Конкурс пройдет 14 и 15 февраля в московском ресторане "Самовар". Идея мероприятия принадлежит известной молодой джазовой певице Анне Бутурлиной. Она сама подбирала участников из Москвы, Петербурга, Самарканда, Одессы, Челябинска - их будет 14 человек.
Анна первой взялась ответить на вопрос: как объяснить неискушенному слушателю, чем отличается джазовый вокал от не джазового.
- Джазовое исполнение песни или джазового стандарта подразумевает определенную, именно джазовую манеру, - говорит певица.- Первое - это умение петь в свинге. Потому что это чувство, которое невозможно описать словами, можно только понять, услышав музыку. Оно должно быть обязательство присуще любому джазовому исполнителю, не только певцу. Плюс еще какая-то мелизматика (украшение мелодии - РС), какие-то приемы, обороты фразеологические, но именно узнаваемые музыкальные фразы отличают джазовое исполнение.
"Джазовед" и обозреватель "Эха Москвы" Моисей Рыбак считает отличительной чертой джаза умение импровизировать:
- Если вы возьмете обычную песню, которую пела Людмила Зыкина или оперную арию Образцовой, они поют по нотам и понятия не имеют, что такое сымпровизировать эту мелодию. Когда, скажем, Образцова была в Америке, ее сводили в джазовый клуб. Она после этого влюбилась в джаз и решила попеть его. Но что из этого вышло, наверное, многие из вас знают. Получился, мягко говоря, легкий провал. Она сама это прекрасно поняла, и теперь она уже не поет джаз, потому что она не могла петь импровизацию. Когда она выступала со своими джазовыми программами, ей расписывали эту импровизацию, записывали на ноты. Они их выучивала и пела. Но разве это джаз?! Так что, джазовый вокал отличается от всех видов вокала - от народной музыки, от классической музыки, от всего – своими импровизационными требованиями.
Однако почему в России практически нет джазовых певцов? Народный артист России, дирижер, пианист, композитор, аранжировщик, известный широкой публике как автор музыки ставшего культовым фильма "Мы из джаза" Анатолий Кролл считает, что у российского джазового вокала ещё всё впереди:
- Тут проблем очень много. Мы сегодня говорим, чтобы, допустим, была певица, не похожая на Дайану Кролл или на кого-либо другого. Мы еще не доросли до того уровня творчества, где бы мы могли обещать появление совершенно самобытных исполнителей. Все равно мы неизбежно должны пройти путь, я не хочу обидно сказать подражательства, накопления того материала, из которого потом создается личность. Если сегодня в конкурсе появится певица, которая блестяще споет что-то из хрестоматийной джазовой вокальной музыки, меня это будет радовать. Я никогда не скажу: а почему вы не спели что-то такое, чтобы я понял, что это только вы и больше никто другой? Жизнь джазовых вокалисток и вокалисток в нашей стране пока еще очень незавидная. Еще сегодня даже самому талантливому джазовому вокалисту особо негде показать свое творчество за исключением избранных мест.
Анатолию Кроллу вторит продюсер Михаил Грин, который также входит в жюри конкурса:
- Есть Осейчук. Извините, если вы посмотрите всех молодых джазовых саксофонистов, вы увидите, что во всех оркестрах ученики Осейчука сидят. Бриль преподает фортепиано. Все известные... Кто преподает вокал? Вы знаете таких людей такого же уровня, были у нас вокалисты когда-нибудь? Не было, а сейчас их и нет, потому что некому преподавать.
Объединив усилия, участники разговора все же вспомнили пару-тройку российских джазовых певиц и только одного мужчину - Сергея Манукяна, да и он более известен, как пианист. Кстати, из 14 участников конкурса 12 - женского пола.
Анна первой взялась ответить на вопрос: как объяснить неискушенному слушателю, чем отличается джазовый вокал от не джазового.
- Джазовое исполнение песни или джазового стандарта подразумевает определенную, именно джазовую манеру, - говорит певица.- Первое - это умение петь в свинге. Потому что это чувство, которое невозможно описать словами, можно только понять, услышав музыку. Оно должно быть обязательство присуще любому джазовому исполнителю, не только певцу. Плюс еще какая-то мелизматика (украшение мелодии - РС), какие-то приемы, обороты фразеологические, но именно узнаваемые музыкальные фразы отличают джазовое исполнение.
"Джазовед" и обозреватель "Эха Москвы" Моисей Рыбак считает отличительной чертой джаза умение импровизировать:
- Если вы возьмете обычную песню, которую пела Людмила Зыкина или оперную арию Образцовой, они поют по нотам и понятия не имеют, что такое сымпровизировать эту мелодию. Когда, скажем, Образцова была в Америке, ее сводили в джазовый клуб. Она после этого влюбилась в джаз и решила попеть его. Но что из этого вышло, наверное, многие из вас знают. Получился, мягко говоря, легкий провал. Она сама это прекрасно поняла, и теперь она уже не поет джаз, потому что она не могла петь импровизацию. Когда она выступала со своими джазовыми программами, ей расписывали эту импровизацию, записывали на ноты. Они их выучивала и пела. Но разве это джаз?! Так что, джазовый вокал отличается от всех видов вокала - от народной музыки, от классической музыки, от всего – своими импровизационными требованиями.
Однако почему в России практически нет джазовых певцов? Народный артист России, дирижер, пианист, композитор, аранжировщик, известный широкой публике как автор музыки ставшего культовым фильма "Мы из джаза" Анатолий Кролл считает, что у российского джазового вокала ещё всё впереди:
- Тут проблем очень много. Мы сегодня говорим, чтобы, допустим, была певица, не похожая на Дайану Кролл или на кого-либо другого. Мы еще не доросли до того уровня творчества, где бы мы могли обещать появление совершенно самобытных исполнителей. Все равно мы неизбежно должны пройти путь, я не хочу обидно сказать подражательства, накопления того материала, из которого потом создается личность. Если сегодня в конкурсе появится певица, которая блестяще споет что-то из хрестоматийной джазовой вокальной музыки, меня это будет радовать. Я никогда не скажу: а почему вы не спели что-то такое, чтобы я понял, что это только вы и больше никто другой? Жизнь джазовых вокалисток и вокалисток в нашей стране пока еще очень незавидная. Еще сегодня даже самому талантливому джазовому вокалисту особо негде показать свое творчество за исключением избранных мест.
Анатолию Кроллу вторит продюсер Михаил Грин, который также входит в жюри конкурса:
- Есть Осейчук. Извините, если вы посмотрите всех молодых джазовых саксофонистов, вы увидите, что во всех оркестрах ученики Осейчука сидят. Бриль преподает фортепиано. Все известные... Кто преподает вокал? Вы знаете таких людей такого же уровня, были у нас вокалисты когда-нибудь? Не было, а сейчас их и нет, потому что некому преподавать.
Объединив усилия, участники разговора все же вспомнили пару-тройку российских джазовых певиц и только одного мужчину - Сергея Манукяна, да и он более известен, как пианист. Кстати, из 14 участников конкурса 12 - женского пола.