Ссылки для упрощенного доступа

В Таджикистане введут налог на воду


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Душанбе Малика Рахманова.

Кирилл Кобрин: В Таджикистане парламент обсуждает вопрос о введении платежа за пользование водными ресурсами и подземными недрами. По словам представителей налоговой инспекции, нововведение коснется крупных насосных станций и гидроэлектростанций, в частности, Нурекской ГЭС. Этот гидроузел обеспечивает электроэнергией 80% населения Таджикистана. В парламенте, впрочем, как и среди аналитиков, мнения по поводу целенаправленности введения налога на воду разошлись.

Малика Рахманова: В таджикский налоговый кодекс будут внесены 79 поправок. Они в основном коснутся налогообложения подземных недр и водных ресурсов страны. Маджлиси намояндагон (нижняя палата парламента) уже одобрила закон о внесении изменений и дополнений в налоговый кодекс Таджикистана. В настоящее время вопрос находится на рассмотрении верхней палаты (Маджлиси Милли). При разработке закона использовался российский опыт. По словам начальника управления налогового администрирования налогового комитета при правительстве Таджикистана Рустама Джабарова, в случае одобрения закона верхней палатой парламента, платежи за использование водных ресурсов в производственных целях коснутся в основном крупных гидроэлектростанций. Малые ГЭС этот налог не затронет.

Рустам Джабаров: Налогом облагаются производители электроэнергии при использовании воды в целях производства электроэнергии. Там предусматриваются льготы для лиц, которые производят электроэнергию на ГЭС мощностью до 1000 кВатт. Будет касаться в основном крупных производителей.

Малика Рахманова: Некоторые депутаты отмечают, что взимание платежа с гидроэлектростанций за использование воды может отразиться на стоимости электроэнергии для простых потребителей. Это может ухудшить и без того непростое положение жителей. И сейчас на окраинах Душанбе свет подается по несколько часов в день и те с перебоями. Говорит семидесятилетняя жительница Душанбе Фатима...

Фатима: Газа нет, света нет, а если и есть, то могут ни с того ни с сего отключить. А еще хотят повысить цены на свет. Месяц не пройдет, как снова приходят, хотят, чтобы заплатили снова 60-70 сомони (около 20 долларов). А бедные люди дают не отказываясь. Что они делают с этими деньгами, бог знает.

Малика Рахманова: В налоговом комитете республики сообщили, что введение налога не должно отразиться на тарифах на электроэнергию. Говорит Рустам Джабаров...

Рустам Джабаров: Электроэнергия - это практически влиять не будет, потому что если сейчас у нас электроэнергия, которая производится, в основном она производится на Нурекской ГЭС. Нурекская ГЭС полностью себя уже окупила, то есть у нее себестоимость электроэнергии 0,1 цента. Если еще 0,01 цента сюда добавится, я не думаю, чтобы это сильно повлияло на тариф.

Малика Рахманова: По данным налогового комитета Таджикистана, внедрение платежа за использование воды увеличит поступления в государственный бюджет Таджикистана на 6,5 миллионов долларов. По мнению экспертов, внесение подобных новшеств в налоговый кодекс имеет как плюсы, так и минусы. В условиях кризиса и экономического спада республика не готова к подобным изменениям, считает генеральный директор Таджикского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации Яраш Пулатов.

Яраш Пулатов: Пока мы не готовы, чтобы осуществить принцип, что вода является не только социальным благом, она имеет экономическую ценность. Чтобы перейти на такой принцип, многие государства применяют это. Пока в условиях Таджикистана это только из области теории, практически осуществить мы еще не готовы. Это зависит от массы проблем, сперва надо усовершенствовать законодательство, надо перейти на интегрированные методы управления водными ресурсами, надо разработать экономический механизм водопользования.

Малика Рахманова: Депутат парламента Мирзошариф Исломиддин напоминает: платежи за использование водных ресурсов взимаются во многих странах мира. Но, по его словам, Таджикистану стоило подождать с нововведением. Это ляжет большим бременем на энергораспределительную компанию «Барки тоджик», которая приобретает электроэнергию у гидроэлектростанций и является в настоящее время убыточной. Налог ухудшит состояние крестьянских хозяйств, которые используют подземные воды для орошения земель. Хозяйствам придется, кроме ежегодного единовременного платежа за содержание скважин, отчислять еще до 600 долларов в качестве налога за воду. Говорит депутат парламента Мирзошариф Исломиддин...

Мирзошариф Исломиддин: Акционерное общество, компания «Барки тоджик» в глубоком финансовом кризисе. У нее большие долги перед налоговым комитетом республики Таджикистан. Поэтому немного надо было подождать, пока этот кризис пройдет и положение компании «Барки тоджик» стабилизируется. Это раз. А по вопросу внедрения налога на пользователей подземных вод, артезианских скважин для декханских хозяйств, вот те ставки, которые мы приняли, они в настоящее время немного обременительны.

Малика Рахманова: Мирзошариф Исломиддин считает, что на инвестиционной привлекательности гидроэнергетического сектора введение платежа за использование водных ресурсов не отразится.
XS
SM
MD
LG