее наличие гарантировало приглашение на значимые мероприятия и получение информации, то теперь таких обязательств аккредитующий орган не несет.

Общественность проинформируют

Параллельно с вступлением в силу закона о СМИ Александр Лукашенко подписал указ "О совершенствовании работы государственных органов со средствами массовой информации". По мнению президента Белоруссии, дефицит информации о деятельности ряда госорганов свидетельствует о присущем их руководству непонимании важности информирования общественности. Подписанный указ устанавливает, что персональную ответственность за состояние работы со СМИ несет непосредственно руководитель государственного органа.

Однако вряд ли журналистам стоит ожидать принципиально новых отношений с государственными мужами. Назначенные на свои должности президентскими указами, чиновники не рискуют высказывать личную позицию, которая может не совпасть с "генеральной линией".

Свобода не для всех

В России последняя попытка ограничить распространение информации была предпринята два месяца назад. 4 декабря пять депутатов-единороссов из комитетов по информполитике, безопасности и делам национальностей внесли в Госдуму проект поправок в закон о противодействии экстремизму - новую статью, предусматривающую ответственность за распространение экстремистских материалов в интернете. "В случае неоднократного размещения экстремистских материалов, - гласила одна из поправок, - судом может быть принято решение о прекращении доступа к сайту на территории РФ". В течение месяца со дня решения суда все организации, предоставляющие услуги доступа в сеть на территории России, обязаны были, согласно проекту закона, "принять меры" по блокированию сайта.

Законопроект получил одобрение на экспертном совете Госдумы во главе с первым зампредом фракции "Единая Россия" Владимиром Пехтиным (совет создан по инициативе замруководителя администрации президента Владислава Суркова в прошлом году, его заключения считаются нулевым чтением законов).

Однако 12 декабря по просьбе правительства законопроект, предполагавший внесение изменений не только в закон "О СМИ", но и в законы "О противодействии экстремистской деятельности", "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях, был отозван из Госдумы. Среди причин отзыва законопроекта были названы сложность вносимых поправок в согласовании с судами и ведомствами, а также тот факт, что предложенные поправки противоречат посланию президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию, где сказано, что никакой чиновник не должен препятствовать дискуссиям в интернете.


Но уже 10 февраля начальник бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД России генерал-полковник Борис Мирошников заявил, что МВД выступает за снижение степени анонимности при регистрации интернет-пользователей и повышение ответственности за распространение информации в сети.

"Анонимность - это приглашение к преступлению, это тот самый темный переулок, в котором творятся злодеяния. Дайте туда свет, и преступлений будет меньше"- заявил генерал "Интерфаксу". По его словам, "злоумышленники активно пользуются тем, что интернет позволяет спрятаться под псевдонимом, да еще укрыться на территории иностранного государства, где отсутствует российская юрисдикция".

Г-н Мирошников отметил, что возглавляемое им подразделение проводит постоянную работу "по повышению регистрационной дисциплины" совместно с другими правоохранительными органами, Минкомсвязи, бизнес-сообществом. Содействие в сфере пресечения и раскрытия киберпреступлений, по словам генерала, оказывают спецподразделению МВД сами интенет-провайдеры. "Процесс очень полезный и мы будем всячески его развивать, это единственно возможный путь, который позволит нам сообща справиться с проблемой", - сказал Борис Мирошников.

В то же время, по его мнению, "в дискуссиях вокруг интернета мы сталкиваемся с огромным количеством демагогов, которые говорят про зону, свободную от всякого регулирования и контроля, оперируют такими терминами как гласность, свобода слова, свобода доступа к информации, а на самом деле потакают преступникам". "Пользователи имеют право на защиту от агрессивного контента, от злоумышленников всех мастей, которым до сих пор уютно в этом нерегулируемом пространстве", - заявил генерал.

XS
SM
MD
LG