Программу "Итоги недели" ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Дмитрий Волчек: Год назад Дмитрий Медведев стал президентом России. Дискуссии о судьбе власти в кризисные времена велись на экономическом форуме в Красноярске, на заседании форума "Стратегия 2020", в котором принял участие Владислав Сурков, а свободный разговор о будущем тандемократии ведется в блогах и интернет-изданиях. О спорах экспертов рассказывает Данила Гальперович.
Данила Гальперович: Сначала в «Московском комсомольце» появилось интервью Глеба Павловского, где один из главных творцов идеологического обоснования нынешней российской власти проводил одну по сути идею - не троньте тандем. Потом в интернет-журнале давнего знакомого Павловского Александра Морозова, человека, когда-то стоявшего у истоков российской общественно-политической аналитики, появилось письмо Глеба Павловского, больше напоминавшее статью-размышление. Основная мысль та же – российская интеллигенция сильна в ломке любой системы, хорошо бы научиться уважать хоть какую-то стабильность. Многие наблюдатели усмотрели в этом письме некое предупреждение о том, что времена меняются и самому Павловскому, а также тем, кто пользовался его услугами, эта перемена не очень нравится. Александр Морозов говорит в интервью Радио Свобода, что увидел в письме Павловского именно это.
Александр Морозов: Ситуация была такова: я объявил со страниц моего "Живого журнала" встречу блоггеров, тех, кто меня читает, это была личная встреча. Люди собрались, и внезапно пришел Глеб. Наверное, последний раз я его видел 8 лет назад. Через два дня он прислал мне письмо.
Данила Гальперович: Не менее, а даже более интересно, чем содержание письма Глеба Павловского своему давнему знакомому, то, как кремлевский политолог проложил путь к этой публикации. По словам Александра Морозова, Павловский на его горизонте появился буквально как из-под земли.
Александр Морозов: Мне кажется, это просто объясняется. Ведь если начнется более масштабный смысловой переход к другой модели, то тогда, конечно, последует за этим и существенная переоценка тех людей, которые участвовали в создании такой чекистской управляемой демократии. И если вдруг этот переход состоится, тогда возможна и сегрегация, как я это называю, действительно тогда состоится мечта радикальной оппозиции о люстрации, о наказании виновных. Поэтому, конечно, правильный сценарий с его точки зрения заключался бы в том, чтобы ничего этого не состоялось, а вместо этого мы все в России плавно перешли к какой-то более мягкой модели того же самого.
Данила Гальперович: В разговоре с корреспондентом Радио Свобода сам Глеб Павловский подтвердил, что письмо написано отчасти с целью предупредить о возможных потрясениях. И на вопрос о том, кто разделяет его опасения, назвал три фамилии – Медведев, Путин, Сурков. Если первые две были произнесены, вероятно, для усиления впечатления, то фамилия первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова здесь как раз к месту. По словам многих наблюдателей, в последнее время этот чиновник чувствует себя неуютно, находится не в лучших отношениях со спецслужбами и проявляет себя то как защитник того же самого тандема, то как критик правительства. Эксперт московского центра Карнеги Николай Петров говорит, что сейчас может подходить срок истечения договоренностей о неприкосновенности старой команды.
Николай Петров: Что касается внутренней политики, то тот раздрай, который сейчас выплеснулся в публичное пространство, он же происходит довольно давно. И люди из окружения Медведева очень давно и открыто говорят о том, что курс во внутренней политике был ошибочным последние уже три-четыре года и его нужно резко менять. И в этом смысле позиция Суркова оборонительная и активность его в связи со "Стратегией 2020", и выступления нескольких людей и его союзников - это не попытка даже доказать свою полезность в ситуации, когда сделать очень сложно. То есть мне кажется, есть личностный момент, и этот личностный момент фактически предопределяет то, что целый значительный блок администрации президента, который был оставлен Путиным Медведеву, навязан фактически ему, он уйдет и уйдет безотносительно того, как им удастся сейчас заручиться чьей поддержкой.
А второе – это объективная ситуация. То, что мы наблюдаем сейчас все последнее время – это активные (более или менее эффективные, эксперты считают по-разному), но, по крайней мере, активные попытки правительства каким-то образом в экономической сфере реагировать на кризис и абсолютно упрямое продолжение того курса во внутренней политике, который был установлен там год-два назад, который тогда в эпоху благосостояния мог рассматриваться как более-менее рациональный, а сейчас все больше расходится с реалиями экономическими.
Данила Гальперович: Известный политолог Дмитрий Орешкин также уверен в том, что фактор экономического кризиса играет в расслоении системы и перебегании политиков из одного лагеря в другой решающую роль.
Дмитрий Орешкин: Мне кажется, что разговоры о глубоком внутреннем единстве тандема - это все-таки операция прикрытия. На самом деле мы видим объективные тенденции, которые неважно называть по фамилиям Путин или Медведев. Одна тенденция в условиях экономического кризиса заключается в том, чтобы завинчивать гайки, наводить порядок, изымать средства у бизнеса, вводить валютное регулирование, запрещать вывод средств из России и так далее. Это озвучивают так называемые силовики, будь то Якунин, будь то Чемезов, будь то другие люди, приближенные к Путину справа.
Другая тенденция исходит из того, что из кризиса можно выбраться только в том случае, если действительно получить инвестиции, если действительно создать условия, выигрышные для развития бизнеса, в том числе мелкого и среднего, и соответственно, распустить ту самую концепцию государственного строительства, когда экономика подразумевалась как супергосударственная корпорация, которая управляется из Кремля и в некотором смысле либо повторяет Советский Кобз в более мягкой форме, либо Южную Корею. Выбор между этими двумя концепциями вынужденно придется делать, потому что они друг с другом не уживаются.
Данила Гальперович: Сейчас многие эксперты внимательно следят за возможными изменениями в составе администрации президента России и, в частности, за судьбой главы этой структуры Сергея Нарышкина. Но в любом случае, если не весной, то осенью для российской власти может наступить критический момент в выборе дальнейшего пути. Нужно будет начинать готовиться либо ко второму сроку Дмитрия Медведева, либо непонятно какому сроку кого-то еще.