Ссылки для упрощенного доступа

Минфин как стратегическая высота


Станислав Белковский в студии Радио Свобода.
Станислав Белковский в студии Радио Свобода.
Руководитель Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации Александр Бастрыкин обвинил в организации крупных финансовых хищений государственных средств высокопоставленных сотрудников Министерства финансов. Речь идет о так называемом "деле Сергея Сторчака". Чем вызваны столь громкие разоблачительные заявления Бастрыкина? Корреспондент Радио Свобода задал этот вопрос директору Института национальной стратегии Станиславу Белковскому.


Борьба за пост министра финансов России идет не один год, и в этой борьбе участвуют сразу несколько видных групп влияния. Одна из них связана с именем Игоря Сечина, в прошлом заместителя руководителя администрации президента и шефа канцелярии Путина, а ныне вице-премьера по энергетике и фактически начальника нефтяного комплекса России. Но круг оппонентов Кудрина Сечиным отнюдь не исчерпан. Здесь и руководство Министерства экономического развития, и ряд видных чиновников нынешней администрации президента, в том числе весьма и неформально близких к Дмитрию Медведеву. И сегодня, когда Минфин уже не является твердыней и оплотом путинской стабильности, а становится вновь, как и в 1990-е годы жупелом и ответственным за все финансовые проблемы страны, политическая жертва в лице Алексея Кудрина представляется более чем реальной и возможной. Поэтому на пост министра финансов вновь организована системная атака.

Это далеко не первая атака. И собственно, арест Сергея Сторчака осенью 2007 года был одним из актов драмы, в центре сюжета которой - борьба за Минфин. Эта борьба продолжается.

В этой борьбе Следственный комитет при Генеральной прокуратуре всегда выступал на стороне оппонентов Алексея Кудрина, минимум, с того момента, как было принято решение об аресте Сергея Сторчака. Кудрин не оставался в долгу, он всячески пытался ослабить аппаратные позиции главы СКП Александра Бастрыкина, в том числе путем проверок и его ведомства, и даже его прежних мест работы. Это очередной раунд в аппаратной схватке за то, кто будет контролировать тающие и усыхающие, но все еще столь необходимые и государству, и частным финансово-промышленным группам государственные деньги в условиях разрастающегося финансового кризиса.

Объективные противоречия между преемником Дмитрием Медведевым и предшественником Владимиром Путиным нарастают, независимо от их личных отношений. Путинское правительство оказалось вопиюще неэффективным в вопросах экономики и финансов, и Дмитрий Медведев, как президент, несущий конечную ответственность за состояние дел в стране, не может этого не замечать, на это не реагировать.

Оппонентов у Алексея Кудрина - две трети нынешней правящей элиты, начиная с Игоря Сечина и его сателлитов, продолжая нынешним руководством Министерства экономического развития и прежним его руководством, в частности, главой "Сбербанка" Германом Грефом, который неформально остается влиятельной фигурой в вопросах формирования экономической политики. Плюс все те экономисты, которые сегодня находятся в администрации президента или около нее, Плюс заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, который сегодня очень хочет перехватить посткризисную повестку дня и объявить своим главным врагом Кудрина.

Как только у путиномики начались отчетливые системные проблемы, Кудрин стал самым уязвимым звеном нынешней машины, и все его враги, конечно, не преминут с ним поквитаться.
XS
SM
MD
LG