Судьи Конституционного суда РФ 20 февраля переизбрали своим председателем Валерия Зорькина, занимавшего этот пост на протяжении последних шести лет. За его кандидатуру проголосовали 14 судей из 19 участвовавших в двухэтапном голосовании. Зорькин возглавит КС в четвертый и, похоже, в последний раз. Председатель избирается на трехлетний срок, и в 2012 году нынешний глава уже вряд ли будет претендовать переизбрание, так как в 2013 году его полномочия истекут в связи с 70-летием.
Родившийся 18 февраля 1943 года, Валерий Дмитриевич Зорькин в 1964 году закончил юридический факультет МГУ по специальности "правоведение", после чего преподавал и занимался научной работой в МГУ, Институте государства и права, Академии и Высшей юридической заочной школе МВД СССР.
В конце 80-х Зорькин, в отличие от подавляющего большинства известных юристов, вставших на сторону президента СССР Михаила Горбачева, был одним из немногих, кто согласился работать над новой российской конституцией, и возглавил экспертную группу Конституционной комиссии Съезда народных депутатов России, которой руководил Борис Ельцин. Зорькин одним из первых заявил, что России следует сделать выбор в пользу президентской республики. Во время августовского путча 1991 года он вместе с другими входившими в комиссию юристами поставил свою подпись под заявлением, в котором действия ГКЧП были названы попыткой государственного переворота, еще раз поддержав тем самым Ельцина.
По мнению наблюдателей, это заметно способствовало тому, что в 1991 году Зорькин стал членом учрежденного в декабре 1990 года Конституционного суда РФ. По итогам тайного голосования его выбрали первым в истории этого института председателем.
Свое первое решением КС вынес в январе 1992 года. Им стало признание недействительным президентского указа об объединении МВД и органов госбезопасности. Однако самым громким делом первого состава суда наблюдатели называют "Дело КПСС", рассмотрение которого началось с внесения депутатами-коммунистами вопроса о законности указов Ельцина о запрете КПСС и КП РСФСР. Решение суда позволило впоследствии воссоздать компартию, однако СМИ отмечали, что процесс, по сути, окончился ничем: не произошло ни запрета, ни оправдания этих организаций. Суд постановил, что "партиями" в буквальном смысле этого понятия они не являлись, а также классифицировал имущество компартий как собственно партийное, государственное и бесхозное, не признав за собой права решать, что из него кому должно принадлежать.
После того, как на VII Съезде народных депутатов России Зорькин назвал призывы представителей власти к его роспуску неконституционными и инициировал консультации между Борисом Ельциным и председателем Верховного совета Русланом Хасбулатовым, его все чаще стали упрекать в пристрастности. По мнению сторонников Ельцина, председатель КС занял не пропрезидентскую, но пропарламентскую позицию. То, что на внеочередном VIII съезде в марте 1993-го Зорькин фактически примкнул к противникам президента, поддержав парламентариев, дало лишний повод упрекнуть его в отсутствии объективности и пособничестве Хасбулатову.
"Контрпрезидентская" деятельность Зорькина достигла своего апогея осенью 1993 года, когда он объявил ельцинский указ №1400 о роспуске Верховного совета и Съезда народных депутатов антиконституционным и дающим законные основания для начала процедуры отстранения президента от должности. После вооруженного противостояния парламента и президента в начале октября, закончившегося танковым обстрелом Белого дома и арестом Руцкого, Хасбулатова и Макашова, Зорькин ушел в отставку с поста председателя Конституционного суда. Обвиненный в участии в политической деятельности, с 1 декабря 1993 года по 25 января 1994-го он был лишен и полномочий рядового судьи КС.
Восстановление Зорькина в КС произошло в тот момент, когда сама деятельность Конституционного суда была президентским указом приостановлена почти на год. Судя по публикациям в СМИ, в течение всего 1994 года возобновление работы КС напрямую связывали с тем, когда же оттуда уйдет Зорькин. Сняв с себя полномочия, он мог бы заняться политической деятельностью (о чем в какой-то момент говорили как об уже решенном деле), однако в феврале 1995 года все же вошел во второй состав суда и впоследствии отказался от предложения баллотироваться в президенты.
Самым заметным эпизодом восьмилетней работы Зорькина в качестве рядового члена КС стало его несогласие с вердиктом по "чеченскому делу" в 1995 году. Он заявил тогда, что суд рассмотрел недостаточно фактов для вынесения решения о конституционности указов, касающихся военной операции в Чечне, и голосовал "против".
В начале 2000 года исполняющий обязанности президента Владимир Путин присвоил Зорькину звание "Заслуженный юрист России", однако вернуться на пост председателя КС ему удалось только спустя три года. Резонанса, сопоставимого с событиями начала 1990-х, деятельность Конституционного суда и его главы с тех пор не получала. Из наиболее ярких эпизодов последних лет можно отметить начавшееся с возвращением Зорькина неявное противостояние между Верховным и Конституционным судами, а также признание законности отмены прямых губернаторских выборов в 2005 году. Неоднократно отмечалось, что это решение противоречило постановлению того же Конституционного суда 10-летней давности. Сам Зорькин объяснил такое несоответствие тем, что "по мере развития общества правовые позиции КС могут уточняться".
В 2006 году председатель КС вступил в спор с Кремлем по поводу перевода КС из Москвы в Петербург. В итоге суд все-таки переехал, однако получил право на создание представительства и проведение выездных заседаний в Москве.