Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня день поминовения Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой


Анастасия Бабурова и Станислав Маркелов
Анастасия Бабурова и Станислав Маркелов

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.
Андрей Шарый: Сегодня день поминовения адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. 40 дней назад они были убиты в центре Москвы. Это преступление до сих пор не расследовано и нет фактически даже информации о том, как идет следствие. В российской столице и в Екатеринбурге сегодня почтили память о погибших пикетами.

Лиля Пальвелева: Адвокат участвовал в процессах, связанных с защитой прав человека. Предметом профессионального интереса корреспондента «Новой газеты» были экстремистские организации.
Сотрудник российского Агентства социальной информации Ирина Каткова сообщает...

Ирина Каткова: Нам передали заявление германских неправительственных организаций. Это "Акция - знак искупления", "Служба дела мира", "Международная амнистия", "Мемориал" (Германия), немецкое сообщество адвокатов, объединение берлинских журналистов. Это заявление нам передали по электронной почте. Германские неправительственные организации солидарны со скорбящими, они вспоминают о том, что Станислав и Анастасия предавали известности случаи нарушения прав человека, они пытались найти виновных, чтобы привлечь их к ответственности. "Мы обещаем всем, кто выступает за укрепление правового государства и демократии в Российской Федерации, свою активную помощь".

Лиля Пальвелева: Пишут члены общественных организаций Германии, попросившие российское агентство распространить их обращение.
А в Екатеринбурге, сообщает наш корреспондент Денис Каменщиков, прошел пикет.

Денис Каменщиков: Народу в Историческом сквере Екатеринбурга у подножия памятника основателям города Татищеву и Геннину собралось не очень много - человек 20. Организаторы акции зажгли свечи, поставили на мраморные ступени памятника фотографии адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, повязали траурные черные ленты, развернули плакаты. Пикетчики раздают прохожим листовки, в которых рассказывается об убийстве адвоката и журналистки, также описывает их биография, наиболее громкие дела, в которых участвовали Станислав Маркелов, и темы, которыми занималась в "Новой газете" Анастасия Бабурова. Листовки прохожие берут на самом деле вяло - примерно каждый пятый.
Милиционеры, естественно, никого не трогают, потому что акция санкционирована, но снимают все на видеокамеру и на мобильные телефоны фотографируют происходящее.

Лиля Пальвелева: В Москве пикет оказался более многолюдным. Собралось около сотни человек. Пришли к боярским палатам. Выстрелы прозвучали именно здесь. На древнюю каменную кладку устанавливали поминальные свечи. Сюда же клали цветы, фотографии погибших и плакаты.

Сурен Едигаров: Меня зовут Сурен, фамилия Едигаров. Я активист "Объединенного гражданского фронта".

Лиля Пальвелева: Вы положили сейчас плакат...

Сурен Едигаров: Я могу его прочитать. Там по поводу Стаса Маркелова написано: "Он мог защитить всех, его не смог защитить никто. Но нам высокий и прямой запомнится навек над нашей согнутой спиной стоящий человек".

Лиля Пальвелева: Найдут когда-нибудь заказчиков и убийц?

Сурен Едигаров: Надежда есть, что найдут хотя бы исполнителей, но слабая, потому что, ну, на мой взгляд, очевидна причина, побудившая к этим выстрелам, на мой взгляд, очевидна реакция наших властей, мягко говоря, запоздалая, неохотная. Я, например, имею в виду реакцию нашего президента Медведева, вызвавшая у меня просто чувство стыда. Да и вообще как-то активность милиции не в вопросе поиска убийц, а в вопросе ликвидации цветов на месте гибели, срыва плакатов.

Лиля Пальвелева: А что, такое уже бывало?

Сурен Едигаров: Конечно, да. Буквально через несколько дней после смерти, когда мы тут собрались, было море цветов. Когда все люди разошлись, большая масса, подошел местный начальник милиции общественной безопасности, подполковник, начал срывать фотографии погибших, цветы сгребать, свечи с парапетика поминальные смахивать рукой, давать команду дворникам все это убрать, кричал нам "не кладбище, сейчас вас всех задержат здесь за осквернение памятника", говорят, что тут памятник архитектуры. Нам с трудом удалось отвоевать буквально физическим противостоянием каким-то, телами.

Лиля Пальвелева: Вы не могли бы сказать, что за газета у вас?

Юрий Ляхов: "Новая газета", сегодняшняя. Это письмо родителей Анастасии Бабуровой, обращенное к обществу просто. Говорят о том, что равнодушие погубило дочь, что убийство, совершенное среди бела дня вот в этом самом месте, где мы с вами стоим, при очевидном скоплении людей, означает лишь то, что люди абсолютно равнодушны. Убийство произошло в 14 часов с минутами, а "скорая помощь" была вызвана в 15 часов с минутами, то есть 40 минут Анастасия и Стас лежали... ну, Стас, видимо, убитый сразу, Анастасия истекала кровью. Они пишут о том, что смерить констатировали ее дочери от потери крови и от того, что не выдержало сердце. Очевидно, если помощь была бы оказана сразу, скажем, каким-то первым неравнодушным человеком, вполне возможно, что она осталась жива. Меня зовут Ляхов Юрий Борисович. Я просто читаю "Новую газету", люблю ее.

Лиля Пальвелева: Но особенно много во время пикета говорили о фашиствующих молодчиках, которые вольготно чувствуют себя в Москве. Милиционеры вели себя корректно.

XS
SM
MD
LG