Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.
Кирилл Кобрин: Министерство экономического развития России подготовило проект закона под названием "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения". Предполагается, что все зарегистрированные в России религиозные конфессии получат в собственность имущество, в настоящее время находящееся в их безвозмездном бессрочном пользовании. О возможных последствиях принятия этого документа рассказывает обозреватель Радио Свобода Тамара Ляленкова.
Тамара Ляленкова: В подготовленном законопроекте речь идет о культовых зданиях и сооружениях с земельными участками, а также движимом имуществе, которые со времен перестройки находятся в безвозмездном бессрочном пользовании у религиозных общин. Рассказывает заместитель духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Хазрат.
Дамир Хазрат: Прежний закон, конечно, не удовлетворял многих. Дело в том, что даже оформление каких-то документов, например, инженерных документов нам необходимо получить было план БТИ. Мы не могли напрямую получать, так как не мы балансодержатели, а балансодержатель, в нашем случае, если Москву взять - Москва, если Татарстан взять, город Казань, то столица республики. Пока напишешь письмо-прошение, что просим разрешить, время идет. Это такая тянучка была. Потом другие были ограничения. Если нам это дали в безвозмездное пользование бессрочное, то мы не могли с кем-то на договорных основаниях вести там какую-то работу, допустим. У мусульман России каких-то огромных земель, наделов или зданий, сооружений, конечно, нет, хотя более чем 3,5 тысячи мечетей. Это говорит о том, что у нас мечети в сельских местностях могут быть такие же, как деревянные дома, в городах, конечно, каменные мечети. Мы думаем, что это облегчит содержание мечетей. Со стороны государства будет легче, и нам будет легче вести религиозно-хозяйственную деятельность.
Тамара Ляленкова: Историк русской православной церкви Сергей Бычков также одобряет новый законопроект.
Сергей Бычков: Конечно, этого решения ждали очень давно, потому что религиозные общины являются отныне юридическим лицом, но они по-прежнему не могут являться собственниками, потому что нет закона - ни собственниками зданий, ни собственниками земли, на которых располагаются эти культовые здания.
Тамара Ляленкова: Таким образом, религиозные общины получают возможность использовать земли - сдавать их в аренду и каким-то образом зарабатывать деньги на этом?
Сергей Бычков: Все не так просто, как кажется. Дело в том, что если мы возьмем Москву, если мы возьмем Русскую православную церковь, то в Москве сейчас свыше 600 храмов. Но ведь для того, чтобы получить в собственность арендуемое здание, я имею в виду храмы, земли, а также постройки, принадлежащие этим храмам, община или священник должны предъявить документы. Как ни парадоксально, сколько разговоров не идет, но насколько я знаю, я могу назвать, может быть, только один или два храма, может быть, один монастырь, который действительно готовились к этому. Вы представьте себе, сколько изменений произошло за это прошедшее столетие. Как перекраивалась Москва, сносились храмы, сносились здания. Я просто знаю, например, как Дивеевский монастырь Нижегородский уже в течение многих лет пытается вернуть себе подворье на проспекте Мира. Поэтому это очень трудная задача. Я боюсь, что наше духовенство ни юридически, ни духовно совершенно не готово к тому, чтобы приняться за решение этой сложнейшей задачи. Если даже государство сделает от него все зависящее и закон будет подписан, то можно себе представить, какие мытарства ожидают религиозные общины.
Тамара Ляленкова: Протоирей Иоанн Свиридов, главный редактор радиостанции "София", видит проблемы, связанные с возможным принятием закона, в иной области.
Иоанн Свиридов: Мне кажется, что этот закон, который так долго прорабатывался, и не было такой решительной позиции со стороны церкви, была решительная позиция возможности отобрать у музеев церковную собственность, которая церкви, на самом деле, не принадлежала, это факт. Взять на себя ответственность, на самом деле, некоторые епархии не готовы, поскольку тогда вся ответственность за реставрацию, содержание памятников ложится на церковные власти, в первую очередь, епархиальные. Кроме того, есть храмы - памятники архитектуры, за которые, так или иначе, несет ответственность государство. У нас не так много таких драгоценных памятников, где находятся древние фрески. Все зависит от вкусов, допустим, епархиальных властей, которые запросто могут записать фрески, поскольку им покажется, что это что-то такое не парадное. Такие покушения были. Это страшно, на самом деле.
Тамара Ляленкова: Николай Митрохин, научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета считает, что законопроект отражает существующие отношения между церковью и государством.
Николай Митрохин: За последние полторы недели мы видим от государственных чиновников две инициативы по отношению к церкви. Первая - было выступление министра образования Фурсенко на Рождественских чтениях, где он сказал, что три семинарии получат государственную аккредитацию. Это то чего церковь добивалась в течение пяти лет, и продвинулось неожиданно только после избрания патриархом Кирилла. Вторая - законопроект о передаче церковного имущества в постоянную собственность. Очевидно, что оба действия со стороны государственных чиновников являются, скорее всего, реализацией некоторых обещаний, которые новый президент дал новоизбранному патриарху в рамках некоего подарка для начала его активной деятельности.
Принципиальная ситуация состоит в следующем, что некогда принадлежащее религиозным, православным общинам имущество можно разделить на ликвидное и не ликвидное. К ликвидным относится собственность в городах. С одной стороны - храмы, с другой стороны - некогда принадлежащие церкви дома и участки земли, естественно, городской, на которой можно что-то выгодно построить. Второе имущество - не ликвидное. Это именно здания храмов и иногда какие-то участки земли вокруг них в русской провинции, в первую очередь, сельских храмов. До сих пор сельские храмы составляют порядка 75 процентов от всех храмов Русской православной церкви. Часто эти храмы просто не восстановлены, поскольку находятся в тех деревнях, которые опустели. Понятно, что средств на восстановление подобного количества недвижимого имущества просто ни у кого нет. Поэтому сейчас не очень понятно, что реально церковь просит, в каких объемах. Самый существенный вопрос будет о том, сколько церковь еще будет просить о возврате чего-либо, потому что процесс возврата идет уже 20 лет. В какой-то момент, очевидно, необходимо будет поставить временной ограничитель, что, да, церковь заявляет права на то-то-то имущество. И в конце этого списка ставится точка.
Тамара Ляленкова: Это было мнение Николая Митрохина.
А в самом Министерстве экономического развития проект закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" комментировать пока отказываются.
Кирилл Кобрин: Министерство экономического развития России подготовило проект закона под названием "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения". Предполагается, что все зарегистрированные в России религиозные конфессии получат в собственность имущество, в настоящее время находящееся в их безвозмездном бессрочном пользовании. О возможных последствиях принятия этого документа рассказывает обозреватель Радио Свобода Тамара Ляленкова.
Тамара Ляленкова: В подготовленном законопроекте речь идет о культовых зданиях и сооружениях с земельными участками, а также движимом имуществе, которые со времен перестройки находятся в безвозмездном бессрочном пользовании у религиозных общин. Рассказывает заместитель духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Хазрат.
Дамир Хазрат: Прежний закон, конечно, не удовлетворял многих. Дело в том, что даже оформление каких-то документов, например, инженерных документов нам необходимо получить было план БТИ. Мы не могли напрямую получать, так как не мы балансодержатели, а балансодержатель, в нашем случае, если Москву взять - Москва, если Татарстан взять, город Казань, то столица республики. Пока напишешь письмо-прошение, что просим разрешить, время идет. Это такая тянучка была. Потом другие были ограничения. Если нам это дали в безвозмездное пользование бессрочное, то мы не могли с кем-то на договорных основаниях вести там какую-то работу, допустим. У мусульман России каких-то огромных земель, наделов или зданий, сооружений, конечно, нет, хотя более чем 3,5 тысячи мечетей. Это говорит о том, что у нас мечети в сельских местностях могут быть такие же, как деревянные дома, в городах, конечно, каменные мечети. Мы думаем, что это облегчит содержание мечетей. Со стороны государства будет легче, и нам будет легче вести религиозно-хозяйственную деятельность.
Тамара Ляленкова: Историк русской православной церкви Сергей Бычков также одобряет новый законопроект.
Сергей Бычков: Конечно, этого решения ждали очень давно, потому что религиозные общины являются отныне юридическим лицом, но они по-прежнему не могут являться собственниками, потому что нет закона - ни собственниками зданий, ни собственниками земли, на которых располагаются эти культовые здания.
Тамара Ляленкова: Таким образом, религиозные общины получают возможность использовать земли - сдавать их в аренду и каким-то образом зарабатывать деньги на этом?
Сергей Бычков: Все не так просто, как кажется. Дело в том, что если мы возьмем Москву, если мы возьмем Русскую православную церковь, то в Москве сейчас свыше 600 храмов. Но ведь для того, чтобы получить в собственность арендуемое здание, я имею в виду храмы, земли, а также постройки, принадлежащие этим храмам, община или священник должны предъявить документы. Как ни парадоксально, сколько разговоров не идет, но насколько я знаю, я могу назвать, может быть, только один или два храма, может быть, один монастырь, который действительно готовились к этому. Вы представьте себе, сколько изменений произошло за это прошедшее столетие. Как перекраивалась Москва, сносились храмы, сносились здания. Я просто знаю, например, как Дивеевский монастырь Нижегородский уже в течение многих лет пытается вернуть себе подворье на проспекте Мира. Поэтому это очень трудная задача. Я боюсь, что наше духовенство ни юридически, ни духовно совершенно не готово к тому, чтобы приняться за решение этой сложнейшей задачи. Если даже государство сделает от него все зависящее и закон будет подписан, то можно себе представить, какие мытарства ожидают религиозные общины.
Тамара Ляленкова: Протоирей Иоанн Свиридов, главный редактор радиостанции "София", видит проблемы, связанные с возможным принятием закона, в иной области.
Иоанн Свиридов: Мне кажется, что этот закон, который так долго прорабатывался, и не было такой решительной позиции со стороны церкви, была решительная позиция возможности отобрать у музеев церковную собственность, которая церкви, на самом деле, не принадлежала, это факт. Взять на себя ответственность, на самом деле, некоторые епархии не готовы, поскольку тогда вся ответственность за реставрацию, содержание памятников ложится на церковные власти, в первую очередь, епархиальные. Кроме того, есть храмы - памятники архитектуры, за которые, так или иначе, несет ответственность государство. У нас не так много таких драгоценных памятников, где находятся древние фрески. Все зависит от вкусов, допустим, епархиальных властей, которые запросто могут записать фрески, поскольку им покажется, что это что-то такое не парадное. Такие покушения были. Это страшно, на самом деле.
Тамара Ляленкова: Николай Митрохин, научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета считает, что законопроект отражает существующие отношения между церковью и государством.
Николай Митрохин: За последние полторы недели мы видим от государственных чиновников две инициативы по отношению к церкви. Первая - было выступление министра образования Фурсенко на Рождественских чтениях, где он сказал, что три семинарии получат государственную аккредитацию. Это то чего церковь добивалась в течение пяти лет, и продвинулось неожиданно только после избрания патриархом Кирилла. Вторая - законопроект о передаче церковного имущества в постоянную собственность. Очевидно, что оба действия со стороны государственных чиновников являются, скорее всего, реализацией некоторых обещаний, которые новый президент дал новоизбранному патриарху в рамках некоего подарка для начала его активной деятельности.
Принципиальная ситуация состоит в следующем, что некогда принадлежащее религиозным, православным общинам имущество можно разделить на ликвидное и не ликвидное. К ликвидным относится собственность в городах. С одной стороны - храмы, с другой стороны - некогда принадлежащие церкви дома и участки земли, естественно, городской, на которой можно что-то выгодно построить. Второе имущество - не ликвидное. Это именно здания храмов и иногда какие-то участки земли вокруг них в русской провинции, в первую очередь, сельских храмов. До сих пор сельские храмы составляют порядка 75 процентов от всех храмов Русской православной церкви. Часто эти храмы просто не восстановлены, поскольку находятся в тех деревнях, которые опустели. Понятно, что средств на восстановление подобного количества недвижимого имущества просто ни у кого нет. Поэтому сейчас не очень понятно, что реально церковь просит, в каких объемах. Самый существенный вопрос будет о том, сколько церковь еще будет просить о возврате чего-либо, потому что процесс возврата идет уже 20 лет. В какой-то момент, очевидно, необходимо будет поставить временной ограничитель, что, да, церковь заявляет права на то-то-то имущество. И в конце этого списка ставится точка.
Тамара Ляленкова: Это было мнение Николая Митрохина.
А в самом Министерстве экономического развития проект закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" комментировать пока отказываются.